ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Дербент 01 ноября 2010 года Дербентский городской суд в составе: председательствующего судьи Гаджиева Д.А., при секретаре судебного заседания Бекшиевой А.М., с участием представителя истицы Шихбабаевой П.К. - Абдуллаева Н.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шихбабаевой Пери Курбанисмаиловны к Управлению федеральной антимонопольной службы по РД (УФАС по РД) о признании недействительным решения Управления федеральной антимонопольной службы по РД № 291\50-01 от 26 января 2010 г. по делу № 119, УСТАНОВИЛ: Шихбабаева П.К. обратилась в суд с иском к Управлению федеральной антимонопольной службы по РД (УФАС по РД о признании недействительным решения Управления федеральной антимонопольной службы по РД № 291\50-01 от 26.01.2010 г. по делу № 119. Представитель Шихбабаевой П.К. - адвокат Абдуллаев Н.З. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что 10 августа 2010 года Шихбабаева П.К. получила из администрации МО «городской округ «город Дербент» решение УФАС по РД по делу № 119 и предписание от 26 января 2010 года, из которых узнала о незаконных и необоснованных выводах, изложенных в вышеуказанных документах, ущемляющих её права и законные интересы. А именно, в решении комиссии УФАС говорится, что она (комиссия) пришла к выводу о том, что Шихбабаевой П.К. земельный участок в арендное пользование был предоставлен администрацией МО «городской округ «город Дербент» с нарушениями требований земельного законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов, без предварительных согласовательных процедур, в том числе и публичных по предоставлению земельного участка, что предусмотрено ст.ст. 30-31 ЗК РФ. В результате этого, по мнению комиссии УФАС по РД, был ограничен доступ других субъектов к получению права на заключение договора аренды земельного участка, что привело к нарушению ч.1 и ч.3 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» <номер изъят> от 26.07.2006 г., на основании этих неверных выводов комиссия УФАС по РД вынесла решение о признании администрации МО «городской округ «город Дербент» лицом, нарушившим требования вышеуказанных положений ФЗ «О защите конкуренции» с предписанием о расторжении договора аренды земельного участка <номер изъят> от 16.10.2008 г., заключенного на основании постановлений № 68\11 от 09.10.2008 г. и № 8\4 от 01.12.2008 г. Указанным решением и предписанием затрагиваются права и законные интересы его доверительницы, в то время как сама она даже не знала об этом, так как комиссия не поставила её в известность при разрешении касающихся её прав и интересов вопросов, что и послужило основанием для принятия необоснованных выводов, к которым пришла комиссия УФАС по РД. Считает выводы комиссии противоречивыми, а потому незаконными и необоснованными. Так, из решения и предписания следует, что Шихбабаевой П.К. земельный участок предоставлен, якобы, без предварительного согласования места размещения объекта, так как «документов, подтверждающих обратное, не было представлено». Однакооб обратном свидетельствует целый ряд документов, из которых следует, что Шихбабаевой П.К. земельный участок был предоставлен в соответствии с нормами ЗК РФ, а именно с предварительным согласованием места размещения объекта. Это видно из заключения управления архитектуры и градостроительства г. Дербента от 20.12.2007 г. № 880, из приложения к данному заключению - плана части земель г.Дербента, с показанием участка площадью 0,24 га, расположенного в районе осетинской базы отдыха от 20.12.2007 г., из Акта предварительного выбора земельного участка для размещения строительства спортивно-оздоровительного комплекса от 20.01.2008 г. <номер изъят>, предшествовавшего вынесению постановления «О предварительном согласовании места отвода земельного участка для предоставления гр. Шихбабаевой П.К. для размещения строительства спортивно-оздоровительного комплекса в прибрежной зоне в районе осетинской базы отдыха» от 31.01.2008 г. № 6, а также из Плана предварительного выбора части земель г.Дербента с показанием участка, согласованного для размещения строительства спортивно-оздоровительного комплекса в прибрежной зоне в районе осетинской базы отдыха. Просит удовлетворить требования в полном объеме. Представитель администрации МО «городской округ «город Дербент»Гасанбеков А. пояснил, что Шихбабаевой П.К. земельный участок был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта, в полном соответствии с нормами ЗК РФ, в частности в соответствии со ст.ст. 30, 31, 32 ЗК РФ. На основании заявления Шихбабаевой П.К. и представленных документов было согласовано предварительное место отвода земельного участка площадью 2400 кв.м., расположенного в кадастровом квартале № 75, для размещения строительства спортивно-оздоровительного комплекса, что подтверждается постановлением главы администрации г.Дербента от 31.01.2008г. №6. Объявление о рассмотрении администрацией города вопроса о предоставлении в арендное пользование указанного участка было опубликовано в газете. Своим постановлением за №8 от 04.02.2008г. администрация города г. Дербента предоставила указанный участок в арендное пользование Шихбабаевой П. сроком на 49 лет., на основании этого постановления с ней был заключен договор аренды. Каких либо нарушений Закона при предоставлении участка администрацией г.Дербента допущено не было. Будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени рассмотрения дела представитель УФАС по РД в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Причины неявки суд считает неуважительными, а потому с учетом требований истца суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя УФАС по РД. С согласия представителя истицы Абдуллаева Н., представителя администрации Гасанбекова А.Г., суд признал возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства. Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, суд находит исковые требования Шихбабаевой П.К. