Решение суда. Исковые требования удовлетворены



     ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Дербент                                                               03 мая 2012г.

Дербентский городской суд в составе: председательствующего судьи Гаджиева Д.А., при секретаре судебного заседания Омаровой С.А., с участием представителя администрации городского округа «город Дербент» Сеидова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа «город Дербент» к Абдулаевой Ниби Сафтаровне, Алиеву Мураду Мамедалиевичу и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа «город Дербент» от 02.04.2010г. №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов» в части предоставления Абдулаевой Ниби Сафтаровне земельного участка; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2010г. №592, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Абдулаевой Н.С.; решения о присвоение кадастрового номера <номер изъят> и кадастрового паспорта; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя Абдулаевой Н.С. от 13.05.2010г. и записи регистрации <номер изъят>; договора купли-продажи земельного участка, заключенного между Абдулаевой Ниби Сафтаровной и Алиевым Мурадом Мамедалиевичем от 18 ноября 2011 года; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя Алиева М.М. от 26 декабря 2011г. и записи регистрации <номер изъят>,

                                                       УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа «город Дербент» обратилась в суд с иском к Абдулаевой Н.С. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа «город Дербент» от 02.04.2010г. №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2010г. №592, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Абдулаевой Н.С.; решения о присвоение кадастрового номера <номер изъят> и кадастрового паспорта.

В ходе судебного разбирательства представитель администрации городского округа «город Дербент» дополнил свои исковые требования, и просит признать недействительными также договор купли-продажи земельного участка, заключенный между Абдулаевой Ниби Сафтаровной и Алиевым Мурадом Мамедалиевичем от 18 ноября 2011 года; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя Алиева М.М. от 26 декабря 2011г. и запись регистрации <номер изъят>;постановление администрации городского округа «город Дербент» от 02.04.2010г. №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов» в части предоставления земельного участка Абдулаевой Ниби Сафтаровне.

В судебном заседании представитель администрации городского округа «город Дербент» Сеидов М.М. исковые требования поддержал, и пояснил, что постановлением администрации городского округа «город Дербент» от 02.04.2010г. №26 в собственность Абдулаевой Н.С. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № <номер изъят> г.Дербент.

На основании указанного постановления администрации городского округа «город Дербент» между Абдулаевой Н.С. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2010г. №<номер изъят>.

На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку <номер изъят>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на имя Абдулаевой Н.С. зарегистрировано право собственности на земельный участок от 13.05.2010г. <номер изъят>.

Позже между Абдулаевой Ниби Сафтаровной и Алиевым Мурадом Мамедалиевичем заключен договор купли продажи.

Согласно выписке из ЕГРП от 09 апреля 2012года за <номер изъят> правообладателем данного земельного участка с кадастровым номером 05:42:000056:246 является Алиев М.М.

Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-Ф3 от 6 октября 2003 года. Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45 и т.д. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилою помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуальною жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.

По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади: провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации: получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии - населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.

Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.

Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством.

Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.

Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.

К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.

При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

Однако при предоставлении спорного земельного участка изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД «О земле»).

Кроме того, Абдулаева Н.С. на учете в администрации г.Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла, земельный участок ей предоставлен в течении нескольких дней и с нарушением очередности и т.д.

Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.

Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно Абдулаевой Н.С. без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.

Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность Абдулаевой Н.С. подтверждается и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-0-0, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Кроме того, спорный земельный участок предоставлен бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.

Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно- оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения: историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК. ст.2 ФЗ от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425 (в редакции от 19.07.2006г. № 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977г. №105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.1971г. №11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканскою (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны па побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (п.4 ст.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п.2 ст.16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27.05.1993г. №498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горносанитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно- эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г.. подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г.Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

В администрации города Дербента отсутствуют какие-либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение Абдулаевой Н.С. установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.

Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования город Дербент и Российской Федерации, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечен равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.

Согласно ст.48 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка, посколькутакое право предоставлено ей законом.

Вместе с тем, поскольку некоторыми судебными инстанциями высказана правовая позиция, согласно которой, в случае регистрации права собственности на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, которые были предоставлены гражданам согласно постановлений органов местного самоуправления, то их отмена в одностороннем порядке является недопустимым и в таком случае, следует в судебном порядке ставить вопрос о признании таких постановлений и соответственно, выданных на их основании всех последующих правоустанавливающих документов недействительными, то ими в рамках настоящего искового заявления ставится вопрос и о признании постановления администрации городского округа «город Дербент от 02.04.2010г. №26 в части предоставления Абдулаевой Н. С. земельного участка, недействительным.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Согласно ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 16 июля 2009 года № 738-0-0, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

По смыслу закона данная норма направлена на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота и соблюдение режима законности при проведении сделок.

Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования администрация г. Дербента исходит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ «город Дербент».

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит удовлетворить требования в полном объеме.

Будучи надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени рассмотрения дела ответчик Абдулаева Н.С., Алиев М., и представитель Управления земельных и имущественных отношений в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Причины неявки суд считает неуважительными, а потому с учетом требований истца суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчиков.

