Решение суда. Отказано в удовлетворении исковых требований. Обжаловано в ВС РД 24.06.2011г. - решение ОТМЕНЕНО В ЧАСТИ с вынесением НОВОГО РЕШЕНИЯ 17.08.2011г.



РЕШЕНИЕ

                                             Именем Российской Федерации

г. Дербент                                                                                           23 июня 2011 года

Судья Дербентского городского суда РД Гаджиев Д.А., при секретаре Бекшиевой А.М., с участием представителя Гусейнова Хуршуда Ирзаевича, Султановой Натаван Хуршудовны, Ахмедова Октая Айвазовича, Алиева Эмиля Исламовича, Ризаевой Мери Уружбековны, Алекперова Зейфулы Алисовбетовича, Гусейновой Тахиры Гаджиевны, Гашимова Низама Алияровича, Михралиевой Набат Исмаиловны, Агамирзоевой Сабины Дашдемировны - адвоката Михралиева А.У., представителя Шихалиевой Эсмиры Гаджимурадовны - адвоката Пирмагомедова А.М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Мисриханова Вадима Сейфудиновича - Рябовой Пери Керимовны, представителя администрации г.Дербента Ибадуллаева И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам:

- Гусейнова Хуршуда Ирзаевича и Шихалиевой Эсмиры Гаджимурадовны «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года №383 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома»;

- Султановой Натаван Хуршудовны, Ахмедова Октая Айвазовича, Алиева Эмиля Исламовича, Ризаевой Мери Уружбековны, Алекперова Зейфулы Алисовбетовича «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №408 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 02 апреля 2009 года №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»;

- Гусейновой Тахиры Гаджиевны «О признании незаконным постановления главы администрации г. Дербента от 31 декабря 2010 года №409 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Гусейновой Тахире Гаджиевне»;

- Гашимова Низама Алияровича «О признании незаконным постановления главы администрации г. Дербента от 30 декабря 2010 года №378 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/3 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Гашимову Низаму Алияровичу»;

- Михралиевой Набат Исмаиловны «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года №381 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/2 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Михралиевой Набат Исмаиловне»;

- Агамирзоевой Сабины Дашдемировны «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №410 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/1 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Агамирзоевой Сабине Дашдемировне».

Встречным искам администрации г.Дербента к Гусейнову Хуршуду Ирзаевичу, Султановой Натаван Хуршудовне, Ахмедову Октаю Айвазовичу, Дербентскому межрайонному отделу №2 ФГУ ЗКП по РД, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании недействительными: - договоров о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков, выданных комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента от 18 сентября 2009 года №1059, и от 21 апреля 2010 года №№517, 520; - свидетельств о государственной регистрации права собственности от 16 октября 2009 года на имя Гусейнова Хуршуда Ирзаевича, от 07 мая 2010 года на имя Султановой Натаван Хуршудовны и Ахмедова Октая Айвазовича; - кадастровые паспорта на земельные участки от 09 сентября 2009 года №42-02/09-2668, от 15 апреля 2010 года №42-02/10-1164, и от 16 апреля 2010 года №42-02/10-1184,

У С Т А Н О В И Л:

