№2-1084/2010г. о признании права собствености на жилое помещение



Дело №2-1084/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2010 года г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Галлямовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халикова ФИО13, Халиковой ФИО14, Халиковой ФИО16 к администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на жилое помещение

УСТАНОВИЛ:

Халиков И.Н., Халикова А.М., Халикова Э.Н. обратилась в суд с иском к администрации городского округа г.Уфа РБ, указав, что Халикова A.M. вместе с дочерью Халиковой Э.Н., сыном Халиковым И.Н., а также мужем ФИО1 были зарегистрированы по адресу: <адрес>. Квартира является коммунальной, им принадлежали две жилые комнаты площадью № кв.м., № кв.м. В начале 2000 года истцы обратились с заявлением в Администрацию Демского района г. Уфы с целью приватизации указанной квартиры, собрав и передав все необходимые документы.

На основании договора о передачЕ жилых помещений в коммунальной квартире в общую долевую собственность граждан от 31 января 2000 года и постановления администрации Демского района г. Уфы от 22 января 2000 года за № о передаче в собственность жилых помещений в коммунальных квартирах, комнаты № кв.м, № кв.м в <адрес> были переданы в общую долевую собственность в равных долях по 1/4 за каждым. Договор от 31 января 2000 года был подписан всеми, получен умершим ФИО1 После получения документа в марте 2000 года ФИО1 до сведения членов своей семьи о их получении не довел, в том числе, что указанный договор подлежит государственной регистрации. Кроме того, сам не разобрался в них, в связи с чем, все эти годы истцы полагали, что приватизация не состоялась.

В 2002 году истец Халиков И.Н снялся с регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> уехал в г. Caнкт-Петербург, где проживает до настоящего времени. 29 марта 2004 года умирает муж и отец истцов - ФИО1. После его смерти лицевой счет и договор найма оформляется на истца - Халикову Э.Н.

В конце 2009 года истец Халикова Э.Н. вместе с матерью решили заняться приватизацией принадлежащих им жилых помещений, наняли для этого риэлтора, но во время сбора документов всплыла информация о том, что договор приватизации на это жилье уже заключался и был поднят с архива договор о передачи жилых помещений в коммунальной квартире в общую долевую собственность граждан от 31 января 2000 года, с лицами, которые были зарегистрированы по указанному адресу на период января 2000 года.

Поскольку один из участников приватизации - ФИО1 умер 29 марта 2004 года до регистрации договора о передачи жилой квартиры в общую долевую собственность от 31 января 2000 года, возникла необходимость в судебном порядке разрешить вопрос о включении его доли в праве собственности на 1/4 долю в общей долевой собственности жилых помещений в коммунальных квартирах комнаты № кв.м, № кв.м в <адрес> в наследственную массу.

Истцы: Халикова Э.Н. - дочь, Халикова A.M. - супруга, являются наследниками наследодателя первой очереди, в связи с чем, имеют право на вступление в наследство после смерти ФИО1 Наследником первой очереди является и его сын - Халиков И.Н., но поскольку истец Халиков И.Н снялся с регистрационного учета по месту жительства еще в 2002 году и уехал в г. Санк-Петербург, где проживает до настоящего времени, после смерти отца с заявлением об открытии и принятии наследства он не обращался, наследственное дело не возбуждалось, оформил нотариальный отказ от вступления в наследственные права в пользу своей сестры Халиковой Э.Н.

Истец Халикова A.M. - супруга умершего, также приняла для себя решение, что она на наследство умершего супруга не претендует и не возражает против принятия наследства ее дочерью - Халиковой Э.Н.

Истец Халикова Э.Н. постоянно проживала и проживает по адресу места жительства наследодателя и после его смерти фактически приняла наследство в виде 1\4 доли собственности жилых помещений - комнат № кв.м, № кв.м в коммунальной квартире по адресу: <адрес>.

Поскольку истцам на основании договора о передачЕ жилых помещений в коммунальной квартире в общую долевую собственность граждан от 31 января 2000 года и постановлением Администрации Демского района г. Уфы от 22 января 2000 года за № были переданы в общую долевую собственность в равных долях по 1/4 за каждым жилые помещения в коммунальной квартире - комнаты № кв.м, № кв.м в <адрес>, который не прошел государственную регистрацию, поэтому истцами ставится вопрос о признании права собственности в равных долях по1/4 за каждым на выше указанные жилые помещения.

Истцы просили: признать право общей долевой собственности по 1/4 доли за каждым - за Халиковой ФИО14 и Халиковым ФИО13 на жилые помещения в коммунальные квартире - комнаты общей площадью № кв.м и № кв.м в <адрес>, признать право общей долевой собственности на 2/8 долю за Халиковой ФИО16 на жилые помещения - комнаты общей площадью № кв.м и № кв.м в <адрес>.

