РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2010 года г. Уфа РБ
Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гизатуллина Ф.Х.,
с участием старшего помощника прокурора Демского района г. Уфы РБ Кардопольцевой А.М., представителя ответчика по доверенности Хазиевой А.Р.,
при секретаре Гаймалеевой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-274/2010г. по исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Управление по содержанию и благоустройству Демского района городского округа г. Уфа РБ об обязывании выполнения мероприятий по охране окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд с иском к Муниципальному учреждению Управление по содержанию и благоустройству Демского района городского округа г. Уфа РБ об обязывании выполнения мероприятий по охране окружающей среды, указывая, что проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что Муниципальное учреждение Управление по содержанию и благоустройству Демского района городского округа город Уфа РБ, имея на балансе источники загрязнения атмосферного воздуха (30 единиц автотракторной техники, гараж, сварочный пост) ведет свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Факт указанного нарушения подтверждается объяснениями инженера учреждения ФИО2, ответственного за обеспечение экологической безопасности в учреждении. Ответчик обязан разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить документы для получения разрешения на выброс на основании следующего. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии с пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 года № 183 предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно пункту 8 названного Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Пункт 9 Положения предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). На территории Республики Башкортостан таким территориальным подразделением является Приуральское управление Ростехнадзора. Согласно ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Согласно ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. В связи с тем, что у ответчика отсутствует разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им да обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается, соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, иск предъявляется в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Истец - прокурор просит суд обязать ответчика - Муниципальное учреждение Управление по содержанию и благоустройству Демского района городского округа город Уфа РБ разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; установить, что ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску в течение шести месяцев со дня принятия судебного решения.
В судебном заседании представитель Башкирского природоохранного межрайонного прокурора по доверенности Кардопольцева А.М. вышеуказанные исковые требования поддержала полностью, просит суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика - МУ Управление по содержанию и благоустройству Демского района городского округа г. Уфа РБ по доверенности Хазиева А.Р. данный иск прокурора признала в полном объеме, заявила о согласии по решению суда выполнить указанные природоохранные мероприятия в указанный срок..
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Судом принято признание иска представителем ответчика по доверенности Хазиевой А.Р., поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Управление по содержанию и благоустройству Демского района городского округа г. Уфа РБ об обязывании выполнения мероприятий по охране окружающей среды удовлетворить:
Обязать Муниципальное учреждение Управление по содержанию и благоустройству Демского района городского округа город Уфа РБ разработать предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Приуральское управление Ростехнадзора, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Установить, что ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску в течение шести месяцев со дня принятия судебного решения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, в течение десяти дней со дня вынесения решения путем подачи кассационной жалобы или представления через суд, принявший решение. Решение вступило в законную силу 23.04.2010г.
Федеральный судья Демского
районного суда г. Уфы РБ Ф.Х. Гизатуллин