Решение суда. Исковые требования удовлетворены. Обжаловано в ВС РД 03.11.2010г. - Решение суда оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалоба без удовлетворения 15.12.2010г.



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Дербент 26 октября 2010г.

Дербентский городской суд в составе: председательствующего судьи Гаджиева Д.А., при секретаре судебного заседания Бекшиевой A.M., с участием прокурора Тагировой Ш.Х., представителя администрации г.Дербента Ибадуллаева И.Г., представителя управления земельных и имущественных отношений администрации г.Дербента Мамедова А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Дербента к администрации г. Дербента, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Дербента, Гюльмагомедову Айдемиру Фей- зуллаевичу о признании недействительными постановления администрации МО «город Дербент» №65/4 от 09 июля 2009 года «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность Гюльмагомедову Айдемиру Фейзуллаевичу», договор передачи в собственность земельного участка между Управлением муниципальным имуществом и Гюльмагомедовым А.Ф.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Дербента обратился в суд с иском к администрации г.Дербента, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Дербента, Гюльмагомедову А. Ф. о признании недействительными постановления администрации МО «город Дербент» №65/4 от 09 июля 2009 года «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность Гюльмагомедову Айдемиру Фейзуллаевичу», договор передачи в собственность земельного участка между Управлением муниципальным имуществом и Гюльмагомедовым А.Ф.

В судебном заседании прокурор Тагирова Ш.Х. исковые требования поддержала, и пояснила, что постановлением главы муниципального образования «город Дербент» № 65/4 от 09.07.2009г. Гюльмагомедову А.Ф. предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный в кадастровом квартале <номер изъят> для садоводства и Комитетом по управлению имуществом заключен договор о передаче участка на бесплатной основе в собственность. Предоставленный Гюльмагомедову А.Ф. в собственность земельный участок входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, не может быть предоставлен в собственность частного лица. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г.№ 1425 (в редакции от 19.07.2006г. № 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горносанитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, ле- чебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству. Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 ст.32 ФЗ «Об особо

охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно- санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке. Все вышеуказанные требования федерального и республиканского законодательства при предоставлении земель администрацией города игнорированы. В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти. Поэтому администрация г.Дербента не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря». Кроме того, согласно п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Согласно ст. 81 ЗК РФ земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок, предоставленный Гюльмагомедову А.Ф., расположен на каменистом побережье Каспийского моря и не относится к сельскохозяйственным землям. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства исходя из природно- экономических условий. Между тем, схема зонирования территории для размещения садоводческих объединений не составлялась, проект организации и застройки территории для садоводства не утверждался. Соответственно, не соблюдены требования закона (ст.ст.12-15 ФЗ) при предоставлении земель для садоводства. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. О том, что земельный участок, предоставленный в собственность Гюльмагомедову А.Ф., расположен в прибрежной зоне Каспийского моря, которое используется населением города для лечебно - оздоровительных целей, свидетельствует схема расположения границ земельного участка. Спорный земельный участок Гюльмагомедову А.Ф. предоставлен также в нарушение установленного земельным законодательством порядка. В силу требований ст.34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны распоряжаться земельными участками, которые находятся в их собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, с соблюдением зонирования, порядка публикации информации и т.д. Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка. Предусмотренная законом процедура предоставления земли для целей, не связанных со строительством, администрацией г.Дербента не соблюдена, тем самым остальное население города оказалась лишена права и возможности приобрести спорный земельный участок в пользование либо в собственность на равных с Гюльмагомедовым А.Ф. условиях. Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается еще в том, что прибрежная зона Каспийского моря, на котором отведен земельный участок для целей садоводства Гюльмагомедову А.Ф., является лечебно-оздоровительной местностью, т.е. особо охраняемой природной территорией и предназначен для отдыха и лечебно- оздоровительных целей всех граждан. Предоставление земельного участка конкретному лицу нарушает права и законные интересы остальных граждан на равный доступ к местам отдыха и лечебных процедур. Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с ведением садоводства (использование минеральных удобрений, ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками и др.) будет наносить ущерб природным лечебным ресурсам и водному объекту - Каспийскому морю. Интересы Российской Федерации заключаются в соблюдении на всей территории России единообразного исполнения законов. Просит удовлетворить требование в полном объеме.

