Решение суда. Исковые требования удовлетворены



                    РЕШЕНИЕ
              Именем Российской Федерации.

                                                                            

г.Дербент                                                                2 марта 2011 г.

Судья Дербентского федерального городского суда Алибалаев Ш.М.,

с участием:

истца - Джавадова Магира Исламуддиновича,

представителя ГУ ОПФР РФ в РД по г. Дербенту Абакарова А.М

секретаря - Багирова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Джавадова Магира Исламуддиновича о признании незаконным решение начальника управления ОПФР по РД в г. Дербенте от 25.01.2011 г. о привлечении его как страхователя к ответственности- штрафу в размере 10 тыс. руб.,

                   УСТАНОВИЛ:

Решением начальника управления ОПФР по РД в г. Дербенте от 25.01.2011 г. Джавадов М.И. привлечён к ответственности-штрафу в размере 10 тыс. руб., как указано в решении в соответствии со ст. 101 НК РФ, ст.ст. 13, 27 ФЗ «167 от 15.12.2001 г.» Об обязательном пенсионном страховании в РФ» за нарушение ст. 11 упомянутого закона. Заявитель в своей жалобе указал, что является пенсионером МВД РД с 01 октября 2005 г. по настоящее время, получает пенсию в соответствии с законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей».

Начальником Управления ГУ ОПФР по РД в г. Дербенте ФИО5 в отношении него вынесено требование №1 от 25.01.2011 г. об уплате штрафных санкций за нарушение Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ в размере 10 тыс. руб. в срок до 29.01.2011 г., которое основано на акте камеральной проверки № 1 от 17.01.2011 г. и решении № 1 от 25.01.2011 г. о привлечении страхователя к ответственности, и он считает это решение начальника ГУ ОПФР по РД в г. Дербенте ФИО5 незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Федеральными законами определён порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, пенсии по инвалидности военнослужащим в РФ. Согласно ст.1 и ст.ст. 7 и 10 данного Закона к лицам, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся и лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и семьи этих лиц. При наличии у военнослужащих и их семей одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору и выплата пенсий этим лицам и их семьям обеспечивается из федерального бюджета.

В своих возражениях на жалобу Джавадова М. И., руководитель Управления ГУ-ОПФР по РД в г. Дербенте указал, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в РФ самостоятельно зарегистрироваться в территориальных органах ПФР в срок не позднее 30 рабочих дней обязаны:

нотариусы, занимающиеся частной практикой - со дня назначения на должность;

адвокаты - со дня выдачи удостоверения адвоката;

индивидуальные предприниматели, заключившие трудовые договоры с работниками, - со дня заключения соответствующих договоров:

физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров. Процедура постановки на учет в территориальных органах ПФР страхователей данной группы установлена Порядком регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, уплачивающих страховые взносы в пенсионный фонд РФ в виде фиксированных платежей, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 02.08.2006 N 197п. Зарегистрироваться адвокаты должны так же, как и нотариусы, в срок не позднее 30 дней со дня получения удостоверения, подтверждающего статус адвоката (п. 5 Порядка N 197п).

Для этого в ТО ПФР по месту жительства надо подать Заявление о регистрации по форме, которая приведена в Приложении 1 к Порядку N 197п. К заявлению необходимо приложить заверенные копии удостоверения, паспорта и других документов, указанных в п. 6 Порядка N 197п.

За нарушение срока регистрации в ТО ПФР установлена ответственность в виде штрафа ia

основании п. 1 ст. 27 Закона N 167-ФЗ. Нарушение указанными лицами срока регистрации

в ТО ПФР, установленного ст. 11 Закона N 167-ФЗ, влечет взыскание штрафа. Причем его

размер зависит от количества дней просрочки:

до 90 дней - штраф 5000 руб.;

более чем на 90 дней - штраф 10 000 тыс. руб.

Пенсионные взносы в виде фиксированного платежа уплачивают следующие страхователи (пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 28, ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ - индивидуальные предприниматели; адвокатьцнотариусы; иные лица, занимающиеся частной практикой; лица, добровольно вступившие в отношения по ОПС в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ.

Размер фиксированного платежа определяют исходя из стоимости страхового года. Ее ежегодно утверждает Правительство РФ (п. 2 ст. 28 Закона N 167-ФЗ). В 2009 г. стоимость страхового года составляет 7274 руб. 40 коп. (Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 799). Таким образом, именно эта величина представляет собой фиксированный платеж в этом периоде- в 2008 г. стоимость страхового года составляла 3864 руб. (Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 246), в 2007 г. стоимость страхового года составляла 1848 руб. (Постановление Правительства РФ от 12.03.2007 N 156).

Заявитель 14 июня 2006 г. зарегистрировался в качестве адвоката в Главном управлении ФРС по РД за № 601 и обратился с заявлением о регистрации 18.01.2011 г. в Пенсионный фонд г. Дербента т.е. с нарушением срока регистрации более чем на 90 дней. Указанная норма (ст. 11 Федерального закона № 167-ФЗ) не корреспондирует действия, связанные с регистрацией адвоката на наличие обстоятельств предусмотренных Федеральным законом от 12 февраля 1993 года за № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей». Предоставление льгот по уплате страховых взносов в целях реализации Определении Конституционного Суда РФ за № 223-0 от 24 мая 2005 г. адвокатам осуществляется Пенсионным фондом при регистрации в территориальных органах и предоставлении соответствующих документов подтверждающих факт получении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 № 4468-1

