РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2010 года г. Уфа РБ
Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гизатуллина Ф.Х.,
с участием представителя истцов по доверенности Малеренко О.Н.,
при секретаре Искужине С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-804/2010г. по исковому заявлению Сулейманова ФИО9, Сулеймановой ФИО10 к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании нежилого помещения жилым, сохранении квартиры в перепланированном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Сулейманов А.Х., Сулейманова Т.М. обратились в районный суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании нежилого помещения жилым, сохранении квартиры в перепланированном состоянии, указывая, что в 2005 году в порядке улучшения жилищных условий Постановлением президиума профкома Локомотивного депо Дема от 18 мая 2005 года истцам Сулеймановым была выделена освободившаяся комната №, площадью № кв.м. в общежитии <адрес>, выдан ордер № от 27 мая 2005 года на право занятие жилой площади, заключен договор найма жилого помещения. По договору безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности ОАО ФИО14, оно безвозмездно передает в муниципальную собственность городского округа <адрес> - здание общежития, девятиэтажное, назначение - жилое. 31 марта 2009 года между сторонами подписан акт приема-передачи жилого здания общежития. Комнате № <адрес> был присвоен почтовый адрес: <адрес>. Указанная квартира включена в реестр муниципального имущества ГО г. Уфа РБ. С МУП УЖХ г. Уфы РБ истцами Сулеймановыми заключен договор найма жилого помещения в общежитии, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из комнаты общей площадью № кв.м, расположенное по <адрес>. Истцы Сулеймановы обратились в отдел приватизации с заявлением о приватизации квартиры, однако им в этом было отказано, поскольку вышеуказанная квартира является нежилым помещением, необходимо перевести его в жилое помещение и является перепланированным. О том, что квартира является нежилым помещением, истцы Сулеймановы не знали. На момент предоставления им комнаты №а и их вселения помещение уже было перепланировано работниками ОАО ФИО14: две комнаты в виде изолятора площадью № и № кв.м с одним входом были переустроены в отдельные изолированные комнаты с оборудованием мест общего пользования. Истцами Сулеймановами никаких действий по перепланировке и переоборудованию не производились. Истцы считают, что отказ в переводе спорного нежилого помещения в жилое и согласовании перепланировки является необоснованным и незаконным. Как следует из данных технического формуляра и проектного решения, переводимое помещение представляет расположенное на 1-м этаже 9-ти этажного многоквартирного жилого дома изолированное помещение с входом через коридор с местами общего пользования в виде кухни, душевой и туалета, используемое для постоянного проживания. Возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям имеется. Предметом договора найма жилого помещения, заключаемые с истцами, как ОАО ФИО14, так и ответчиком, является жилое помещение. Предложения и условия реализации перевода из нежилого помещения в жилое путем переустройства допустимы и возможны. У Администрации ГО г. Уфа РБ отсутствует потребность в использовании указанного помещения. Как видно из акта приема-передачи от 31 марта 2009 года жилого здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>, подписанного между Уфимского дистанции гражданских сооружений и Администрацией ГО г. Уфа РБ, ОАО ФИО14 передает жилое здание <адрес>, а КУМС ГО г. Уфа РБ принимает указанные объект, площадь встроено-пристроенных нежилых помещений - нет. Истцы Сулеймановы просят суд признать отказ Межведомственной комиссии по вопросам внешнего управления городских территорий Администрации городского округа город Уфа РБ о согласовании перепланировки и переводе комнаты <адрес> из нежилого помещения в жилое незаконным; - признать объект недвижимости - <адрес> жильем помещением пригодным для проживания; - сохранить <адрес> в перепланированном состоянии.
На судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа РБ не явился, хотя о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. От него в суд не поступило заявление об отложении слушания дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В судебном заседании истцы Сулейманов А.Х., Сулейманова Т.М. и их представитель по доверенности Малеренко О.Н. вышеуказанные исковые требования поддержали полностью, просят суд иск удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При исследовании судом выписки из протокола № от 18 мая 2005 года заседания президиума профкома(л.д. ) видно, что выделенную на депо комнату № площадью № кв.м. в общежитии малосемейных по <адрес>, освобождаемую работником депо ФИО6 предоставили помощнику машиниста электропоезда Сулейманову ФИО9 с матерью бухгалтером Сулеймановой ФИО10.
Это обстоятельство подтверждается ордером № от 27 мая 2005 года на жилую площадь в общежитии(л.д. ), согласно которого Сулейманов А.Х. вместе с матерью Сулеймановой Т.М. имеют право занятия жилой площади в общежитии по адресу: <адрес> размером № кв.м.(комната № согласно техпаспорта от 10 марта 2009 г.)
Согласно справки № от 10 декабря 2009 года о регистрации(л.д. № Сулейманов ФИО9 с июня 2005 года вместе с матерью Сулеймановой Т.М. зарегистрированы и проживают в <адрес>.