Представитель администрации г.Дербента Ибадуллаев И.Г. и представитель управления земельных и имущественных отношений администрации г.Дербента Мамедов А. признали исковые требования прокурора, считают доводы прокурора обоснованными, согласны с требованиями о признании недействительными постановления администрации МО «город Дербент» №65/4 от 09 июля 2009 года «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность Гюльмагомедову Айдемиру Фейзуллаевичу», договор передачи в собственность земельного участка между Управлением муниципальным имуществом г.Дербента и Гюльмагомедовым А.Ф.

Будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени рассмотрения дела ответчик Гюльмагомедов А.Ф. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Причины неявки суд считает неуважительными, а потому с учетом требований истца суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.

С согласия прокурора Тагировой Ш.Х., представителей администрации г.Дербента Иба- дуллаева И.Г. и управления земельных и имущественных отношений Мамедова А., суд признал возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Суд, выслушав доводы прокурора, представителя администрации г.Дербента Ибадуллае- ва И.Г. и представителя управления земельных и имущественных отношений, полагавших требования удовлетворить, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как усматривается из постановления главы муниципального образования «город Дербент» № 65/4 от 09.07.2009г. Гюльмагомедову А.Ф. предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный в кадастровом квартале <номер изъят> для садоводства.

На основании указанного постановления 17.09.2009г. между Комитетом по управлению имуществом г.Дербента и Гюльмагомедовым А.Ф. был заключен договор №1045 «о безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка».

Данный земельный участок был предоставлен Гюльмагомедову А.Ф. в нарушении действующего законодательства, поскольку этот участок входит в состав земель особо охраняемых природных территорий.

Так, согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно- оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК, ст.2 ФЗ от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г.№ 1425 (в редакции от 19.07.2006г. № 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно- оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 ст.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно- санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

Все вышеуказанные требования федерального и республиканского законодательства при предоставлении земельного участка администрацией города игнорированы. В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти. Поэтому администрация г. Дербента не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

Кроме того, согласно п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Согласно ст. 81 ЗК РФ земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок, предоставленный Гюльмагомедову А.Ф., расположен на каменистом побережье Каспийского моря и не относится к сельскохозяйственным землям.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства исходя из природно-экономических условий. Между тем, схема зонирования территории для размещения садоводческих объединений не составлялась, проект организации и застройки территории для садоводства не утверждался. Соответственно, не соблюдены требования закона (ст.ст.12-15 ФЗ) при предоставлении земель для садоводства.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. О том, что земельный участок, предоставленный в собственность Гюльмагомедову А.Ф., расположен в прибрежной зоне Каспийского моря, которое используется населением города для лечебно - оздоровительных целей, свидетельствует схема расположения границ земельного участка.

Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается еще в том, что прибрежная зона Каспийского моря, на котором отведен земельный участок для целей садоводства Гюльмагомедову А.Ф., является лечебно-оздоровительной местностью, т.е. особо охраняемой природной территорией и предназначен для отдыха и лечебно-оздоровительных целей всех граждан. Предоставление земельного участка конкретному лицу нарушает права и законные интересы остальных граждан на равный доступ к местам отдыха и лечебных процедур. Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с ведением садоводства (использование минеральных удобрений, ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками и др.) будет наносить ущерб природным лечебным ресурсам и водному объекту -Каспийскому морю.

Интересы Российской Федерации заключаются в соблюдении на всей территории России единообразного исполнения законов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Дербента удовлетворить.

Признать недействительными постановление администрации МО «город Дербент» №65/4 от 09 июля 2009 года «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность Гюльмагомедову Айдемиру Фейзуллаевичу» и договор №1045 от 17 сентября 2009 года «о безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенный между Управлением муниципальным имуществом г.Дербента и Гюльмагомедовым А.Ф.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Дербентский городской суд в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

/ решение составлено, в совещательной комнате /

СУДЬЯ       ГАДЖИЕВ Д.А.