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.254 Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 52 ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу, что является важной гарантией защиты прав хозяйствующих субъектов. Из представленных в суд материалов дела и объяснений, опрошенных судом лиц следует, что комиссией УФАС по РД по результатам проверки деятельности администрации МО «городской округ «город Дербент» было вынесено решение, затрагивающее права и законные интересы Шихбабаевой П.К. Однако дело о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрено с нарушением требований главы 9 ФЗ «О конкуренции», без извещения и участия заинтересованного лица - Шихбабаевой П.К., чьи права и законные интересы затрагивались в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства, тем самым она были лишена возможности представлять доказательства в обоснование законности предоставления ей на праве аренды земельного участка, чем были нарушены её права и законные интересы. О принятом решении и предписании истица узнала 10.08.2010г., получив их из администрации г.Дербента, тем самым срок обращения в суд, установленный законом, ею не пропущен. Так из материалов дела следует, что Шихбабаевой П.К. земельный участок был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта, в полном соответствии с нормами ЗК РФ, в частности в соответствии со ст.ст. 30, 31, 32 ЗК РФ. В соответствии с п.2 ч.1 и ч. 5 ст. 30 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены гражданам с предварительным согласованием места размещения объекта, что не предусматривает обязательность проведения торгов (конкурса, аукциона). Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса (в редакции ФЗ от 08.11.2007г.) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Согласно ст.31 Земельного кодекса (в редакции ФЗ от 08.11.2007г.) Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч.1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями…(ч.2) Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства…(ч.3) 5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч.5) Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч.6) 8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч.8) Согласно статье 32. Земельного кодекса (в редакции ФЗ от 08.11.2007г.) 1. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (ч.1). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч.2). Судом установлено, что Шихбабаевой П.К. земельный участок был предоставлен в соответствии с нормами ЗК РФ, а именно с предварительным согласованием места размещения объекта. Указанное усматривается из Заключения Управления Архитектуры и градостроительства г. Дербента от 20 декабря 2007 года № 880; из приложения к данному заключению - плана части земель г. Дербента, с показанием участка площадью 0,24 га, расположенного в районе осетинской базы отдыха от 20 декабря 2007 года; из Акта предварительного выбора земельного участка для размещения строительства спортивно-оздоровительного комплекса от 20 января 2008 года № 02, предшествовавшего вынесению постановления «О предварительном согласовании места отвода земельного участка для предоставления гр.Шихбабаевой П.К. для размещения строительства спортивно-оздоровительного комплекса в прибрежной зоне в районе осетинской базы отдыха» от 31 января 2008 года № 6; а также из Плана части земель г. Дербента с показанием участка, согласованного для размещения строительства спортивно-оздоровительного комплекса в прибрежной зоне в районе осетинской базы отдыха, кадастрового плана земельного участка. В судебном заседании исследована газета «Дербентские новости» №7 от 22 января 2008г. с сообщением о рассмотрении вопроса о предоставлении в арендное пользование земельного участка площадью 0,24 га, расположенного в кадастровом квартале №75, для размещения строительства объектов спортивно-оздоровительного назначения. Постановлением главы администрации от 31.01.2008г. №6 согласовано предварительное место отвода земельного участка, площадью 2400 кв.м., расположенного в кадастровом квартале №75, для предоставления Шихбабаевой П. Постановлением главы администрации от 04.02.2008г. №8 указанный земельный участок был предоставлен Шихбабаевой П. в арендное пользование сроком на 49 лет. 14 февраля 2008г. между комитетом по управлению имуществом и Шихбабаевой П.К. был заключен договор аренды земельного участка на 49 лет, указанный договор зарегистрирован в регистрационной палате. Свидетель ФИО7 показал, что он 27 января 2010 года принимал участие на заседании комиссии УФАС по РД при рассмотрении дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Дело было рассмотрено без участия заинтересованного лица Шихбабаевой П., на заседании он пояснил, что, принимая во внимание, то, что земельный участок был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта, необходимости в проведении публичных процедур (торгов, конкурсов, аукционов) не было, при предоставления земельного участка были соблюдены все требования закона. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (ч.9 ст. 31). Как следует из материалов дела, никто из заинтересованных лиц, о которых говорится в решении и предписании комиссии УФАС по РД, не воспользовался правом обжалования решения администрации г. Дербента о предоставлении гр. Шихбабаевой П.К. земельного участка на праве аренды с предварительным согласованием места размещения объекта, о чем было известно из публикации в местной прессе. При таких обстоятельствах выводы комиссии Дагестанского УФАС России не могут быть признаны обоснованными и подлежат отмене, как незаконные. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237, 194-198 ГПКРФ, РЕШИЛ: Иск Шихбабаевой Пери Курбанисмаиловны удовлетворить. Признать решение Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан № 291\50-01 от 26 января 2010 г. по делу № 119 недействительным. Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Дербентский городской суд в течение семи дней со дня вручения копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. / решение составлено в совещательной комнате / Судья Д.А.Гаджиев