В соответствии с договором найма жилого помещения от 01 июня 2005 года (л.д. ) наймадатель- ОАО ФИО14 передал Сулейманову ФИО9 за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности наймодателя, состоящее из квартиры(комнаты), расположенное по адресу: <адрес> (общежитие) размером № кв.м., количество комнат №.
07 октября 2009 года МУП УЖХ г. Уфы заключила с Сулеймановым ФИО9 типовой договор найма жилого помещения в общежитии № и передала Сулейманову А.Х. и членам его семьи жилое помещение площадью № кв.м. по адресу: <адрес>(л.д. ).
Согласно Постановления № главы Администрации городского округа г. Уфа от 15 декабря 2006 года(л.д. ), акта от 31 марта 2009 года приема передачи жилого здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>(л.д. ), договора № от 29 декабря 2008 года безвоздмездной передачи(дарения) имущества, находящегося в собственности ОАО ФИО14 (л.д. ), акта приема передачи от 29 декабря 2008 года(л.д. ), выписки из реестра муниципального имущества городского округа г. Уфа РБ по состоянию на 22 декабря 2009 года(л.д. ) квартира <адрес> в настоящее время находится в муниципальной собственности г. Уфы.
В обосновании своих исковых требований истцы Сулеймановы представили суду следующие письменные доказательства: - технический формуляр жилого помещения площадью № кв.м. - <адрес>(л.д. ), - поэтажный план указанного жилого помещения(л.д ), - проект Уфимского городского филиала ГУП Бюро технической инвентаризации РБ перепланировки нежилого помещения с устройством жилой комнаты № в общежитии, расположенного по <адрес>(л.д. ), -заключение № МУП УЖХ г. Уфы РБ от 24 ноября 2009 года (л.д. ) по предложению и условию реализации перевода из нежилых помещений литер №(пом. №,№) в жилое помещение в строении коридорного типа по <адрес>.
В соответствии со статьей 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии со статьей 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Из смысла статьи 25 ЖК РФ видно, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии со статьей 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".(статья 28 ЖК РФ).
Согласно статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение: 1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние; 2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.
Из письма № ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» от 08 декабря 2009 года(л.д. ) видно, что указанный Центр не может выдать положительную санитарно-эпидемиологическую экспертизу по проекту, так как реконструируемое помещение расположено в общежитии и перевод мест общего пользования (кухонь, постирочных, сушилок, туалетов, коридоров, помещений для культурно-массовых мероприятий, отдыха, учебных и спортивных занятий), а также служебных помещений, кабинетов администрации, персонала и технических помещений общежития в категорию жилых помещений будет противоречить требованиям № «Санитарноые правила устройства, обрудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних и специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ».
Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфы РБ 22 января 2010 года со ссылкой на вышеуказанное письмо ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» от 08 декабря 2009 года отклонился от согласования перевода вышеуказанного помещения из нежилого в категорию жилого помещения.(л.д. )
Аналогичный ответ Сулейманову А.Х. дала Администрация Демского района городского округа г. Уфа РБ 15 апреля 2010 года своим письмом за №.(л.д. )
Межведомственная комиссия по вопросам внешнего оформления городских территорий администрации городского округа г. Уфа РБ 08 июня 2010 года своим письмом за № отказала Сулейманову А.Х. в согласовании перепланировки и перевода указанного помещения согласно представленных документов.
Судом установлено, что данный отказ комиссии нарушает жилищные права истцов Сулеймановых, которые длительное время с 2005 года проживают в спорном, используемом как жилое помещении, добросовестно исполняют возложенные на них обязанности нанимателя жилого помещения, указанное спорное помещение перешло в муниципальную собственность от прежнего собственника в перепланированном(переустроенном), пригодном для проживании граждан состоянии без претензий нового собственника - органа местного самоуправления при приеме передачи. Суд обращает также внимание на то обстоятельство, что спорное помещение находится в здании общежития для малосемейных рабочих. В настоящее время жильцы указанного типа общежития имеют законные права на участие в приватизации занимаемых жилых помещений.
Таким образом, суд считает необходимым вышеуказанные исковые требования Сулеймановых удовлетворить полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сулейманова ФИО9, Сулеймановой ФИО10 к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании нежилого помещения жилым, сохранении квартиры в перепланированном состоянии удовлетворить:
Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии по вопросам внешнего управления городских территорий Администрации городского округа г. Уфа РБ о согласовании перепланировки и переводе комнаты <адрес> из нежилого помещения в жилое.
Признать объект недвижимости - <адрес> жилым помещением, пригодным для проживания.
Сохранить <адрес> в перепланированном состоянии.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы или представления через суд, принявший решение. Решение вступило в законную силу 22.09.2010г.
Федеральный судья Демского
районного суда г. Уфы РБ Ф.Х. Гизатуллин