РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2010 года г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зубаировой С.С.,
при секретаре Мухортовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО21» («ФИО37») о взыскании денежных сумм
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ФИО21» о взыскании денежных сумм указав, что Дата г. между истцом и ответчиком был заключен предварительный договор купли-продажи Номер , на приобретение квартиры Номер в жилом доме Номер А в микрорайоне «ФИО36» Кировского района г.Уфы. Основанием заключения данного договора в соответствии с п.1.2 является инвестиционный договор Номер от Дата г., заключенный между ответчиком и МУП ФИО51 г.Уфы. В соответствии с п.1.1 предварительного договора купли-продажи Номер , ответчик обязался в течение 30 дней с момента получения на себя свидетельства о государственной регистрации права собственности на предмет договора заключить с ФИО3 основной договор купли-продажи вышеуказанной квартиры.
Свои обязательства, предусмотренные п.п. 1.4 и 3.1 предварительного договора, касающиеся покупки векселей на общую сумму 3 012 960 рублей, ФИО3 были исполнены в полном объеме. Заключив Дата г. с ОАО «ФИО44» кредитный договор Номер о предоставлении ФИО3 кредита на сумму 2 710 000 рублей для покупки векселей ООО «ФИО21» для дальнейшей их передачи ответчику в счет оплаты приобретаемой квартиры, которые были переданы на основании заявления ФИО3, договора хранения векселя Номер от Дата г. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на ООО «ФИО21» серии Номер Номер было получено ответчиком Дата г. Таким образом, окончательным сроком заключения договора купли-продажи между сторонами должно было быть Дата г., но в течение 8 месяцев ответчик по разным причинам уклонялся от заключения основного договора купли-продажи, в связи с чем, ФИО3 был вынужден обратится в ООО «ФИО12» и заключить договор на оказание юридических услуг, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи и оплатить 48 300 рублей, после чего Дата г. договор был заключен, выдано свидетельство о государственной регистрации права серии Номер от Дата г. Цена договора купли-продажи составила 3 012 960 рублей. В связи с просрочкой ООО «ФИО21» заключения основного договора купли-продажи, истец был вынужден заключить дополнительно кредитный договор Номер от Дата г. с ОАО «ФИО44» и в течение 8 месяцев дополнительно оплачивать проценты в общей сумме 395 971, 59 рублей.
Кроме того, в соответствии с предварительным договором купли-продажи Номер , площадь квартиры, за которую была произведена оплата, составляла 62,77 кв.м., а, согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру от Дата г., выданного на имя ФИО3, общая площадь квартиры составила 60,7 кв.м. Таким образом, истцом была внесена излишне уплаченная сумма в размере 99 360 рублей, которая подлежит возврату, так как ни предварительным договором купли-продажи, ни основным договором, заключенными между сторонами, не закреплено, что после окончательных обмеров БТИ, в случае изменения площади квартиры, излишне оплаченная сумма не возвращается.
Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения, которые составили 99 360 рублей.
На сумму неосновательного обогащения прдлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ). Проценты на сумму основного долга составили 353 996, 36 рублей.
Кроме того, истец был вынужден повторно обратиться в ООО «ФИО12» и заключить договор на оказание юридических услуг по представлению интересов в суде на сумму 38 000 рублей, что в соответствии со ст. 15 ГК РФ признается убытками.
Истец просил взыскать с ООО «ФИО21» сумму переплаченных процентов по кредитному договору Номер от Дата г. на покупку векселей в размере 395 971, 59 рублей, сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 353 996,36 рублей, излишне уплаченную денежную сумму 99 360 рублей за разницу в площади квартиры, расходы на оплату юридических услуг в размере 48 300 рублей и 38 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 11 845, 14 рублей.
Определением суда от Дата г. произведена замена истца ООО «ФИО21» на ООО «ФИО37» в связи с изменением наименования общества.
Определением Демского районного суда г.Уфы от 19.01.2010г. производство по делу по требованиям ФИО3 о взыскании с ответчика излишне уплаченной денежной суммы 99 360 рублей за разницу в площади, прекращено, в связи с отказом от указанных исковых требований.
Решением Демского районного суда г.Уфы от Дата года в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано.
Кассационным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2010г. решение суда от 09 марта 2010г отменено в связи с рассмотрением дела в отсутствие не извещенного надлежащим образом истца, дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании истец ФИО3 уточнил исковые требования, просит: взыскать с ООО «ФИО37» сумму переплаченных процентов по кредитному договору Номер от Дата г. на покупку векселей в размере 395 971, 59 рублей, сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 343 970. 65 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 48 300 рублей и 38 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 11 845, 14 рублей.
Представитель истца ФИО3 по доверенности – ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просит их удовлетворить..
