2-986/2010г. о признании незаконым решения УПФ и о назначении трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» октября 2010г.

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой А.Р.

при секретаре Хазеевой Л.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой ФИО6 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы о признания решения ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы № от 27.08.2010г. незаконным и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы № от 27.08.2010г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.№ Федерального закона от 17.12.2001г. №. Причиной отказа явилось отсутствие требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В решении указано, что при подсчете специального стажа с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №-П продолжительность ее специального стажа составляет 23 года 8 месяцев 6 дней. При этом, из специального трудового стажа исключен период отпуска по уходу за ребенком: с 26.04.1991г. по 25.08.1992г.

Кузьмина Н.А. считает такой отказ незаконным и ущемляющие ее пенсионные права.

Просит суд признать решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы от 27.08.2010г. № незаконным и обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости вышеуказанный период и назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии с 19.08.2010г.

В судебном заседании истец Кузьмина Н.А. свой иск поддержала и подтвердила вышеизложенное. Просит суд иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы Лихман А.Д., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г. иск не признала и пояснила, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Учитывая льготный характер указанного вида пенсии для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. 3781. При подсчете стажа применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.

В соответствии с пунктами 4 и 5 вышеуказанных Правил в специальный стаж включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Указанные Правила не предусматривают включение в специальный стаж периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком.

Данная норма полностью согласуется и с положениями действующего трудового законодательства. Кроме того, ранее действовавший Кодекс законов о труде РСФСР (ст.167) в редакции Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1, также не предусматривал включение отпусков по уходу за ребенком в стаж работы по специальности при назначении льготной пенсии.

До внесения изменений в сентябре 1992г. ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала, что кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. При этом данная норма не содержала указания о том, что данный отпуск включается в стаж, дающий право на льготную пенсию.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материального ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.

Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС №156/10-30 от 06.07.1982г. было утверждено разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет».

Пунктом 6 указанного разъяснения было установлено, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. При этом указано, что в непрерывный стаж при назначении государственных пенсий включаются и отпуск по уходу за ребенком до одного года, и до полутора лет. Однако необходимо учитывать, что досрочная трудовая пенсия, назначаемая педагогам или медикам, это льготная пенсия, назначаемая на льготных условиях.

Таким образом, как следует из данного разъяснения, законодатель в 1982г. не предусматривал включение дополнительного отпуска без содержания в стаж для назначения льготных пенсий.

Указом Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982г. в ст.167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения в части увеличения продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения ребенком полутора лет.

При этом было установлено, что данный отпуск включается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением Совета Министров СССР №677 от 22.08.1989г. «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 01.12.1989, по остальным регионам с 01.07.1990, а также увеличение посеместно с 01.12.1990 продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС №375/24-11 от 29.11.1989 было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет». В указанном Разъяснении, как и в разъяснении 1982г. говорилось о том, что в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях включается время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Таким образом, анализ норм ранее действовавшего законодательства показывает, что в стаж, дающий право на льготную пенсию, могли включаться только периоды нахождения женщины в частично оплачиваемых отпусках: с июля 1982г. по ноябрь 1989г.-до исполнения ребенку одного года, с ноября 1989г. по сентябрь 1992г.-до полутора лет. При этом законодатель никогда не предусматривал включение периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения возраста трех лет. Указанная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ (Определения КС РФ №93-О-О от 21.02.2008, №869-О-О от 20.11.2008).

После внесения изменений в КЗоТ РСФСР в сентябре 1992г. возможность включения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж, дающий право на льготную пенсию, была исключена полностью.

В силу ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правой защиты и т.п.

С учетом изложенных положений периоды нахождения женщин в частично оплачиваемых отпусках по уходу за детьми, имевшие место до 06.10.1992г., т.е. до внесения изменений в КЗоТ РСФСР, включаются органами ПФР в стаж работы, дающий право на льготные пенсии.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1, которым были внесены соответствующие изменения в ст.167 КЗоТ РСФСР, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, стало известно, что с 06.10.1992г. период ухода за ребенком не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки условий льготного пенсионного обеспечения женщин, имеющих детей, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных частично оплачиваемых отпусках по уходу за детьми за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с вышеизложенными нормами Конституции РФ, согласно которым внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Считает, что в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической или медицинской деятельностью, могут включаться только периоды нахождения женщины в дополнительном частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (до 1 года или полутора лет), имевшем место до 06.10.1992г.

По вопросу установления досрочной трудовой пенсии по старости с 19 августа 2010г. указывает, что в соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Кузьмина Н.А. в Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы за назначением пенсии обратилась 19.08.2010г. Стаж педагогической деятельности на момент обращения за назначением пенсии составил менее требуемого. Просит суд в иске Кузьминой Н.А. отказать.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд считает, что иск Кузьминой Н.А., подлежит удовлетворению.

Решением УПФР РФ в Демском районе г.Уфы № от 27.08.2010г. Кузьминой Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кузьмина Н.А. работая учителем школы: с 26.04.1991г. по 25.08.1992г. находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет.

Согласно ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части 1 ст.3 настоящего ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Ст.11 данного закона предусмотрено, что страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 настоящего ФЗ, засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В силу ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971г.) действовавшего во время предоставления отпуска по уходу за ребенком истице Кузьминой Н.А., женщине по ее желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года, который засчитывался в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.1992г., вступившим в действие с 06.10.1992г., внесено изменение в ст.167 КЗоТ РСФСР, исключившее возможность зачета в льготный стаж периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Из этого следует, что действие ст.167 КЗоТ РСФСР распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением истице Кузьминой Н.А., дополнительного отпуска по уходу за ребенком.

В своем решении № от 27.08.2010г. ГУ-УПФР в Демском районе г.Уфы ссылается на ст.167 КЗоТ РСФСР (в ред.1971г.), которые не предусматривают включения периода нахождения в отпусках по уходу за ребенком, в стаж назначения досрочно трудовой пенсии по старости.

Указанная ссылка ГУ-УПФР в Демском районе г.Уфы не основана на законе, поскольку это является приданием обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, что несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции РФ.

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятие которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, при обращении с заявлением в Пенсионный фонд Кузьмина Н.А. уже обладала правом на досрочное назначение пенсии, поскольку продолжительность ее специального стажа с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с 26.04.1991г. по 25.08.1992г. составляла 25 лет 4 дня.

Следовательно, ответчик обязан назначить истице досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии 19.08.2010г.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Управления Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы № от 27.08.2010г. об отказе в назначении Кузьминой ФИО6 досрочной трудовой пенсии-отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы зачесть Кузьминой ФИО6 в специальный трудовой стаж период отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет: с 26.04.1991г. по 25.08.1992г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы назначить Кузьминой ФИО6 досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии, т.е. с 19.08.2010г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 2.11.10г.Решение не вступило в законную силу.

Судья: