№ 2-760/2010 о признании представление прокурора незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2010 года г. Уфа РБ

Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гизатуллина Ф.Х.,

с участием представителя заявителя по доверенности Халиулиной ..., старшего помощника прокурора Демского района г. Уфы РБ Кардопольцевой А.М., представителя заинтересованного лица по доверенности Банникова ...

при секретаре Гаймалеевой С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-760/2010г. по заявлению директора филиала П... Газалеева ... о признании незаконным представление прокурора Демского района г. Уфы РБ об устранении нарушений законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Директор филиала П... Газалеев ... обратился в районный суд с заявлением о признании незаконным представление прокурора Демского района г. Уфы РБ об устранении нарушений законодательства, указав, что на основании проведенной проверки автозаправочных станций №... и №... ОАО П... (далее - Общество) <дата> прокуратурой Демского района г.Уфы РБ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В представлении прокурора указано, что в соответствии со ст. 1079 ГК и положений Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» автозаправочные станции являются источником повышенной опасности и отнесены к категории опасных производственных объектов. В связи с чем, Обществом нарушены требования части 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции». Вышесказанное представление прокурора заявитель Газалеев ... считает необоснованным по следующим нижеизложенным основаниям: В своей деятельности Открытое акционерное общество П... (далее - Общество), и в том числе АЗС №... Общества руководствуются Гражданским кодексом РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами, ненормативными правовыми актами (в части касающейся), законодательством Республики Башкортостан, Уставом Общества, локальными нормативными актами Общества. При этом, деятельность вышеуказанных АЗС Общества по розничной продаже алкогольной продукции, осуществляется на основании лицензии от 03 марта 2009 года, выданной Управлением Республики Башкортостан по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции в соответствии с Положением о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2004 года № 107. Срок вышеуказанной лицензии истекает 19 февраля 2012 года. Федеральный закон N171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Согласно ст. 3 названного Закона законодательство о государственном регулировании в указанной сфере состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу чего следует признать, что государственное регулирование оборота алкогольной продукции не может осуществляться путем издания муниципальных правовых актов без издания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с абз. 5 и 13 ст. 5 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» к полномочиям органов Российской Федерации относится организация государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей алкогольной продукции. К полномочиям органов субъектов Российской Федерации данный Федеральный закон относит установление и осуществление комплекса защитных мер в области оборота алкогольной продукции. Согласно ст. 7 Федерального закона N 171-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством. Государственными полномочиями в области оборота алкогольной продукции органы местного самоуправления должны наделяться законом. Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ) запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. В настоящий момент такой порядок не установлен Республикой Башкортостан. При этом, как явно из содержания вышеприведенной нормы, для мест, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции необходимо наличие одновременно двух условий - массовое скопление граждан и нахождение источников повышенной опасности. В ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» содержатся положения, касающиеся ограничения, а не создания условий для осуществления субъектами предпринимательской деятельности розничной продажи алкогольной продукции. Согласно статьям 1, 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность субъектов гражданских прав может быть ограничена на основании федерального закона в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст.2 Закона). Во первых - Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Во вторых - Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Приложения N1 к названному Закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Как следует из Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N229, и подпункта «в» пункта 1 Приложения N 1 к Закону N116-03, эксплуатация АЗС связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу. Однако данные акты не регулируют отношения, связанные как с оборотом алкогольной продукции, так и с деятельностью АЗС по реализации нефтепродуктов, поскольку здание АЗС к производственным объектам не относится. Понятие производственной деятельности содержит статья 209 Трудового кодекса РФ, определяющая ее как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. В связи с тем, что автозаправочные станции не осуществляют производство или переработку сырья, то есть производственную деятельность, поскольку их деятельность не связана с превращением ресурсов в готовую продукцию, то здание АЗС не может быть отнесено к производственным объектам. Приказом Ростехнадзора от 15 апреля 2008 N 241 «О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности» установлено, что автозаправочные станции, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, - не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Применительно к Обществу это также подтверждается Свидетельством о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, выданным Приуральским Управлением Ростехнадзора 25 декабря 2009года №... в котором отсутствуют какие-либо АЗС Общества. Кроме того, поскольку ни федеральный законодатель, ни Республика Башкортостан не установили понятия мест массового скопления граждан, критериев, по которым места общественного пользования могут быть отнесены к местам массового скопления граждан, не приходится говорить и об этом условии. Таким образом, деятельность указанных АЗС Общества осуществляется в полном соответствии с требованиями, как законодательства Российской Федерации, так и Республики Башкортостан. Кроме того, в резолютивной части обжалуемого представления прокурор Демского района г. Уфы требует устранить выявленные нарушения трудового законодательства, и принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, а также привлечь виновных лиц, допустивших указанные нарушения, к дисциплинарной ответственности. При этом в представление не приведено ни одной ссылки на непосредственно нарушенные нормы трудового законодательства, к которым, в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации относятся: трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоящего из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Также не указаны лица, которые якобы нарушили указанные нормы. Тем не менее, это требование содержится в обжалуемом постановлении прокурора, что толкает директора филиала Управление АЗС ОАО П... на возможные противоправные действия по отношению к работникам филиала. Заявитель Газалеев ... просит суд обязать прокурора Демского района г. Уфы РБ устранить в полном объеме нарушения его прав и свобод и отменить обжалуемое представление прокурора Демского района г. Уфы об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции от <дата> №..., как необоснованное и противоречащее законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Халиулина ... заявление Газалеева ... поддержала полностью, просит суд вышеуказанное заявление удовлетворить.

