П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Дербент 05 апреля 2011 года Судья Дербентского городского суда РД Яралиев Т.М., с участием представителей отдела ГПН по г. Дербент Касимова В.В. и Государственного образовательного учреждения школа-интернат № 6 г. Дербент Алиевой К.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Государственного образовательного учреждения школа- интернат № 6 г. Дербент, У С Т А Н О В И Л : Государственное образовательное учреждение школа - интернат № 6 г. Дербента нарушило требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами в помещении столовой, расположенного по адресу: г. Дербент, <адрес изъят>, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ. В судебном заседании представитель отдела ГПН по г. Дербент Касимов В.В. пояснил, что проведенной отделом ГПН по г. Дербент проверкой установлено, что в деятельности Государственного образовательного учреждения школа-интернат № 6 г. Дербент имеются нарушения требований пожарной безопасности, в том числе в помещениях столовой автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения, не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети и т.д., в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ. Представитель Государственного образовательного учреждения школа - интернат № 6 г. Дербент Алиева К.С. наличие в деятельности образовательного учреждения, в том числе в помещениях столовой отдельных нарушений требований пожарной безопасности признала и пояснила, что указанные нарушения связаны с отсутствием необходимых денежных средств, и они намерены устранить их в ближайшее время. В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса. Факт совершения Государственным образовательным учреждением школа-интернат № 6 г. Дербента данного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 30 марта 2011 года и протоколом о временном запрете деятельности от 30 марта 2011 года. Назначая Государственному образовательному учреждению школа-интернат № 6 г. Дербента наказание в виде предупреждения за совершение административное правонарушение, суд исходит из следующего. Так, в силу требований ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Согласно имеющихся в материалах дела данных Государственным образовательным учреждением школа-интернат № 6 г. Дербента административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, совершено впервые, при этом отсутствуют какие-либо данные и доказательства, указывающие на причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Между тем, в протоколе об административном правонарушении не указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны указываться дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Кроме того, следует учесть также, что административное приостановление деятельности юридического лица является мерой исключительной. Как указано и выше, статья 3.12 ч. 1 КоАП РФ устанавливает, что административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Закрепленный в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ перечень случаев, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, при наступлении которых может быть применено административное приостановление деятельности, является закрытым. Из изложенного вытекает, что прежде чем назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья должен исследовать обстоятельства дела, позволяющие оценить необходимость назначения такого наказания в качестве основного. Установление указанных обстоятельств требует анализа протокола об административном правонарушении, а также различных документов, составленных и выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Поскольку сведения о возможности наступления перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, являются значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, то в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается. Между тем, в протоколе об административном правонарушении не указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, и не указано, чем это подтверждается. Суду вообще не представлены какие-либо документы и доказательства, указывающие на наличие обстоятельств, при которых допускается назначение наказания в виде приостановления деятельности юридического лица. Напротив, из материалов дела видно, что составление протокола об административном правонарушении в отношении Государственного образовательного учреждения школы-интернат № 6 г. Дербент со стороны отдела ГПН по г. Дербент по существу носит формальный характер. Так, отделом ГПН по г. Дербент суду представлены только лишь сам протокол об административном правонарушении, а также протокол о временном запрете деятельности ГОУ Дом-интернат № 6 г. Дербент от 30 марта 2011 года. Судом также установлено, что фактически деятельность названного образовательного учреждения в помещениях столовой не была приостановлена, что подтверждается и объяснениями представителей отдела ГПН по г. Дербент Касимова В.В., а также Государственного образовательного учреждения школа-интернат № 6 г. Дербент Алиевой К.С. Кроме того, по итогам проведенной проверки деятельности Государственного образовательного учреждения школа-интернат № 6 г. Дербент отделом ГПН по г. Дербент в суд одновременно направлены 4 (четыре) самостоятельных протокола об административном правонарушении в отношении указанного образовательного учреждения, с составлением отдельных протоколов о временном запрете его деятельности в других помещениях, в том числе в помещениях общежития, прачечной и учебного корпуса, что также указывает на формальный и противоречивый характер действий отдела ГПН по г. Дербент, и изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что вся эта работа в конечном итоге не направлена на выполнение задач законодательства об административных правонарушениях и на достижение целей административного наказания. Более того, в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности, решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Между тем, суду не представлены какие-либо конкретные данные и доказательства, необходимые и для разрешения данного вопроса. Принимая решение о назначении Государственному образовательному учреждению школа-интернат № 6 г. Дербент наказания в виде предупреждения, суд учитывает также и доводы его представителя Алиевой К. в части, что в настоящее время в этом образовательном учреждении на воспитании и содержании находятся около трехсот детей и приостановление его деятельности в помещениях общежития, столовой, прачечной и учебного корпуса фактически лишит их возможностей пропитания, жилья (ночлега) и других необходимых условий для существования. Кроме того, суд принимает во внимание и доводы представителя Алиевой К. в части, что в настоящее время Государственное образовательное учреждение школа-интернат № 6 г. Дербент находится в тяжелом имущественном и финансовом положении, что является и основной причиной наличия в его деятельности нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем суд считает нецелесообразным назначить ему наказание в виде штрафа. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, П О С Т А Н О В И Л : Признать Государственное образовательное учреждение школа - интернат № 6 г. Дербента виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня его вынесения. СУДЬЯ Т.М.ЯРАЛИЕВ