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ФИО37» -ФИО5 исковые требования ФИО3 не признал, в удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Дата года ООО «ФИО28» и ФИО3 заключили предварительный договор Номер о заключении договора купли-продажи, согласно которого указанные лица обязались в течение 30 дней после получения ООО «ФИО28» свидетельства о праве собственности, заключить основной договор продажи квартиры Номер в доме Номер А в микрорайоне «ФИО36» ... г.Уфы (строительный адрес). Точные характеристики квартиры и почтовый адрес будут указаны при заключении основного договора.
В соответствии с п.1.3 предварительного договора, цена квартиры составляет 3 012 960 рублей.
В соответствии с п. 1.4 предварительного договора, ФИО3 обязался в целях обеспечения обязательств по предварительному договору накопить векселя ООО «Агродорспецстрой» на общую сумму 3 012 960 рублей в срок до Дата г.
Дата г. между ОАО банк «ФИО26» и ФИО3 заключен кредитный договор Номер , согласно которого банк предоставил ФИО3 кредит в сумме 2 710 000 рублей для покупки векселей ООО «ФИО28».
Дата г. между ОАО банк «ФИО26» и ФИО3 заключен второй кредитный договор Номер , согласно которого банк вновь предоставил ФИО3 кредит в сумме 2 710 000 рублей для покупки векселей ООО «Агродорспецстрой».
Таким образом, ФИО3 дважды приобретал простые векселя ООО «ФИО28» на сумму 2 710 000 рублей и передавал их на хранение ООО «Агродорспецстрой». Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Дата года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО «ФИО28» на квартиру, расположенную по адресу: г.Уфа, ..., ..., ....
Дата г. между ФИО3 и ООО «ФИО28» заключен договор купли-продажи вышеназванного объекта недвижимости, согласно п.1.4. которого квартира продается по цене 3 012 960 рублей.
Согласно п. 2.1 договора купли-продажи от Дата г. квартира приобретается ФИО3 за счет собственных и кредитных средств, предоставляемых ОАО банк «ФИО26» по Федеральной программе ипотечного кредитования, согласно кредитного договора Номер от Дата г.
Дата г. между ФИО3 и ОАО банк «Инвестиционный капитал» заключен кредитный договор (при ипотеке в силу закона) Номер , согласно которого банк предоставил ФИО3 кредит в размере 2 410 368 рублей для целевого использования – приобретения в собственность ФИО3 квартиры, расположенной по адресу: г.Уфа, ..., ..., ....
Дата г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО3 на указанную квартиру.
Доводы истца о том, что заключение кредитного договора Номер от Дата г. на предоставление денежных средств для покупки векселей, обусловлено просрочкой ответчика в заключении основного договора купли-продажи квартиры, в связи с чем, с ответчика подлежат взысканию проценты по указанному кредитному договору, несостоятельны.
Оплата стоимости квартиры произведена ФИО3 за счет собственных и кредитных средств, предоставленных ОАО банк «ФИО26» по Федеральной программе ипотечного кредитования, согласно кредитного договора Номер от Дата г., что не противоречит п.2.2 предварительного договора Номер , согласно которого ФИО3 производит расчет по основному договору купли-продажи путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный ОАО«ФИО21», или по согласованию сторон путем передачи векселей СБ РФ или ОАО «ФИО23», ОАО«ФИО21», а также иной формой расчетов, не запрещенной законодательством РФ (в том числе зачетом или за счет ипотечного кредита).
Накопление истцом векселей ОАО«ФИО21», в соответствии с условиями предварительного договора купли-продажи Номер , являлось лишь средством обеспечения обязательств истца по заключению основного договора купли-продажи.
Из материалов дела усматривается, что ФИО3 предъявил к оплате приобретенные им векселя ОАО«ФИО21».
Вексель серии АДСС Номер от Дата г. на сумму 2 710 000 рублей был погашен ОАО «ФИО11» Дата г., то есть до получения ОАО«ФИО11» свидетельства о государственной регистрации права на квартиру и заключения основного договора купли-продажи квартиры. Вексель серии АДСС Номер от Дата г. был погашен ОАО«ФИО11» на сумму 2 410 368 рублей в день выдачи свидетельства о ГРП на имя ФИО3 - Дата г.
Согласно условиям предварительного договора купли-продажи, заключенного между ФИО3 и ОАО «ФИО11», ОАО«ФИО11» обязалось заключить основной договор купли—продажи квартиры в течение 30 дней после получения ООО «ФИО11» свидетельства о праве собственности на свое имя. Указанное свидетельство было получено ответчиком Дата г., то есть после того, как ФИО3 заключил кредитный договор Номер на предоставление денежных средств для приобретения векселей ОАО«ФИО11».