Гусейнов Х.И., Шихалиева Э.Г. обратились в суд с иском к администрации городского округа «город Дербент» о признании постановления главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года № 383 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года № 79 о предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» незаконным, Султанова Н.Х., Ахмедов О.А., и третьи лица с самостоятельными требованиями Алиев Э. И., Ризаева М. У., Алекперов З. А. обратились в суд с иском к администрации городского округа «город Дербент» о признании постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года № 408 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 02 апреля 2009 года № 26 о предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» незаконным, Гусейнова Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «город Дербент» о признании постановления главы администрации г. Дербента от 31 декабря 2010 года № 409 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года № 104 о предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность Гусейновой Т.Г.» незаконным, Гашимов Н.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «город Дербент» о признании постановления главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года № 378 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года № 104/3 о предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность Гашимову Н.А.» незаконным, Михралиева Н.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «город Дербент» о признании постановления главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года № 381 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года № 104/2 о предоставлении земель населенных пунктов в собственность гр. Михралиевой Н.И.», незаконным, Агамирзоева С.Д. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «город Дербент» о признании постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года № 410 «Об отмене постановления администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года № 104/1 о предоставлении земель населенных пунктов в собственность гр. Агамирзоевой С.Д.» незаконным, ссылаясь на то, что постановлениями главы администрации г.Дербента им предоставлены в собственность каждого земельные участки в кадастровом квартале № 56 в г.Дербенте для строительства индивидуальных жилых домов. В соответствии с постановлениями главы администрации о предоставлении им земель Управление муниципальным имуществом г. Дербента заключило с ними договора о передаче земельных участков. После прохождения кадастрового учета ими зарегистрировано право собственности на земельные участки в органе государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и им выданы свидетельства о государственной регистрации права. Несмотря на их конституционное право собственности на землю, ответчик своими постановлениями от 30 декабря 2010 года и 31 декабря 2010 года изъял из их владения земельные участки без их согласия. Изъятие земельных участков у собственников возможно решением федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Собственник земельного участка не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка должен быть письменно уведомлен об этом органом, принявшим такое решение. Решение об изъятии подлежит государственной регистрации. Выкупная цена, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. В случае несогласия собственника участка с решением об изъятии у него земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. Отменяя постановления главы администрации городского округа «город Дербент» о предоставлении им земель ответчик сослался на не обеспечение предварительного выбора земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, на не информированность населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Вместе с тем, если население г.Дербента не было информировано о предстоящем предоставлении земельных участков, то это вина печатного органа местного самоуправления и население от этого не должно страдать. Кроме того, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении. Не соответствуют закону и основания, указанные в обжалуемых постановлениях ответчика о том, что земельные участки предоставлены в нарушение схемы функционального зонирования генерального плана г.Дербента, утвержденного 23 октября 2003 года, земельные участки предоставлены в рекреационной зоне. Между тем, при выдаче им правоустанавливающих документов на земельный участок функционировали все службы администрации г.Дербента, а также прокуратура. Указанные службы обязаны были соблюдать муниципальное право, выдавая им документы на собственность. Лишение собственника имущества производится только в судебном порядке. Просят признать постановления главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года № 383, от 31 декабря 2010 года № 408, от 31 декабря 2010 года № 409, от 30 декабря 2010 года № 378, от 30 декабря 2010 года № 381, от 31 декабря 2010 года № 410 незаконными.

Указанные исковые требования соединены в одно производство.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены граждане, указанные в приложениях к постановлениям главы администрации от 21 августа 2009 года №79 и от 02 апреля 2009 года №26.

В судебном заседании истцы Гусейнов Х.И., Султанова Н.Х., Ахмедов О.А., Гусейнова Т.Г., Гашимов Н.А., Михралиева Н.И., Агамирзоева С.Д. и их представитель - адвокат Михралиев А.У., Шихалиева Э.Г. и ее представитель - адвокат Пирмагомедов А.М., а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора Алиев Э. И., Ризаева М. У., Алекперов З. А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований Велибеков Э., Агабеков Г.А., Абдурахманов М.Э., Абдурахманова З.А., Гусейнов Г.Д., Демирова С.Г., Исаев Г.Н., Курабекова М., Мисриханов В.С. и его представитель Рябова П. К. исковые требования поддержали и по основаниям указанным в заявлениях просят иски удовлетворить.

Гусейнов Х.И., Султанова Н.Х., Ахмедов О.А. встречные исковые требования администрации г.Дербента о признании недействительными: - договоров о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков, заключенных с комитетом по управлению имуществом администрации г.Дербента от 18 сентября 2009 года № 1059, и от 21 апреля 2010 года №№517, 520; - свидетельств о государственной регистрации права собственности от 16 октября 2009 года на имя Гусейнова Х.И., и от 07 мая 2010 года на имя Султановой Н.Х. и Ахмедова О.А.; - кадастровые паспорта на земельные участки от 09 сентября 2009 года №42-02/09-2668, от 15 апреля 2010 года №42-02/10-1164, и от 16 апреля 2010 года №42-02/10-1184 не признали, просят оставить без удовлетворения.