Старший помощник прокурора Демского района г. Уфы Кардопольцева А.М. требования заявителя Газалеева ... не признала полностью, просит суд указанное представление прокурора района признать законным.

Представитель заинтересованного лица Госпродуправления РБ по доверенности Банников ... вопрос о законности представления районного прокурора оставил на усмотрение суда, поясняя, что их организация выдала вышеуказанному обществу лицензию на продажу указанной продукции. Сами они не обращались в судебные органы об отзыве выданной лицензии.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В ходе судебного заседания установлено, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции этилового спирта более 15% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан, в местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, является одним из лицензионных требований и условий, перечисленных в разделе 6 пункт 6.4 положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Башкортостан (постановление правительства РБ № 107 от 11 июня 2004 года).

Судом установлено, что деятельность ОАО П... по розничной продаже алкогольной продукции осуществляется на основании лицензии от <дата>, срок действия лицензии не истек. Наличие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сторонами не оспаривается.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального Закона № ФЗ-171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции» от 22 ноября 1995 года не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан, местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, в других неприспособленных для продажи данной продукции местах. Подобные требования содержатся в п. 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года. перечень прилегающих территорий определяется органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

В ходе судебного рассмотрения дела установлено, что в настоящее время в Республике Башкортостан перечень прилегающих территорий правовым актом не определен.

Суд находит доводы представителя прокуратуры о нарушениях Обществом требований ч.3 ст.126 вышеуказанного федерального закона № ФЗ-171, выразившиеся в том, что автозаправочные станции согласно ст. 1079 ГК РФ являются источниками повышенной опасности и отнесены к категории опасных производственных объектов, являются несостоятельными, поскольку статья 1079 ГК РФ не регулирует предпринимательскую деятельность по розничной продаже алкогольной продукции. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № ФЗ-116 от 21 июля 1997 года определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих такие объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Таким образом. Данный федеральный закон также не регулирует предпринимательскую деятельность по розничной торговле алкогольной продукции.

Статья 2 указанного федерального закона № ФЗ- 116 от 21 июля 1997 года дает понятие опасного производственного объекта, указывает о государственной регистрации опасных производственных объектов в порядке, установленном Правительством РФ.

Исходя из Постановления Правительства РФ от 24 ноября 1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» и утвержденных им Правил регистрации - отнесение тех или иных объектов к опасным производственным объектам осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).

В соответствии с приказом Ростехнадзора № 241 от 15 апреля 2008 года автозаправочные станции, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, следовательно, автозаправочные станции опасными производственными объектами не являются.

Кроме того, суд находит, что здание АЗС не относится к производственным объектам, поскольку автозаправочные станции не осуществляют производство или переработку сырья, то есть не осуществляют производственную деятельность, поскольку их деятельность не связана с превращением ресурсов в готовую продукцию. Следовательно, автозаправочные станции не являются источниками повышенной опасности, ни местами массового скопления граждан.

Суд находит ссылки представителя прокуратуры на решения, вынесенные арбитражными судами других регионов, не состоятельными, поскольку судом установлено, что в каждом регионе РФ субъекты самостоятельно в пределах своих полномочий принимают правовые акты, регулирующие правоотношения в области розничной продажи алкогольной продукции.

Со стороны других государственных органов, осуществляющих надзор за розничной продажей алкогольной продукции, к организации - П... филиала ОАО П... претензий не поступало.

Проанализировав собранные по делу доказательства, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд находит необходимым вышеуказанное заявление директора «Управление АЗС» филиала ОАО П... Газалеева ... удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление директора филиала П... Газалеева ... удовлетворить:

Признать представление №... от <дата> Прокурора Демского района г. Уфы РБ об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании производства оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции - необоснованным и противоречащим законодательству РФ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы или представления через суд, принявший решение.

Федеральный судья Демского

районного суда г. Уфы РБ Ф.Х. Гизатуллин