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключение истцом кредитного договора Номер от Дата г. не связано с просрочкой ответчика в заключении основного договора купли-продажи квартиры.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 показала, что, если бы ответчик заключил основной договор купли-продажи квартиры в срок, установленный предварительным договором, то есть в течение 30 дней после получения ООО «ФИО11» свидетельства о праве собственности (то есть в срок до Дата г.), ФИО3 одновременно предъявил бы к оплате вексель на сумму 2 710 000 рублей, и полученные денежные средства внес бы досрочно в счет погашения суммы кредита по кредитному договору Номер от Дата г. В этом случае, истцу не пришлось бы оплачивать проценты по указанному кредитному договору за период с августа 2008г. до марта 2000г., так как сумма кредита была бы возвращена банку досрочно, и, кредитный договор прекратил бы свое действие. Поскольку ответчик в установленный предварительным договором срок не исполнил обязательство по заключению основного договора купли-продажи, истцу пришлось по кредитному договору Номер от Дата г. оплатить проценты за период с августа 2008г. по март 2009г. в сумме 395 971. 59 рублей, которые истец расценивает как убытки.
Однако, суд не может согласиться с указанными доводами представителя истца.
В соответствии с условиями кредитного договора Номер от Дата г. кредитор предоставляет заемщику кредит в сумме 2 710 000 рублей сроком на 12 месяцев.
Таким образом, срок исполнения обязательств ФИО3 по возврату кредита – Дата г. (в соответствии со ст. 314 ГК РФ).
Согласно п. 1.3 кредитного договора Номер от Дата г., заемщик вправе полностью исполнить свои обязательства по возврату кредита и уплате начисленных процентов до срока, указанного в п. 1.1, 1.3 договора при обязательном согласии кредитора. Частичное досрочное погашение кредита допускается только после получения заемщиком письменного согласия кредитора.
Следовательно, ФИО3 мог реализовать свое право на досрочное погашение кредита только при получении на то письменного согласия банка.
При этом, кредитный договор не содержит условий, обязывающих кредитора (т.е банк) принять от заемщика досрочное исполнение обязательств по кредиту. Следовательно, кредитор, вправе по своему усмотрению решить вопрос о принятии или непринятии досрочного исполнения обязательств заемщика. Соответственно, при отказе кредитора принять досрочное погашение кредита, заемщик ФИО3 в соответствии с условиями кредитного договора был бы обязан продолжать оплачивать проценты за пользование кредитом до истечения срока договора или до получения от банка согласия на досрочное погашение кредита.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено доказательств того, что кредитор – ОАО банк «ФИО9» в августе 2008 года непременно дал бы свое согласие на досрочное погашение ФИО3 обязательств по кредитному договору Номер от Дата г. и действие указанного договора было бы прекращено.
Следовательно, нет оснований утверждать о том, что в случае заключения сторонами (истцом и ответчиком) основного договора купли-продажи квартиры в августе 2008г., действие кредитного договора Номер от Дата г., заключенного между ОАО банк «ФИО9» и ФИО3 было бы прекращено в связи с досрочным погашением долга, и, начисление процентов по указанному договору было бы прекращено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушение ответчиком срока заключения основного договора купли-продажи квартиры не может расцениваться как единственная и непосредственная причина уплаты истцом процентов по кредитному договору Номер от Дата г.
Кроме того, согласно п. 1.1 предварительного договора от Дата г. обязанность по заключению основного договора в течение 30 дней после получения ООО «ФИО11» возложена на обе стороны договора.
Пункт 4.1 предварительного договора предусматривает последствия нарушения сторонами пункта 1.1 указанного договора, заключающиеся в том, что если, с наступлением срока, указанного в п.1.1 какая-либо из сторон уклоняется от заключения основного договора купли-продажи, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.
Доказательств уклонения ответчика от заключения основного договора купли-продажи квартиры и осуществления ООО «ФИО12» каких-либо действий, связанных с понуждением ответчика заключить основной договор купли-продажи, истцом также не представлено.
На основании изложенного, требования истца о взыскании с ответчика суммы переплаченных процентов по кредитному договору Номер от Дата г. в размере 395 971,59 рублей, а также требования ФИО3 о взыскании с ответчика расходов на оказание юридических услуг в сумме 48 300 рублей подлежат отклонению.
Истцом также не представлено доказательств неправомерного удержания ответчиком денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет ФИО3, в связи с чем, требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.
Нарушение сроков заключения основного договора купли-продажи не может являться основанием для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку у ответчика какие-либо обязательства передать истцу денежные средства, отсутствовали, а предъявленные истцом к оплате векселя были погашены своевременно.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, основания для взыскания судебных расходов, понесенных истцом в виде оплаты юридических услуг в размере 38 000 рублей и расходов по оплате госпошлины, отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда будет изготовлено 08 июля 2010г.
Судья С.С.Зубаирова
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер
Номер а