РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дербент. 22 октября 2012 г.
Судья Дербентского федерального городского суда Алибалаев Ш.М.,
с участием:
истиц - Курбановых: Замины, Исабековны, Сабины Исабековны, Амины Исабековны,
представителей администрации г.Дербента -. Кадырбекова З.Ш., Раджабова А.С.,
прокурора - Мамадова С.С.,
секретаря - Карабековой М.Р.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, в г. Дербенте, дело по иску Курбановых: Замины, Исабековны, Сабины Исабековны, Амины Исабековны к Администрации г. Дербента обязать администрацию городского округа «город Дербент» предоставить Мисриевой (Курбановой) Амине Исабековне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курбановой Замине Исабековне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курбановой Сабине Исабековне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилые помещения вне очереди и не ниже установленных законом социальных норм, как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае отсутствия жилья приобрести его за счет средств поступающих из республиканского бюджета Республики Дагестан в администрацию городского округа «город Дербент» и передать Мисриевой (Курбановой) Амине Исабековне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курбановой Замине Исабековне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Курбановой Сабине Исабековне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях социального найма жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Истицы обратились в суд с иском и в исковом заявлении и в судебном заседании указали, что они - Курбанова Замина Исабековна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Курбанова Сабина Исабековна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Мисриева(Курбанова) Амина Исабековна, ДД.ММ.ГГГГ, являются родными сестрами, остались без попечения родителей и были отданы под опеку ФИО5, так как их мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отцом ФИО20, лишенным родительских прав вследствие самоустранения от нашего воспитания, систематического злоупотребления алкогольными напитками и ведения паразитического образа жизни, не были созданы благоприятные жилищно - бытовые и материальные условия необходимые для их полноценного воспитания.
Постановлением главы администрации г.Дербента <номер изъят> oт ДД.ММ.ГГГГ над ними была установлена опека.
Это явилось основанием для постановки их на учет нуждающихся в жилье лиц в списки «детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением главы администрации г.Дербента <номер изъят> с. ДД.ММ.ГГГГ они были поставлены на жилищный учет в списки «детей сирс1 и детей, оставшихся без попечения родителей».
Справками начальника жилищного отдела администрации г.Дербента подтверждается, что в настоящий момент все они состоят на учете нуждающихся в жилье лиц в списках «детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» под №, № 121, 122, 123.
На основании ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с Законом РД № 57 от 04.12.2008 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред.Закона РД № 38 от 09.07.2010 г.),органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан наделены государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся 6ii попечения родителей, а так же лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
В соответствии со ст. 8 Закона РД № 58 от 29.12.2004 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста по обстоятельствам, не зависящим от воли указанных лиц,сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения.
В настоящее время нам, Мисриевой(Курбановой) А.И. - 23 года, Курбановой З.И. - 22 года и Курбановой С.И. - 19 лет, однако по сей день никто из них жильем не обеспечен, хотя действующим законодательством гарантировано внеочередное обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усматривается серьезное нарушение наших прав, а так же нарушение действующего законодательства.
Какие либо доводы ответчика об отсутствии жилых помещений или финансовых средств для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей -являются несостоятельными.
Своего жилья не имеют, что подтверждается справками из БТИ и УФРСК по г.Дербенту. 6.09. 2011 г. умерла их опекун ФИО5 и после ее смерти жить с родственниками опекуна стало практически невозможно, часто происходят скандалы и их постоянно просят освободить дом, ссылаясь на то, что они уже взрослые совершеннолетние девушки и должны сами строить свою жизнь.
Старшая сестра Амина вышла замуж 22 марта 2008 г. и ей приходится жить с мужем и малолетним ребенком на съемной квартире, так как своего жилья у них нет. Из за постоянных конфликтов в семье опекуна Сабине и Замине, периодически приходится жить у старшей сестры с ее мужем и ребенком на их съемной квартире.
Представители администрации г.Дербента -. Кадырбеков З.Ш., Раджабов А.С. исковые требования истиц признали.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требования истиц обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Постановлением главы администрации г.Дербента от oт 19.08.2002 г. над ними была установлена опека, поскольку остались без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФвне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Своего жилья не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о том, что запрашиваемые сведения не могут быть предоставлены, поскольку сведений о наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество отсутствуют, справкой филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» г.Дербент подтверждается, что своего жилья не имеет, с раннего возраста остались без попечения родителей.