На судебное заседание, назначенное на 23 июня 2011г. Гусейнов Х.И., Султанова Н.Х., Ахмедов О.А. не явились, направили заявления о возврате, поданных ими исковых заявлений для дооформления. Со слов их представителя Михралиева А.У. его доверители Гусейнов Х.И., Султанова Н.Х. и Ахмедов О.А. уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, однако просили вернуть им их заявления и поданные ими документы.

Представитель администрации городского округа «город Дербент» Ибадуллаев И., исковые требования не признал, предъявил встречные исковые заявления к Гусейнову Х.И., Султановой Н.Х., Ахмедову О.А., Дербентскому межрайонному отделу № 2 ФГУ ЗКП по РД, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании недействительными: - договоров о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков, выданных комитетом по управлению имуществом администрации г.Дербента от 18 сентября 2009 года № 1059, и от 21 апреля 2010 года №№517, 520; - свидетельств о государственной регистрации права собственности от 16 октября 2009 года на имя Гусейнова Х.И., и от 07 мая 2010 года на имя Султановой Н.Х. и Ахмедова О.А.; - кадастровые паспорта на земельные участки от 09 сентября 2009 года №42-02/09-2668, от 15 апреля 2010 года №42-02/10-1164, и от 16 апреля 2010 года №42-02/10-1184, ссылаясь на то, что при предоставлении спорных земельных участков в собственность администрацией городского округа «город Дербент» был нарушен порядок предоставления земельных участков, установленный ст.ст. 30, 31, 32 ЗК РФ. Так, в нарушение требований ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставления земельных участков для строительства были произведены без предварительного их формирования, не были выполнены в отношении земельных участков кадастровые работы, не осуществлен их государственный кадастровый учет, не приняты решения о предоставлении земельных участков для строительства в соответствие с порядком и правилами, установленными земельным законодательством. Орган местного самоуправления в нарушение законодательства не обеспечил выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами.. Орган местного самоуправления городского поселения в нарушение требований ч. 3 ст. 31 ЗК РФ не информировал население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. В нарушение требований ч. 2 ст. 32 ЗК РФ орган местного самоуправления предоставил земельные участки в собственность без выполнения в отношении них кадастровых работ и государственного кадастрового учета. Кроме того, земельные участки были предоставлены в нарушение схемы функционального зонирования генерального плана г.Дербент, утвержденного 23 октября 2003 года, в отсутствие даже самого порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установленного органом местного самоуправления в соответствии со ст. 32 Закона РД «О земле».Земельные участки предоставлены в рекреационной зоне и зоне зеленых насаждений общего пользования, что является грубым нарушением земельного законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. В целях приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством и были вынесены оспариваемые постановления. Просит требования истцов оставить без удовлетворения, а их встречные исковые требования удовлетворить.

Представитель Дербентского межрайонного отдела № 2 ФГУ ЗКП по РД Таибов Р. пояснил, что гражданами были представлены все необходимые документы, в связи с чем никаких оснований для отказа в постановке их на учет не было. Никаких нарушений при этом их службой допущено не было.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД Узденов З.М. считает, что никаких нарушений при регистрации прав граждан на спорные земельные участки не было допущено, так как гражданами были представлены все необходимые документы.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы сторон, суд считает исковые требования Гусейнова Х.И., Султановой Н.Х., Ахмедова О.А., Гусейновой Т.Г., Гашимова Н.А., Михралиевой Н.И., Агамирзоевой С.Д., третьих лиц с самостоятельными требованиями Алиева Э. И., Ризаева М. У., Алекперова З. А. подлежащими оставлению без удовлетворения, а встречные исковые требования Администрации городского округа «город Дербент» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, постановлением главы администрации г.Дербента от 02 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» Султановой Н.Х., Ахмедову О.А., Алиеву Э. И., Ризаевой М. У., Алекперову З. А. в числе прочих граждан, каждому предоставлен в собственность на бесплатной основе земельные участки для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № 56 в г.Дербенте.

