Решение суда. Отказано в удовлетворении исковых требований



     РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

г.Дербент                                                                    25 июля 2011 г.

Судья Дербентского городского суда РД Гаджиев Д.А., при секретаре Бекшиевой А.М., с участием представителя Агаметовой Х.М. - Агаметова Т.М., представителя администрации <адрес изъят> Раджабова А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя министра труда и социального развития Республики Дагестан Джамаева М.М. о признании незаконным постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в части перевода очереди ФИО2 на Агаметову Х.М. как на вдову участника ВОВ,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель министра труда и социального развития Республики Дагестан Джамаев М.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в части перевода очереди ФИО2 на Агаметову Х.М. как на вдову участника ВОВ.

Министерство труда и социального развития РД, надлежаще извещённое о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, направило ходатайство в котором просит суд рассмотреть дело без их участия, с учетом позиции изложенной в заявлении.

Свое заявление Министерство труда и социального развития РД мотивировало тем, чторешением федерального суда Советского района г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Х.М.Агаметовой, Т.М.Агаметова, ФИО1 к Министерству, предусмотрев ко взысканию с Министерства в пользу Агаметовой Х.М. денежную сумму в размере 819 000 руб., Агаметова Т.М. - 409 500 руб., ФИО1 - 409 500 руб., всего общую сумму 1 638 000 (один миллион шестьсот тридцать восемь тысяч) рублей с перечислением указанной суммы на расчетный счет <номер изъят>. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ решение федерального суда Советского района г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения исковых требований Агаметовой Х.М. оставлено без изменения, а кассационная жалоба Министерства в этой части - без удовлетворения. Были внесены изменения в резолютивную часть решения суда - вместо общей суммы 1 638 000 руб. указано 819 000 руб. (восемьсот девятнадцать тысяч) рублей, далее эта часть решения суда оставлена без изменения. Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в передаче надзорной жалобы Министерства на решение Советского районного суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее также Закон «О ветеранах»).

В соответствии со статьей 23.2 Закона «О ветеранах» форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем вышеуказанных категорий граждан определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348 «О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и

участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» Министерство определено уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий вышеназванных категорий граждан. Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. К ним относятся участники, инвалиды Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны (в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 указанного закона).

ФИО21934 года рожденияне относится к перечисленным категориям лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата РД по городам Дербент, Дагестанские Огни и Дербентскому району <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, которой он определен как инвалид - участник боевых действии в Венгрии, т.е. Агаметова Х.М. является членом семьи погибшего (умершего) инвалида боевых действий, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах» (далее также Закон «О ветеранах»), в том числе и на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом, выделение субсидии на улучшение жилищных условийчленам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий в соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 23.2 Закона «О ветеранах» осуществляется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метрови средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Таким образом, обеспечение субсидией на улучшение жилищных условий Х.М.Агаметовой, исходя из общей площади жилья36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, как это предусмотрено для ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, Министерством не представляется возможным.

Кроме того, согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 ветеранам боевых действий, принимавшим участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону "О ветеранах", предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Тем самым законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до1 марта 2005 года не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, для которых нет ограничений по принятию их на учет для улучшения жилищных условий и предоставления безвозмездной субсидии на соответствующие цели, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года <номер изъят> «Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» соответствующие средства носят строго целевой характер.

Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"не подлежат.

Соответственно Х.М.Агаметова как вдова инвалида боевых действий на территории Венгрии, не имеет права на получение субсидии из расчета 36квадратных метров и средней рыночной стоимости1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

С учетом изложенного Министерствопросит суд восстановить процессуальный срок для подачи заявления об оспаривании постановления администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в части перевода очереди ФИО2 на Агаметову Х.М. как на вдову участника ВОВипризнать его незаконным.

