о включении периода службы в армии в стаж для назначения трудовой пенсии



Дело № 2-949/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2010г. г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Галлямовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фаизова Р.Ф. к ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы о включении периода службы в армии в стаж для назначения трудовой пенсии

УСТАНОВИЛ:

Фаизов Р.Ф. обратился в суд с названным иском, указав, что 13 августа 2010г. он обратился в ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы с просьбой установить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

20 августа 2010г. решением ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом, не засчитали период службы в составе Вооруженных сил СССР с 10.04.1979г. по 15.04.1981г. Документы, подтверждающие право на досрочную трудовую пенсию по старости, в том числе о службе в составе Вооруженных сил СССР истцом были представлены в полном объеме.

Истец не согласен с решением Ответчика, просит: признать незаконным решение ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности, обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10.04ю1979г. по 15.04.1981г., признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию, обязать ГУ УПФ в Адрес назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 13 августа 2010г.

В судебном заседании Фаизов Р.Ф. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности - Лихман А.Д. в судебном заседании иск не признала, просит в его удовлетворении отказать. При этом, пояснила, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР мог быть включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если педагогическая деятельность имела место до и после службы и если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1, 2 и 4). Фаизов Р.Ф. до призыва на службу и после нее работал электрослесарем в ФИО9. Затем в 1981г. поступил в ФИО10. После окончания учебного заведения в 11987г. приступил к педагогической деятельности, работая в средней школе Номер учителем биологии и химии. В связи с этим, оснований для включения периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР в подсчет специального стажа, нет.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что 13 августа 2010г. Фаизов Р.Ф. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы №10 от 20 августа 2010г. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости Фаизову Р.Ф. отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Согласно записям в трудовой книжке истца, в период с 10.04.1979г. по 12.06.1981г. Фаизов Р.Ф. проходил военную службу в рядах Советской Армии. Указанный период в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Ответчиком включен не был.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Принимая решение, суд считает необходимым руководствоваться положениями ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18 и 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» - по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Такой подход согласуется с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, которым установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.

В спорный период времени (период службы истца в армии) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпункт «г» пункта 1 которого предусматривал, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Фаизова Р.Ф. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца на это права.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР мог быть включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет на основании Постановления Совмина № 1397 при строго определенном условии: если педагогическая деятельность имела место до и после службы в армии и если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4).

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г., в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Подобного условия для включения в трудовой стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, для работников просвещения не предусмотрено.

Согласно п. 4 вышеназванного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное условие истцом соблюдено, что подтверждается материалами дела и в судебном заседании не оспаривается.

Ссылка представителя ответчика на пункт 3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, являющегося приложением к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985г. №94, который предусматривает, что время службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы, не может быть принята во внимание, поскольку, в период службы истца в Вооруженных Силах РФ, указанный правовой акт еще не был принят.

На момент обращения в пенсионный фонд (13.08.2010г.), продолжительность специального стажа Фаизова Р.Ф., с учетом подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода службы в Вооруженных Силах СССР с 10.04.1979г. по 15.04.81г., составляла более 25 лет. Указанное обстоятельство подтверждено сторонами, материалами дела и в судебном заседании не оспаривается.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.

В силу ч.1 ст. 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Согласно ст. 19 названного Закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости).

На основании изложенного, исковые требования Фаизова Р.Ф. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать решение ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы №10 от 20 августа 2010г. об отказе в назначении Фаизову ФИО8 досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности, незаконным.

Обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы включить в стаж Фаизова ФИО8 для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10.04.1979г. по 15.04.1981г.

Признать за Фаизовым ФИО8 право на досрочную трудовую пенсию.

Обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы назначить Фаизову ФИО8 досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 13 августа 2010г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда будет изготовлено 30 сентября 2010г.

Судья Зубаирова С.С.

Решение не вступило в законную силу.