Дело №2-1064/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2010г. г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зубаировой С.С.,
при секретаре Мухортовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Меркушева ФИО10 о признании распоряжения государственного органа незаконным
УСТАНОВИЛ:
Меркушев ФИО10 обратился в суд с заявлением о признании распоряжения государственного органа незаконным, указав, что 25 августа 1995 года он был уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Как военнослужащий он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении постановлением главы Администрации Демского района г.Уфы № от 23.10.1995г. При этом он был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Администрация Демского района ГО г.Уфа письмом от 17.03.2010г. № довела до сведения заявителя, что на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Демского района городского округа г.Уфа распоряжением главы администрации Демского района городского округа г.Уфа № от 10.03.2010г. Меркушев Е.Е. исключен из списков граждан, состоящих на учете по месту жительства при администрации Демского района городского округа г.Уфа, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На обращение Меркушева Е.Е. о его несогласии со снятием с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Администрация Демского района городского округа г.Уфа письмом от 29.04.2010г. № сообщила, что обращение рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Демского района городского округа г.Уфа РБ.
Причиной снятия с учета Меркушева Е.Е. послужило то, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м. На данной площади было зарегистрировано 4 человека: Меркушев Е.Е., его супруга Меркушева Н.Г., мать ФИО4, бабушка ФИО5 В настоящее время после смерти бабушки зарегистрировано 3 человека.
В связи с тем, что Меркушев имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> и обеспечен жильем более учетной нормы жилого помещения (более № кв.м. общей площади), оснований состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.
Заявитель указывает, что распоряжение Администрации Демского района городского округа г.Уфа основано на непроверенных данных.
Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Заявитель указывает, что не проживал по указанному адресу, арендуя квартиру по адресу: <адрес> с 10 декабря 1996 года, о чем свидетельствуют договора найма жилого помещения от 09.12.1996г., 07.01.1998г., 05.01.1999г., 06.01.2003г., 30.06.2007г., 30.12.2008г.
Заявитель считает, что регистрация по месту жительства сама по себе не является доказательством обеспечения заявителя жильем.
Кроме того, администрация городского округа г.Уфа составила акт осмотра жилья, копию которого заявителю не выдали.
Меркушев Е.Е. просит признать незаконным распоряжение главы администрации Демского района № от 10.03.2010г. об исключении его из списка граждан, состоящих на учете по месту жительства при администрации Демского района городского округа г.Уфа в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и восстановить заявителя в указанном списке.
В судебном заседании Меркушев Е.Е. и его представитель по доверенности - Глухов М.В. заявленные требования поддержали, просят их удовлетворить.
Заинтересованное лицо - Меркушева Н.Г. в судебном заседании считает заявление обоснованным, просит его удовлетворить.
Представитель органа, чьи действия обжалуются - администрации Демского района ГО г.Уфа РБ - Ризина Л.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает их необоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарии к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, основанием для снятия граждан с учета может стать улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в результате увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Демского района г.Уфы № от 23.10.1995г. Меркушев ФИО10 - подполковник запаса, временно проживающий по <адрес> составом семьи из двух человек поставлен на учет на улучшение жилищных условий по льготному списку администрации Демского района.
На момент постановки на учет по адресу: <адрес> были зарегистрированы: Меркушев Е.Е., его жена - Меркушева Н.Г., его мать (наниматель квартиры) - ФИО4 и его бабушка - ФИО5 Указанное обстоятельство подтверждено сторонами и в судебном заседании не оспаривалось.
Общая площадь квартиры составляет 44.7 кв.м. То есть при постановке на учет на каждого члена семьи приходилось по 11.175 кв.м общей площади жилого помещения.
В 2004г. бабушка заявителя - ФИО5 умерла, что также подтверждено сторонами и в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно справки о регистрации от 16.02.2010г. по адресу: <адрес> зарегистрированы: Меркушев Е.Е., его жена - Меркушева Н.Г., его мать (собственник квартиры) - ФИО4
Распоряжением № от 10.03.2010г. главы администрации Демского района ГО г.Уфа Меркушев Е.Е. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и исключен из списков граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий по месту жительства при администрации Демского района ГО г.Уфа РБ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Указанное распоряжение является законным и обоснованным, поскольку после смерти ФИО5 жилищные условия заявителя улучшились в результате увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи. На каждого члена семьи стало приходиться 14.9 кв.м общей площади жилого помещения, при том, что решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 08.06.2006 № "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ", учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере менее № кв. м общей площади на одного человека.
Ссылка заявителя на ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и его доводы о том, что он как военнослужащий имеет право на получение жилого помещения, не могут являться основанием для удовлетворения заявления, поскольку, во-первых, Меркушевым Е.Е. заявлены требования о признании незаконным распоряжения о снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не о предоставлении жилого помещения или признании права на жилое помещение, во-вторых, указанные доводы основаны на неправильном толковании закона.
Жилое помещение - квартира по <адрес> на основании ордера была предоставлена ФИО4 на семью их четырех человек, состоящую из нанимателя ФИО4 (матери заявителя), ФИО5 (бабушки заявителя), ФИО8 (брата заявителя) и самого заявителя - Меркушева Е.Е.
В 1995г. Меркушев Е.Е. был уволен с военной службы, после чего был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту своего жительства в администрацию Демского района г.Уфы.
В силу ч.2 ст. 15 Федеральный закон «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Меркушев Е.Е. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и снят с учета в соответствии с требованиями Жилищного законодательства РФ, при этом, нарушений со стороны администрации Демского района ГО г.Уфа РБ допущено не было.
Доводы заявителя о том, что он с 1996г. фактически проживает по адресу: <адрес> также не могут являться основанием для удовлетворения заявления, поскольку в целях определения оснований для постановки или снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, место жительства должно определяться по формальному признаку.
В соответствии с Законом "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. №, граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, при изменении места жительства Меркушев Е.Е. был обязан сняться с регистрационного учета по <адрес> и зарегистрироваться по новому месту жительства. В этом случае, у Меркушева Е.Е. при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, возникло бы право встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по новому месту жительства. Не выполнив обязанность по уведомлению государства о своем новом месте жительства (не зарегистрировавшись по новому месту жительства), Меркушев Е.Е. тем самым согласился, что его местом жительства является квартира по <адрес> и с тем, что он поставлен на учет именно по этому адресу.
Иные доводы заявителя не могут являться основанием для удовлетворения заявления, поскольку не основаны на действующем законодательстве.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Меркушева Е.Е. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда будет изготовлено 15 ноября 2010г.
Судья Зубаирова С.С.
Решение не вступило в законную силу.