№2-990/2010о признании ничтожным договора аренды и признании права собственности на земельный участок



Дело № 2-990/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Уфа 12 ноября 2010 года

Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Галлямовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вдовиченко ФИО9 к Комитету по Управлению муниципальной собственностью администрации ГО г.Уфа, администрации ГО г.Уфа о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок

УСТАНОВИЛ:

Вдовиченко Н.М. обратилась в суд с иском к Комитету по Управлению муниципальной собственностью администрации ГО г.Уфа, указав, что истец в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2007г. №, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по РБ, является законным собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке, кадастровый номер №. Истец законно владеет данным земельным участком, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги 14 Жуковского сельского Совета народных депутатов, договором дарения, зарегистрированным в Управлении Федеральной регистрационной службы по РБ № от 26.06.2007г., а также постановлением главы администрации ГО г.Уфа и договором аренды земельного участка от 13.03.2007 года. Фактическая площадь земельного участка под домовладением, согласно данным кадастрового учета, составляет № кв.м. Границы с соседями согласованы. Спор о размере земельного участка в 2007 году и в настоящее время отсутствует, администрация г.Уфы в 2007 году выразила свое согласие на закрепление земельного участка площадью № кв.м в аренду. Площадь данного земельного участка никем не оспаривалась на протяжении всего времени владения участком семьей истца.

Вышеуказанный земельный участок был предоставлен на праве пользования маме истицы - ФИО2, для ведения личного подсобного хозяйства, о чем в похозяйственной книге 14 Жуковского сельсовета Совета народных депутатов на 1991-1995 гг. на № странице сделана запись л/с №.

13.03.2007 года между комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации ГО г.Уфа и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка № сроком до 5 февраля 2017 года, в тот же день был заключен договор о передаче истице прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от 13.03.2007г.

При подписании договора аренды, сотрудники Администрации ГО г.Уфа истцу не разъяснили его права и не предоставили право выбора на приобретение в собственность земельного участка, тем самым нарушили требования ч.1. ст.36 Земельного кодекса РФ, исключительное право истца, как собственника дома на приватизацию земельного участка.

Истец считает, что передача указанного земельного участка в аренду истцу нарушает предусмотренное ст.36 Земельного кодекса РФ исключительное право истца, как собственника объекта недвижимости, на приватизацию занятого им земельного участка, что является основанием для признания спорного договора аренды земельного участка недействительным (ничтожным).

Истец и члены его семьи не отказывались от права бессрочного пользования земельным участком. По мнению истца, принудительное заключение договора аренды на земельный участок противоречит требованиям ст.36 Земельного кодекса РФ, ст.131 ГК РФ, ст.25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также нарушает право истца, как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом.

В силу ст.179 Гражданского кодекса РФ «сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего». Истец, является добросовестным приобретателем земельного участка, открыто, добросовестно владеет им и пользуется по его прямому назначению, более 19 лет.

Таким образом, земельный участок находится в постоянном пользовании семьи истца и с его стороны отсутствует самовольный захват земельного участка, так как при переходе права собственности на недвижимое имущество к нему перешло право и на земельный участок.

Имея законное право приобрести земельный участок в собственность, 16.07.2010г. и 23.07.2010г, истец обратился в администрацию ГО г.Уфа с заявлением о расторжении вышеуказанного договора аренды на земельный участок № от 13.03.2007г. и предоставлении ему права собственности на него в установленном законом порядке. Однако ответ из Администрации ГО г.Уфа так и не был получен. Бездействие администрации городского округа г.Уфа РБ является существенным нарушением норм материального права и грубо нарушает права истца на приобретение в собственность вышеуказанного земельного участка, предусмотренные законом.

На основании п.5 ст. 1, ст. 15, 28, 36, 59 ЗК РФ, Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 450, п.2 ст. 452, 179 ГК РФ, п.5 ст. 2, ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Истец просил: признать ничтожным заключенный между ответчиком и истцом договор аренды на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, признать право собственности за истцом на земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. кадастровый номер №.

Впоследствии истец уточнил свои исковые требования, в качестве ответчиков указал Администрацию городского округа г.Уфа и Комитет по управлению муниципальной собственностью, просил: расторгнуть заключенный между ответчиком и истцом договор аренды на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> кадастровый номер №, признать право собственности за истцом на указанный земельный участок.