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. за № 156 -ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам пенсионного обеспечения « п.2 статьи 1 внесено изменение в статью 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей» где указывается « Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». В связи с этим ссылка Джавадова М.И. на не обязательности регистрации в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, так как он не претендует на страховую пенсию и незаконности наступления последствий при невыполнении требований статьи 11 в виде наложения штрафа в размере 10000 руб. является не обоснованной и не соответствующий действующему законодательству. Действия работников ГУ-ОПФР по РД в г. Дербенте по привлечению ответственности в соответствии с п.1 ст.27 Федерального закона № 167- ФЗ Джавадова М.И. за невыполнения требований предусмотренных ст. 11 Федерального закона № 167-ФЗ являются обоснованными и соответствующим действующему законодательству и просил суд жалобу Джавадова М.И. о признании незаконными принятых решений о привлечении ответственности за нарушении ст. 11 Федерального закона № 167-ФЗ Управлением ГУ- ОПФР по РД в г. Дербенте оставить без удовлетворения. Исследовав доводы сторон, материалы дела суд считает требования жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Заявитель 14 июня 2006 г. зарегистрирован в Главном управлении ФРС по РД за № 601 в качестве адвоката и 21.07.2006 г. поставлен на учет в межрайонном налоговом органе ФНС России № 3 по РД г. Дербента, как физическое лицо и после постановки на учет в налоговом органе оплачивались налоги, установленные для этой категории налогоплательщиков, а именно налог с физических лиц НДФЛ, единый социальный налог, налог в Федеральный фонд обязательного медстрахования и налог в территориальный фонд медстрахования, в установленных размерах и в установленные сроки.

В связи с изменением законодательства, и в соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 197п от 02.08.2006 г. «Об утверждении порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированных платежей», он обратился в ОПФР по г. Дербенту для постановки его на учет для оплаты фиксированных платежей в фонды Федерального обязательного страхования и территориального медстрахования, которые с 1 января 2010 г. оплачиваются физическими лицами, занимающиеся предпринимательской деятельностью в Пенсионный фонд РФ.

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. По этому законодательству право конкретного гражданина на пенсионное обеспечение зависит от уплаты на его индивидуальный лицевой счет взносов на обязательное пенсионное страхование. Данная система обязательного пенсионного страхования предусматривала обязанность работодателей и индивидуальных предпринимателей, в том числе адвокатов и нотариусов уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование (подпункт 2 пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ.

Однако Определением Конституционного Суда РФ № 223-0 от 24 мая 2005 г., положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167 от 15 декабря 2001 г. признано утратившую силу как несоответствующий статьям 19 (части 1 и 2, 39 (часть 1) и 55 (частьЗ) Конституции РФ и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами в той части, в какой они возлагаются на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ.

Также в данном Определении Конституционного Суда РФ в отношении военных пенсионеров указано: « В условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реачизации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством представления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с Учреждениями Пенсионного фонда РФ. которое регулируется статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ.

В определении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. № 187-0 указано, что законодатель, осуществляя на основании статьей 39 (часть 2), 71 (пункт «в»), 72 (пункты «б», «ж» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ регулирование условий и порядка представления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан (статья 19, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего, и запрет вводит не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страхового обеспечения с учетом объема накопительных страховых взносов лишает смысла пенсионного страхования, которое в подобных случаях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которые не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статьей 19 (части 1 и 2), ст. 39 ( часть 1) и 55 ( часть 3) Конституции РФ.

Председатель Пенсионного фонда РФ ФИО6 в своем письме от 28 октября 2005 г. № ГБ-09-26/115302 «О направлении рекомендаций», указывает, что индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые являются получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотам наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» (Закон №4468-1 от 12.02.1993 г.. не уплачивают страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии с 24 мая 2005 г. - даты провозглашения Определения Конституционного Суда РФ. Кроме того, в разъяснении начальника департамента организации администрирования страховых взносов ПФП ФИО7 (письмо от 27.10.2010 г. №30-19/11426 территориальным органам пенсионного фонда РФ указано, что штрафные санкции, предусмотренные п.1 ст. 27 ФЗ №167 адвокатам, зарегистрированным по месту нахождения адвокатских образований, за несвоевременную регистрацию в органах ПФР по месту их жительства применению не подлежат, и расчёт сумм страховых взносов адвокатами производится самостоятельно в соответствии со ст. 14 ФЗ № 212.

Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 г. № 582 «Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование виде фиксированного платежа в минимальном размере» также указывает, что частные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы и частные детективы, получающие пенсии согласно Закона №4468-1 от 12.02.1993 г. не уплачивают страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии». Таким образом, по буквальному смыслу нормативные положения п.2 ст. 14 Закона № 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на военных пенсионеров, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязанность обязательной страхования и уплаты фиксированных платежей. Тем самым вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве гарантии, обеспечивающей права получения страховой части пенсии, принимает характер принудительно-добровольной и утрачивает смысл. Следовательно, не имеет смысла обязательности для пенсионного страхования, если пенсионер на страховую пенсию не претендует.

При изложенных обстоятельствах решение начальника ГУ ОПФР по РД в г. Дербенте ФИО5 о привлечении страхователя Джавадова М.И.к ответственности нельзя признать. законным и оно подлежит отмене

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Джавадова Магира Исламуддиновича удовлетворить. Признать незаконными составленные в отношении адвоката Джавадова Магира Исламуддиновича работниками Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Дербенту следующие документы: акт камеральной проверки №1 от 17.01.2011 г.; требование №1 от 25.01.2011 г. об уплате штрафных санкций за нарушение Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; решение №1 от 25.01.2011 г. о привлечении страхователя к ответственности.

Решение №1 от 25.01.2011 г. о привлечении меня к ответственности и требование №1 от 25.01.2011 г. об уплате штрафных санкций за нарушение Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», составленные в ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дербенту отменить. Взыскать с Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Дербенту в пользу заявителя Джавадова Магира Исламуддиновича, сумму уплаченной им госпошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд РД в 10- дневный срок со дня его провозглашения с подачей жалобы через горсуд.

Алибалаев Ш.М.