С согласия представителя администрации городского округа «город Дербент» Сеидова М.М., суд признал возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Так, постановлением главы администрации города Дербента от 02 апреля 2010 года №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», Абдулаевой Н.С., в числе прочих граждан, предоставлен в собственность на бесплатной основе земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале <номер изъят> в г.Дербенте.

На основании указанного постановления главы администрации г.Дербента между Абдулаевой Н.С. и комитетом по управлению имуществом администрации г.Дербента 04 мая 2010 года заключен договор <номер изъят> о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка.

Абдулаевой Н.С. зарегистрировано своё право собственности на выделенный ей участок, что подтверждается выданным ей свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13 мая 2010 года.

На основании постановления главы администрации городского округа «город Дербент» составлен кадастровый паспорт от 27 апреля 2010 года <номер изъят> на земельный участок Абдулаевой Н.С.

Постановлением главы администрации г.Дербента от 31 декабря 2010 года №408 отменено постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 02 апреля 2010 года №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов».

Исследование и оценка представленных доказательств приводят к выводу, что предоставление земельного участка осуществлено в нарушение установленного законом порядка.

Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45 и т.д., предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и РеспубликиДагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.

По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства земельных участков администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.

Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.

Принятие решения о предоставлении земельных участков необходимо было осуществить после их формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка бесплатно.

Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.

Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.

К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.

При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона.

Однако, при предоставлении спорного земельного участка Абдулаевой Н. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ответчице вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД «О земле»).

Заслуживают внимания и находят своё подтверждение доводы представителя администрации г. Дербента и в части, что ответчик на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, что спорный земельный участок предоставлен ей в течении нескольких дней со дня её обращения, с нарушением очередности предоставления земельных участков гражданам.

Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Судом установлено, что кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г.Дербента постановления о предоставлении земельного участка.

Так, кадастровый паспорт на предоставленный Абдулаевой Н. земельный участок выдан 27 апреля 2010 года.

Указанное обстоятельство также подтверждает, что спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно без выполнения кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.

Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность Абдулаевой Н. подтверждается и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-О-О, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Кроме того, спорный земельный участок предоставлен Абдулаевой Н. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.

Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК, ст.2 ФЗ от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г.№ 1425 (в редакции от 19.07.2006г. № 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993г. №498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 ст.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно - санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Материалами дела, в том числе и исследованным в суде генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

Представитель администрации г. Дербента в суде заявил, что в администрации города отсутствуют какие - либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение Абдулаевой Н. установленного законом порядка приобретения земельного участка в собственность бесплатно.

Таким образом, совокупность исследованных в суде доказательств и проверенных обстоятельств свидетельствуют о том, что при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, тем самым нарушены права муниципального образования город Дербент, неопределенного круга лиц на свободный доступ к водным объектам и их береговым полосам и т.д.

Согласно ст. 48 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В связи с допущенными при предоставлении спорного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого участка.

С учетом изложенного, а также положений п.3 ст.3 Земельного кодекса РФ, договор о безвозмездном предоставлении земельного участка является ничтожным, по основаниям предусмотренным ст.168 ГК РФ, как сделка не соответствующая требованиям закона и иным нормативным актам. Недействительность ничтожной сделки в силу ст.166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно п.3 ст.166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пп.15 п.1 ст.14 ФЗ от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Поскольку предоставление земельного участка Абдулаевой Н. было осуществлено в нарушение установленного законом порядка, спорный участок не мог быть предоставлен администрацией г.Дербента в собственность Абдулаевой Н., так как расположен в пределах территории рекреационного назначения, постановление администрации г. Дербента о предоставлении этого земельного участка является незаконным.

В связи с тем, что в основу договора о передаче в собственность спорного земельного участка было положено незаконное постановление, то этот договор также не соответствует закону и является ничтожным, подлежат признанию недействительными и последующие правоустанавливающие документы на этот спорный земельный участок, выданные на их основании; а также договор купли-продажи земельного участка, заключенный междуАбдулаевой Н. С. и Алиевым М. М. от 18 ноября 2011 года; и записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку право Абдулаевой Н. на спорный земельный участок основано на недействительных (ничтожных) сделках.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; иными способами, предусмотренными законом.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования администрации городского округа «город Дербент» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237, 194-198 ГПКРФ,

                                                   

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации городского округа «город Дербент» удовлетворить.

Признать недействительными: постановление администрации городского округа «город Дербент» от 02.04.2010г. №26 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов» в части предоставления Абдулаевой Ниби Сафтаровне; договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2010г. <номер изъят>, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Абдулаевой Н.С.; решение о присвоение кадастрового номера <номер изъят> и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя Абдулаевой Н.С. от 13 мая 2010 года и запись регистрации <номер изъят>; договор купли-продажи земельного участка, заключенный между Абдулаевой Ниби Сафтаровной и Алиевым Мурадом Мамедалиевичем от 18 ноября 2011 года; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя Алиева М.М. от 26 декабря 2011г. и запись регистрации <номер изъят>.

Меры по обеспечению иска, принятые судом определением от 20 февраля 2012 года, по вступлению решения суда в законную силу отменить.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Дербентский городской суд в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

/ Решение составлено в совещательной комнате /

                                           Судья                        Д.А.Гаджиев