В дальнейшем истец вновь уточнил свои исковые требования и основания исковых требований, исключил ссылку на ст. 131 ГК РФ, п.5 ст. 2, п.1 ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», просит: расторгнуть заключенный между ответчиком и истцом договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> кадастровый номер №, признать право собственности за истцом на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.

Истица Вдовиченко Н.М. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Вдовиченко Н.М. - Липатников А.А. уточненные исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.

Представители ответчиков - администрации городского округа город Уфа РБ, Комитета по Управлению муниципальной собственностью администрации городского округа город Уфа РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца Липатникова А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что по договору дарения от 29.03.2007г. ФИО2 подарила Вдовиченко Н.М. принадлежащее ей на праве собственности домовладение, состоящее из бревенчатого дома с двумя верандами, общей площадью № кв.м., находящееся по адресу: <адрес>. Указанное домовладение принадлежало дарителю на праве собственности на основании Постановления мэра г.Уфы № от 21.04.1992года, что подтверждается регистрационным удостоверением № от 24.02.1995г.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от 26.06.2007г. Вдовиченко ФИО9 является собственником жилого дома, общей площадью № кв.м., инв.№, лит.№, расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок площадью № га по адресу: <адрес> был предоставлен матери истицы - ФИО2 для ведения личного подсобного хозяйства, о чем сделана запись в похозяйственной книге № Жуковского сельсовета народных депутатов на 1991-1995г., что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, выданной администрацией Демского района ГО г.Уфа 09.02.2010г.

Впоследствии земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет за №. Согласно кадастрового паспорта земельного участка № от 12.07.2010г. площадь земельного участка составляет № кв.м.

13.03.2007г. между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации ГО г.Уфа и ФИО2 был заключен договор аренды № земельного участка, кадастровый номер №, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

18.03.2007г. между ФИО2 и Вдовиченко ФИО9 был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от 13.03.2007г., на основании которого все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка перешли к истице.

16.07.2010г. Вдовиченко Н.М. обратилась в администрацию городского округа г.Уфа с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.

23.07 2010г. истица обратилась в администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка.

Письмом № от 16.08.10г. МУ «Земельное агентство», рассмотрев обращение истицы, поступившее от администрации ГО г.Уфа РБ, отказало в предоставлении земельного участка в собственность истицы в связи с тем, что часть земельного участка по адресу: <адрес> расположена в границах красных линий.

Письмом № от 30.08.10г. МУ «Земельное агентство», рассмотрев обращение истицы, поступившее от администрации ГО г.Уфа РБ, сообщило, что оснований для расторжения договора аренды земельного участка не имеется.

Между тем, данные отказы нельзя признать законными и обоснованными.

Часть 1 статьи 451 ГК РФ предусматривает возможность расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

В соответствии с указанной нормой материального права, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств, признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли разумно предвидеть, договор вообще был бы ими не заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В соответствии со ст.36 Земельного Кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них имеют граждане, юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанно право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, иными федеральными законами.

В соответствии с п.9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г., если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Таким образом, на момент заключения договора ФИО2 была вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок <адрес>.

В силу ч.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, право на регистрацию права собственности на земельный участок перешло к Вдовиченко Н.М. Указанное право сохраняется за истицей и в настоящее время.

Суд считает обоснованными доводы представителя истца о том, что при заключении договора аренды земельного участка, истица и ее мать не знали, что вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, а в администрации города им дали неправильное разъяснение, указав, что земля может быть предоставлена только в аренду. Если бы истица и е мать знали о том, что в соответствии с Земельным Кодексом РФ они имели право оформить земельный участок в собственность, они не стали бы заключать договор аренды.

Согласно п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

При этом, статья 28 ЗК РФ регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости.

При таких обстоятельствах, требования истца о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вдовиченко ФИО9 удовлетворить.

Расторгнуть договор аренды № от 13.03.2007г. земельного участка по адресу: <адрес>, заключенный между администрацией г.Уфы и ФИО2.

Признать за Вдовиченко ФИО9 право собственности на земельный участок площадью № кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Демский районный суд г.Уфы.

Судья С.С.Зубаирова

Решение вступило в законную силу 23.11.2010г.