Проживание в доме опекуна не представляется возможным, так как она умерла и члены её семьи требуеют освободить
Из ст. 1 Закона РД «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12. 2004 г. № 58 усматривается следующее: дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей иимеют в соответствии с настоящим Законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Постановлением главы администрации от 2.04.2007 г. № 32/15 они поставлены на учет нуждающихся в жилье лиц в очередь «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с Законом РД от 4.12. 2008 г. №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона РД от 9.07.2010 № 38) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД наделены государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Кроме того, согласно ст. 8 Закона РД «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12. 2004 г. № 58, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста по обстоятельствам, не зависящим от воли указанных лиц, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения.
На основании п.2 ст. 57 ЖК РФ и ч.2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12. 1996 г. N 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиватьсяорганами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Эти требования в последующем были закреплены и в других законах, в частности, в ФЗ « Об основных гарантиях прав в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. ( в ред. Федерального закона от 20.07.2000 г. № ЮЗ-ФЗ); в постановлении Госсовета РД « О мерах по осуществлению адресной социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за №112 от 14.07.1999 г., Постановлении Правительства Республики Дагестан « О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №35 от 20.02.2002 г.
Статья 27 Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г. признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимого для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государство - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своей возможностей.
Доводы истиц, что они не обеспечены жилой площадью по договору социального найма, хотя каждый год в бюджет РД закладываются средства на приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и что время после постановки их на учёт с 2007 г., чтобы администрация городского округа « город Дербент» предоставила ей жилье было достаточным, но ими этого не было сделано, и тем самым они нарушают его жилищные права, предусмотренные законом, обоснованы и приняты во внимание судом.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального фонда.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, согласно ч. 2 ст.14 ЖК РФ, относятся ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также представление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В части 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета РД. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РД и относятся к расходным обязательствам РД.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РД от 02.06.09 г. № 161 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД» Министерство образования и науки РД определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий РД по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно указанному порядку обеспечения жильём указанной категории граждан, утвержденного постановлением Правительства РД от 7.06.2006 г. за№108 регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания.
Сторонами не оспаривается вопрос о том, что истицы, как лица, оставшиеся без попечения родителей поставлены на учет, как нуждающаиеся в жилье в администрации городского округа «город Дербент».
В силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (в редакции Федеральных законов от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ, от 22.08. 2004 г. за № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 49 ч.3 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям, нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Как видно, иной порядок законами РФ и субъекта РФ, т. е. Республики Дагестан не предусмотрен.
Из представленных истицей доказательств, не оспариваемых ответчиком, справки начальника МКП «Отдел по учёту, распределению и приватизации жилья администрации г. Дербента» видно, что истицы с раннего возраста осталась без попечения родителей, признаны сиротами, состоят на жилищном учете в очереди « Детей-сирот» и детей, оставшихся без попечения родителей за №121,122,123..
Кроме того, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Таким образом, с учётом обстоятельств дела, пояснений сторон, суд считает возможным принять признание иска стороной по спору и принять решение об удовлетворении в полном объёме заявленных исковых требований.
Кроме того, в соответствии со ст. 68 ч. 2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств, и при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 198 ч.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст.2,14,57 ЖК РФ, ст.ст.191-197 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком.
Обязать Администрацию городского округа «город Дербент» обеспечить Курбанову Заминк Исабековнк, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курбанову Сабину Исабековну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мисриеву(Курбанову) Амину Исабековну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих в <адрес изъят> жилыми помещениями, не ниже установленных социальных норм, по мере поступления финансирования из бюджета РД, а в случае отсутствия жилья приобрести его за счёт целевых средств, поступающих из республиканского бюджета в муниципальный жилой фонд, с учётом очередности по списку детей-сирот, утверждённого в администрации г. Дербента.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке Верховный Суд РД в течение 30 суток со дня его провозглашения.
Председательствующий - Алибалаев Ш.М.