На основании указанного постановления главы администрации г.Дербента между Султановой Н.Х., Ахмедовым О.А., Алиевым Э. И., Ризаевой М. У., Алекперовым З. А.и комитетом по управлению имуществом администрации г.Дербента заключены договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков от 21 апреля 2010 года №№ 517, от 21 апреля 2010 №520, от 20 мая 2010г. №704, от 20 мая 2010г. №702, от 02 июля 2010г. №32 (соответственно).

Султановой Н.Х., Ахмедовым О.А., Алиевым Э. И., Рзаевой М. У., Алекперовым З. А., зарегистрировано своё право собственности на выделенные им участки, что подтверждается выданными им свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 07 мая 2010 года на имя Султановой Н.Х. и Ахмедова О.А., от 13 августа 2010г. на имя Алиева Э. и Ризаевой М. У., от 31 июля 2010г. на имя Алекперова З. А.

Постановлением главы администрации г.Дербента от 21 августа 2009 года № 79 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» Гусейнову Х.И., Шихалиевой Э. в числе прочих граждан, каждому предоставлен в собственность на бесплатной основе земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № 56 в г.Дербенте.

На основании указанного постановления главы администрации г.Дербента между Гусейновым Х.И., Шихалиевой Э. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента заключены договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков от 18 сентября 2009 года № 1059, от 22 сентября 2009г. №1069-соответственно.

Гусейновым Х.И.Шихалиевой Э. зарегистрировано своё право собственности на выделенные им участки, что подтверждается выданными им свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 16 октября 2009 года на имя Гусейнова Х.И., и от 30 октября 2010 года на имя Шихалиевой Э.

Постановлением главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104 Гусейновой Т. Г. предоставлен в собственность земельный участок на бесплатной основе для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № 56 в г. Дербенте.

05 ноября 2009г. между Гусейновой Т.Г. и управлением муниципальным имуществом администрации г.Дербента заключен договор №1280 о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка.

21.11.2009г. Гусейновой Т. Г. зарегистрировано свое право собственности на указанный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 05-05-08/030/2009-515.

Постановлением главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/3 Гашимову Н. А. предоставлен в собственность земельный участок на бесплатной основе для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № 56 в г. Дербенте.

05 ноября 2009г. между Гашимовым Н. А. и управлением муниципальным имуществом администрации г.Дербента заключен договор №1281 о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка.

21.11.2009г. Гашимовым Н. А. зарегистрировано свое право собственности на указанный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 05-05-08/030/2009-514.

Постановлением главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/1 Агамирзоевой С. Д. предоставлен в собственность земельный участок на бесплатной основе для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № 56 в г. Дербенте.

05 ноября 2009г. между Агамирзоевой С. Д. и управлением муниципальным имуществом администрации г.Дербента заключен договор №1278 о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка.

21.11.2009г. Агамирзоевой С. Д. зарегистрировано свое право собственности на указанный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 05-05-08/030/2009-516.

Постановлением главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/2 Михралиевой Н. И. предоставлен в собственность земельный участок на бесплатной основе для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № 56 в г. Дербенте.

05 ноября 2009г. между Михралиевой Н. И. и управлением муниципальным имуществом администрации г.Дербента заключен договор №1279 о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка.

22.12.2009г. Михралиевой Н. И. зарегистрировано свое право собственности на указанный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 05-05-08/035/2009-271.

