РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 июля 2010 года г.Дербент Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Гаджиева Д.А., при секретаре Бекшиевой А.М., с участием истицы Абдулхаликовой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулхаликовой Суайбат Магомедовны к администрации г.Дербента об обязании предоставить ей жилье не ниже установленных социальных норм, У С Т А Н О В И Л: Абдулхаликова С.М. обратилась в суд с иском к администрации г.Дербента, в котором просит суд обязать администрацию г.Дербента предоставить ей жилье не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании Абдулхаликова С.М. поддержала свои требования и пояснила, что она осталась без попечения родителей, <данные изъяты>. С 1990 по 2003 годы она проживала и воспитывалась в Дербентском детском доме. Своего жилья она не имеет, в связи с чем постановлением главы администрации г. Дербента №70/12 от 21 сентября 2005 года она принята на учет нуждающихся в жилье граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она неоднократно обращалась в администрацию г.Дербента по жилищному вопросу, однако никаких результатов это не дало. Просит удовлетворить её требования. Представитель администрации г.Дербента Караева У.А. в судебном заседании пояснила, что администрация г.Дербента в настоящее время свободным жильем либо денежными средствами для его приобретения не располагает. При поступлении соответствующих денежных средств из республиканского либо федерального бюджета администрация г.Дербента готова обеспечить её жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии с порядком обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД, утвержденным постановлением правительства РД от 02 июня 2009 года № 161: дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Учет лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, осуществляется в соответствии с Законом Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 2 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Республике Дагестан". Учреждения системы Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, а также Министерства образования и науки Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 июля, представляют списки выпускников этих учреждений, нуждающихся в жилье, которым в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в администрацию соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан по форме согласно приложению N1. Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 августа, представляют сведения о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в Министерство образования и науки Республики Дагестан по форме согласно приложению N 2. Министерство образования и науки Республики Дагестан на основании сведений, представленных администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, до 1 сентября представляет сведения о потребности средств, необходимых для осуществления государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жильем лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в соответствующем году, в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, в Министерство финансов Республики Дагестан по форме согласно приложению N 3. Министерство финансов Республики Дагестан на основании сведений, представленных Министерством образования и науки Республики Дагестан, при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривает необходимые ассигнования на финансирование расходов по обеспечению жильем лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для приобретения жилья на первичном и вторичном рынках совместно с лицом, по которому принято решение о выделении жилого помещения, осуществляют подбор жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи; приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по акту приема-передачи. Договор купли-продажи жилого помещения должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Индивидуальный жилой дом или часть индивидуального жилого дома приобретается с соответствующим земельным участком. Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежемесячно, ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и ежегодно до 15 января представляют сведения в Министерство образования и науки Республики Дагестан. Согласно ст.57 ч.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы». Из свидетельства о рождении Абдурахмановой Суайбат Магомедовны усматривается, что ФИО2 и ФИО1 являлись родителями Абдурахмановой Суайбат Магомедовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Абдурахманова Суайбат Магомедовна переменила фамилию на Абдулхаликову. <данные изъяты> Таким образом судом установлено, что Абдулхаликова Суайбат Магомедовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является круглой сиротой. По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 06 июля 2009 года, филиала МУП «Центр технической инвентаризации недвижимости» г.Махачкала от 22 ноября 2005 года за Абдулхаликовой С.М. домовладение не зарегистрировано. Из справки №<номер изъят> от 14 декабря 2005 года выданной администрацией г.Дербента усматривается, что Абдурахманова Суайбат Магомедовна постановлением главы муниципального образования г.Дербент от 21 сентября 2005 года №70/12 и состоит на жилищном учете в очереди «Детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под №<номер изъят>. То обстоятельство, что органы исполнительной власти обязаны предоставить истице жилую площадь не ниже установленных социальных норм по договору найма не оспаривается и ответчиком. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Абдулхаликовой Суайбат Магомедовны удовлетворить. Обязать администрацию города Дербента обеспечить Абдулхаликову Суайбат Магомедовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести его за счет целевых средств, поступающих из бюджетов Российской Федерации и Республики Дагестан в муниципальный фонд и передать Абдулхаликовой С.М. на условиях социального найма жилого помещения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Дербентский городской суд в течение 10 дней после его составления в окончательной форме. Резолютивная часть решения вынесена 22 июля 2010г. Решение в окончательной форме составлено 27 июля 2010 г. Судья Гаджиев Д.А.