РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2010 года г. Уфа РБ
Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гизатуллина Ф.Х.,
при секретаре Гаймалеевой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 166/2010г. по исковому заявлению Мамаевой ФИО5 к Кредитному потребительскому кооперативу ФИО6 о возмещении причиненного материального и морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Мамаева Р.Ш. обратилась в районный суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу ФИО6 о возмещении причиненного материального и морального вреда, указывая, что в мае 2007 года она вступила в Уральскую народную кассу. 30 мая 2007 года она внесла 123 тыс. рублей; 13 июня 2007 года - 66 тыс. рублей; 15 ноября 2007 года - 42 тыс. рублей, итого 231 тыс. рублей. Каждый раз они брали сверх внесенной суммы «паевые взносы» 50+100+123+66+42+1789=2 тыс. 170 рублей. Также 1 тыс. 789 рублей взяли при разрыве отношений. Весной 2009 года проходило собрание членов кооператива в здании железнодорожного техникума. На собрании истец убедилась, что это несерьезная организация. Во-первых, члены кооператива это в основном люди за 70 лет. Во-вторых, люди выступали и возмущались безобразным поведением руководства, так как ходили месяцами и не могли получать свои деньги, в чем Мамаева Р.Ш. убедилась сама в дальнейшем. 15 мая 2009 года она подала заявление, чтобы получить свои деньги. Ей сказали, что при досрочном расторжении договора все проценты пересчитываются по ставке «до востребования» и была названа цифра 5% (в договоре нигде этой цифры нет). Мамаева Р.Ш. пересчитала все свои деньги и должна была получить 91 тыс. 650 рублей, с этой суммой они согласились. Только через 45 дней (а по договору срок 15 дней п. 5.5.) она получила 79 тыс. 786 рублей. Пусть 1 тыс. 789 рублей это членский взнос, хотя об этом в договоре нигде не сказано, а где остальные - 11 тыс. 864 рублей. Истица Мамаева Р.Ш. просит суд взыскать с КПК ФИО6 в ее пользу 11 тыс. 864 рублей, моральный ущерб в размере 1 тыс. рублей.
В судебном заседании истец Мамаева Р.Ш. свой иск поддержала, просит взыскать с ответчика 10 тыс. 071 рублей, досрочно расторгнуть договор, возместить моральный вред в сумме 1 тыс. рублей.
Представитель ответчика КПК ФИО6 по доверенности Хусаинов М.И. иск Мамаевой Р.Ш. не признал, поясняя, что с истицей произведен полный расчет согласно нормативным документам их потребительского кооператива, предусматривающих в случае досрочного расторжения договора перерасчет начисления процентов.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из представленных сторонами суду письменных доказательств видно, что Мамаева Р.Ш. заключила с КПК ФИО6 договор пенсионный накопительный сроком на 36 месяцев, вступила в качестве пайщика в данный потребительский кооператив, внесла определенные денежные суммы на срок и условиях, определенных договором взноса личных сбережений.
При вступлении в потребительский кооператив Мамаева Р.Ш. взяла на себя обязательство соблюдать Устав потребительского кооператива. Положение «О взносах личных сбережений», иные внутренние акты кооператива.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Судом установлено, что истица Мамаева Р.Ш. условия договора не выполнила, подала заявление о досрочном расторжении указанного договора.
Последствия досрочного расторжения договора содержаться в пункте 4.9 договора, а именно - в случае досрочного востребования взноса полностью компенсация по взносу пересчитывается и выплачивается за период хранения в размере, соответствующем ставке «До востребования», действующей в Кооперативе на момент снятия взноса.
Истица Мамаева Р.Ш. пояснила суду, что 15 мая 2009 года она подала заявление о возврате ей денежных сумм, получила денежные средства на общую сумму 242 тыс. 786 рублей, которые значительно меньше ее расчетов.
Поскольку условия досрочного возврата денежных сумм по инициативе Мамаевой Р.Ш. предусмотрен заключенным ею с ответчиком вышеуказанным договором, в котором предусмотрен в сторону уменьшения перерасчет начисления процентов, подлежащих выдаче гражданину, суд находит необходимым в удовлетворении иска Мамаевой Р.Ш. к КПК ФИО6 о взыскании недополученной денежной суммы в размере 10 тыс. 071 рублей отказать.
Согласно статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со статьей 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку истцом Мамаевой Р.Ш. не представлены суду бесспорные доказательства вины ответчика в причинении ей морального вреда, суд считает необходимым исковые требования Мамаевой Р.Ш. в части возмещения ей причиненного морального вреда оставить без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Мамаевой Р.Ш. необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Мамаевой ФИО5 к Кредитному потребительскому кооперативу ФИО6 о взыскании недополученной денежной суммы в размере 10 тыс. 071 рублей, о возмещении причиненного морального вреда в сумме одной тыс. рублей - отказать в связи с необоснованностью исковых требований.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы или представления через суд, принявший решение. Решение вступило в законнную силу 22.03.2010г.
Федеральный судья Демского
районного суда г. Уфы РБ Ф.Х. Гизатуллин