На основании постановлений главы администрации городского округа «город Дербент» составлены кадастровые паспорта: от 09 сентября 2009 года №42-02/09-2668 на участок Гусейнова Х., от 15 апреля 2010 года №42-02/10-1164 на земельный участок Ахмедова О., от 16 апреля 2010 года №42-02/10-1184 на земельный участок Султановой Н.Х., от 13 мая 2010г. № 42-02/10-1472 на земельный участок Алиева Э.И., от 14 мая 2010г. №42-02/10-1482 на земельный участок Ризаевой М., от 24 июня 2010г. № 42-02/10-2151 на земельный участок Алекперова З., от 30 октября 2009г. № 42-02\09-3329 на земельный участок Агамирзоевой С.Д., от 30.10.2009г № 42-02/09-3330 Михралиевой Н., от 02.11.2009г. № 42-02/09-3347 на земельный участок Гашимова Н.А., от 30.10.2009г. № 42-02/09-3328 на земельный участок Гусейновой Т.Г.

Постановлением главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года №383 отменено постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома»;

Постановлением главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №408 отменено постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 02 апреля 2009 года №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов».

Постановлением главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №409 отменено постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Гусейновой Тахире Гаджиевне».

Постановлением главы администрации г. Дербента от 30 декабря 2010 года № 378 отменено постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/3 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Гашимову Низаму Алияровичу».

Постановлением главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года №381 отменено постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/2 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Михралиевой Набат Исмаиловне».

Постановлением главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №410 отменено постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/1 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр. Агамирзоевой Сабине Дашдемировне».

Как усматривается из перечисленных постановлений, основанием для отмены постановлений о предоставлении земельных участков послужили нарушения земельного и градостроительного законодательства РФ.

Исследование и оценка представленных сторонами доказательств приводят к выводу, что предоставление истцам земельных участков осуществлено в нарушение установленного законом порядка.

Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45 и т.д. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.

По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства земельных участков администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.

Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.

Принятие решения о предоставлении земельных участков необходимо было осуществить после их формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка бесплатно.

Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.

Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.

К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.

При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона.

Однако, при предоставлении спорных земельных участков указанным гражданам изложенные требования закона не были соблюдены, спорные земельные участки предоставлены указанным лицам вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД «О земле»).

Заслуживают внимания и находят своего подтверждения доводы представителя администрации г. Дербента и в части, что истцы и третьи лица на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояли, что спорные земельные участки предоставлены им в течении буквально нескольких дней со дня их обращения, с нарушением очередности предоставления земельных участков гражданам.

Кроме того, при предоставлении спорных земельных участков были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Судом установлено, что межевые планы и кадастровые паспорта на спорные земельные участки выданы после вынесения главой администрации г.Дербента постановления о предоставлении земельных участков.

Так, межевые планы составлены -31 августа 2009 года (Гусейнова Х.), 09 апреля 2010г. (Султановой Н.Х.,) 09 апреля 2010г. (Ахмедова О.А..,), 28 апреля 2010г. (Алекперова З.), 14 апреля 2010г. (Алиева Э.И.), 05 мая 2010г. (Ризаевой М.У.), 14 октября 2010г. (Гусейновой Т.Г.), 15 октября 2009г. (Михралиевой Н.), 14 октября 2010г. (Агамирзоевой С.Д.), 15 октября 2009г. (Гашимова Н.А.).

Кадастровые паспорта на предоставленные истцам земельные участки выданы - 09 сентября 2009г. (Гусейнова Х.), 15 апреля 2010 года (Ахмедова О.А.), 16 апреля 2010 года (Султановой Н.), 24 июня 2010г. (Алекперова З.А.), 13 мая 2010г. (Алиева Э.И.), 14 мая 2010г. (Ризаевой М.У.), 30 октября 2009г. (Гусейновой Т.Г.), 30 октября 2009г. (Михралиевой Н.), 30 октября 2009г. (Агамирзоевой С.Д.), 2 ноября 2009г. (Гашимова Н.А.).

Указанные обстоятельства также подтверждают, что спорные земельные участки были предоставлены в собственность бесплатно указанным гражданам без выполнения в отношении них кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.

Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельных участков в собственность указанным гражданам подтверждается и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Кроме того, спорные земельные участки предоставлены гражданам бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.

Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК, ст.2 ФЗ от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г.№ 1425 (в редакции от 19.07.2006г. № 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993г. №498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 ст.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно- санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Материалами дела, в том числе и исследованным в суде генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г., подтверждается, что спорные земельные участки расположены в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

Представитель администрации г. Дербента в суде заявил, что в администрации города отсутствуют какие - либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение этими гражданами установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно, таковые доказательства не представлены суду истцами и третьими лицами по делу.