В судебном заседании представитель Агаметовой Х.М. - Агаметов Т.М. требования заместителя министра труда и социального развития Республики Дагестан не признал, считает их необоснованными, пояснив, что Министерство труда и социального развития РД обратилось в суд г.Дербента с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об оспаривании постановления главы администрации г.Дербента от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в части перевода очереди ФИО2 на Агаметову Х.М. как на вдову участника ВОВ, при этом, Министерство труда и социального развития РД знает о наличии данного постановления со дня его подписания. Постановление главы администрации г.Дербента от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> уже выступало в качестве одного из оснований при разрешении исковых требований по обеспечению Агаметовой Х. жильем за счет средств из федерального бюджета в суде Советского района г.Махачкалы (решение суда от ДД.ММ.ГГГГ); в кассационной инстанции Верховного суда РД (определение судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ); в надзорной инстанции Верховного суда РД (определение судьи Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ) И до настоящего времени в судах всех инстанций оно не оспаривалось Министерством. Минтрудсоцразвития РД обратилось с заявлением об оспаривании лишь после разрешения спора судами всех инстанций, удовлетворивших исковые требования Агаметовой Х.. Решение суда вступило в законную силу. Более того, данное заявление Минтрудсоцразвития РД подало после рассмотренного ДД.ММ.ГГГГ судом Советского района г.Махачкалы ходатайства Министерства труда и социального развития РД об отсрочке исполнения решения суда Советского района г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ Определением суда Советского района г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ Министерству труда и социального развития РД было отказано в удовлетворении ходатайства об отсрочке. Агаметова Х. М. категорично не согласна с доводами Минтрудсоцразвития РД. В своем заявлении Министерство труда и социального развития РД просит признать постановление г.Дербента от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О восстановлении ФИО1 и Агаметова Т.М. на учете нуждающихся в жилье, о переводе очереди участника ВОВ ФИО2 на вдову Агаметову Х.М.» в части перевода очереди участника ВОВ ФИО2 на вдову Агаметову Х.М незаконным и в качестве оснований Минтрудсоцразвития РД перечисляет все судебные акты начиная с суда первой инстанции и заканчивая судом надзорной инстанции (решение суда Советского р-она г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ; определение судебной коллегии по гр.делам Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ; определение судьи Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ). Всеми перечисленными судебными инстанциями уже приняты акты, удовлетворившие требования Агаметовой Х. по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, вдовы умершего инвалида ВОВ ФИО2 и по которому решение суда уже вступило в законную силу. Далее, в своем заявлении Министерство труда и социального развития РД, в качестве основания приводит выписки: из Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>; выписку из ст.23.2 закона «О ветеранах»; Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>. После перечисления вышеуказанных выписок из нормативно правовых актов Министерство труда и социального развития РД в своем заявлении описывает свое видение правового статуса ФИО2 и указывает на то, почему, по мнению Минтрудсоцразвития РД, предоставление субсидии по обеспечению ее жильем в размере 36 кв.м. не возможно. Однако правовой статус покойного супруга Агаметовой Х.М., ее правовой статус, применение норм федерального и регионального законодательства, на которые в своем заявлении ссылается Минтрудсоцразвития РД и приводит их в качестве оснований, уже были предметом

тщательного разбирательства при разрешении иска по обеспечению ее жильем за счет средств федерального бюджета в суде первой инстанции - решение Советского суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ; суде кассационной инстанции - определение судебной коллегии Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ; судьей суда надзорной инстанции- определение судьи Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ и решение суда вступило в законную силу. Таким образом, в своем заявлении Минтрудсоцразвития РД в качестве оснований приводит предметы спора по которым судами всех инстанций было проведено тщательное изучение и разбирательство. В связи с изложенным считает что заявителем пропущен процессуальный срок для обжалования постановления главы администрации г. Дербента <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит суд в удовлетворении заявления отказать.

Представитель администрации г.Дербента Раджабов А. также считает доводы заместителя министра труда и социального развития Республики Дагестан необоснованными по изложенным выше основаниям, просит заявление оставить без удовлетворения.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что

нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод…… Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как усматривается из решения суда Советского района г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ, определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ министерству труда и социального развития Республики Дагестан о постановлении главы администрации г.Дербента от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> было известно на тот период, однако в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, или законных интересов они обратились лишь ДД.ММ.ГГГГ (согласно штампу на конверте) то есть с пропуском трехмесячного срока.

Обращаясь с заявлением о восстановлении процессуальный срок для подачи заявления об оспаривании постановления администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в части перевода очереди ФИО2 на Агаметову Х.М. как на вдову участника ВОВ, заявителем каких либо уважительных причин пропуска срока не указано и не представлено суду никаких доказательств в подтверждение того, что имелись какие-либо обстоятельства, препятствовавшие его обращению с заявлением в суд в предусмотренный законом срок.

Следовательно, срок на оспаривание постановления администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> пропущен заявителем без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

Заявление заместителя министра труда и социального развития Республики Дагестан Джамаева М.М. о признании незаконным постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в части перевода очереди ФИО2 на Агаметову Х.М. как на вдову участника ВОВ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Дербентский городской суд в течение 10 дней после его составления в окончательной форме.

           Резолютивная часть решения вынесена 25 июля 2011г.

           Решение в окончательной форме составлено 29 июля 2011 г.

                                              Судья                             Гаджиев Д.А.