Впоследствии истцы уточнили исковые требования, просят: признать за Халиковой ФИО14 и Халиковым ФИО13 право собственности на жилые помещения - комнаты общей площадью № кв.м и № кв.м в <адрес> по 1/4 доле за каждым, признать за Халиковой ФИО16 право собственности на 1/2 долю жилых помещений - комнат общей площадью № кв.м и № кв.м в <адрес>.

Истцы Халиков И.Н., Халикова А.М., Халикова Э.Н. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В деле имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истцов по доверенности - Насырова Р.Р. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит признать за Халиковой ФИО14 и Халиковым ФИО13 право собственности на жилые помещения - комнаты общей площадью № кв.м и № кв.м в <адрес> по 1/4 доле за каждым, признать за Халиковой ФИО16 право собственности на 1/2 долю жилых помещений - комнат общей площадью № кв.м и № кв.м в <адрес>.

Представитель ответчика - администрации ГО г.Уфа РБ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что по договору о передаче жилых помещений в коммунальной квартире в общую долевую собственность от 31.01.2000г. Администрация Демского района г.Уфы передала, а Халикова ФИО16, ФИО1, Халикова ФИО14, Халиков ФИО13 получили в общую долевую собственность (по 1/4 доле) занимаемое ими жилое помещение в коммунальной квартире, находящуюся в <адрес>.

В соответствии с п. 3 договора Халикова ФИО16, ФИО1, Халикова ФИО14 Халиков ФИО13 приобретают право собственности на занимаемые жилые помещения с момента регистрации договора в Государственной регистрационной палате при МЮ РБ.

Согласно п.4 договора, в случае смерти одного из собственников жилых помещений все права и обязанности по договору переходят к его наследниками на общих основаниях.

Согласно выписке № от 22.02.2000г. из постановления главы администрации Де5мского района г.Уфы РБ, Халикова ФИО16, ФИО1, Халикова ФИО14, Халиков ФИО13 признаны собственниками жилых помещений - комнат 1,2 в коммунальной квартире по адресу: <адрес>14.

Согласно технического паспорта на квартиру в трехкомнатной <адрес>, площадь комнаты №1 составляет № кв.м, площадь комнаты №2 составляет № кв.м.

Халиковы в установленном законом порядке свое право собственности на вышеуказанные комнаты не зарегистрировали. 05.11.2009г. между МУП УЖХ г.Уфы, действующим от имени собственника жилого помещения - администрации ГО г.Уфа РБ и Халиковой Э.Н. заключен договор социального найма на жилое помещение общей площадью № кв.м по адресу: <адрес>

29.03.2004г. ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти № от 29.03.2004г.,выданным отделом загс администрации МО Демский район г.Уфы РБ.

Из письма нотариуса Фаткуллиной Д.Р. № от 28.09.2010г. усматривается, что наследственное дело к имуществу ФИО1, умершего 29.03.2004г. не заводилось. В производстве нотариуса Супруна К.А. наследственного дела к имуществу ФИО1 также нет.

Суду представлено заявление от Халикова ФИО13, которым он сообщает, что ему известно об открытии наследства после смерти отца - ФИО1, умершего 229.03.2004г., проживавшего по адресу: <адрес>. На наследство не претендует, фактически в права наследства не вступал. Не возражает против принятия наследства его дочерью - Халиковой ФИО16, 12 мая 1963 г.р. Заявление удостоверено нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга Гольцовым И.М.

Согласно справке о регистрации от 15.10.2010г. по адресу: <адрес> на жилой площади, состоящей из двух комнат в трехкомнатной коммунальной квартире зарегистрированы: Халикова ФИО16, Халикова ФИО14. ФИО1 снят с регистрационного учета 24.05.2004г. в связи со смертью.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст.1152 ГК РФ для принятия наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право государственной регистрации.

В силу ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Учитывая, что спорные жилые помещения - комнаты 1 и 2 в <адрес>, были переданы Халиковой ФИО16, Халиковой ФИО14. ФИО1, Халикову ФИО13 по договору о передаче жилых помещений в коммунальной квартире в общую долевую собственность, указанные граждане приобрели право собственности на указанные жилые помещения. Отсутствие государственной регистрации само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер. Халикова Э.Н., будучи на момент смерти ФИО1 зарегистрированной по вышеуказанному адресу, фактически приняла наследство после смерти ФИО1 Иные наследники - истцы Халикова А.М. и Халиков И.Н. не возражают против признания за Халиковой Э.Н. права собственности на долю ФИО1 в спорных жилых помещениях.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать за Халиковой ФИО14 и Халиковым ФИО13 право собственности на жилые помещения - комнату №1 площадью № кв.м и комнату №2 площадью № кв.м в <адрес> по 1/4 доле за каждым.

Признать за Халиковой ФИО16 право собственности на 1/2 долю жилых помещений - комнаты №1 площадью № кв.м и комнаты №2 площадью № кв.м в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней. Решение вступило в законную силу 14.12.2010г.

.. Судья Зубаирова С.С.