Таким образом, совокупность исследованных в суде доказательств и проверенных обстоятельств свидетельствуют о том, что при предоставлении спорных земельных участков нарушен установленный законом порядок их предоставления, тем самым нарушены права муниципального образования город Дербент, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечен равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.

В связи с допущенными при предоставлении спорных участков нарушениями администрацией города Дербента были отменены ранее вынесенные постановления о предоставлении этих спорных земельных участков.

Поскольку предоставление земельных участков указанным лицам было осуществлено в нарушение установленного законом порядка, постановления администрации г. Дербента о предоставлении этих земельных участков являются незаконными и отменены самим органом, их принявшими, поскольку в основу договоров о передаче в собственность спорных земельных участков были положены незаконные постановления, то эти договора также не соответствуют закону и являются ничтожными, подлежат признанию недействительными и последующие правоустанавливающие документы на эти спорные земельные участки, выданные на их основании.

Согласно ст. 48 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые заявления Гусейнова Х.И., Шихалиевой Э., Султановой Н.Х., Ахмедова О.А., Алиева Э. И., Ризаевой М. У., Алекперова З. А., Гусейновой Т.Г., Гашимова Н.А., Михралиевой Н.И., Агамирзоевой С.Д. подлежат оставлению без удовлетворения, а исковые требования администрации городского округа «город Дербент» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                   РЕШИЛ:

Исковые требования - Гусейнова Хуршуда Ирзаевича и Шихалиевой Эсмиры Гаджимурадовны «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 30 декабря 2010 года №383 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 21 августа 2009 года №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома»;

- Султановой Натаван Хуршудовны и Ахмедова Октая Айвазовича Алиева Эмиля Исламовича, Ризаевой Мери Уружбековны, Алекперова Зейфулы Алисовбетовича «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №408 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 02 апреля 2009 года №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»;

- Гусейновой Тахиры Гаджиевны «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №409 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Гусейновой Тахире Гаджиевне»;

- Гашимова Низама Алияровича «О признании незаконным постановления главы администрации г. Дербента от 30 декабря 2010 года №378 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/3 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Гашимову Низаму Алияровичу»;

- Михралиевой Набат Исмаиловны «О признании незаконным постановления главы администрации г. Дербента от 30 декабря 2010 года №381 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/2 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Михралиевой Набат Исмаиловне»;

- Агамирзоевой Сабины Дашдемировны «О признании незаконным постановления главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №410 «Об отмене постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 06 октября 2009 года №104/1 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гр.Агамирзоевой Сабине Дашдемировне» - оставить без удовлетворения.

Исковые требования администрации г.Дербента к Гусейнову Хуршуду Ирзаевичу, Султановой Натаван Хуршудовне, Ахмедову Октаю Айвазовичу, Дербентскому межрайонному отделу №2 ФГУ ЗКП по РД, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД- удовлетворить.

Признать недействительными: договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков, заключенных между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Гусейновым Х. от 18 сентября 2009 года №1059, Ахмедовым О. А. от 21 апреля 2010 года №520, Султановой Н. Х. от 21 апреля 2010 №517,;

- свидетельства о государственной регистрации права собственности от 16 октября 2009 года на имя Гусейнова Хуршуда Ирзаевича, и от 07 мая 2010 года на имя Султановой Натаван Хуршудовны и Ахмедова Октая Айвазовича;

- кадастровые паспорта на земельные участки от 09 сентября 2009 года №42-02/09-2668, от 15 апреля 2010 года №42-02/10-1164, и от 16 апреля 2010 года №42-02/10-1184.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Дербентский городской суд в течение 10 дней после его составления в окончательной форме.

Резолютивная часть решения вынесена 23 июня 2011г.

Решение в окончательной форме составлено 28 июня 2011 г.

                                     Судья                                      Гаджиев Д.А.