№2-885/2011г.об оспаривании распоряжения в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении



РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011г. г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Мухортовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондаревич ФИО12, Бондаревич ФИО13 об оспаривании распоряжения главы администрации Демского района ГО г.Уфы № от 24.09.2010г. в части снятия Бондаревич ФИО12 с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении

УСТАНОВИЛ:

Бондаревич ФИО12, Бондаревич ФИО13 обратились в суд с названным заявлением, указав, что 30 декабря 2004 года в администрацию <адрес> поступило заявление майора запаса Бондаревича ФИО12 1958 года рождения, уволенного из Вооруженных Сил РФ в связи с предельным возрастом состояния на военной службе, имеющего календарную выслугу более 26 лет, о постановке его на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте постоянного жительства г.Уфа на состав семьи, состоящий на день подачи заявления из 2-х человек - его и его жены Бондаревич ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С заявлением был предоставлен необходимый пакет документов в оригинале. В начале февраля 2005 года Бондаревич ФИО12 был признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте постоянного жительства г.Уфа на состав семьи, состоящий на день подачи заявления из 2-х человек - его и его жены Бондаревич ФИО13

За пять лет нахождения в очереди заявителям дважды (один раз с опозданием на месяц) предлагали участвовать в программе по приобретению жилья посредством ГЖС (государственного жилищного сертификата).

05 февраля 2011 года было вручено Бондаревич ФИО13. сообщение заведующего сектором по учету и оформлению жилья при администрации Демского района городского округа г. Уфа за № от 02.02.2011 года о том, что распоряжением главы администрации Демского района городского округа г.Уфа № от 24.09.2010 года Бондаревич ФИО12 исключен из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации Демского района городского округа г.Уфа. Копию распоряжения до сих пор не предоставили и с его содержанием визуально не ознакомили. Однако ознакомили визуально с пунктом 4 протокола № от 24.09.2010 года заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Демского района городского округа г. Уфа, согласно которого в связи с проведенной инвентаризацией списков и учетных дел военнослужащих запаса Бондаревич ФИО12 сняли с учета нуждающихся в жилом помещении.

Заявители считают, что обжалуемые распоряжение главы администрации Демского района городского округа г. Уфа и решение общественной комиссии при этой администрации незаконны и подлежат отмене, так как приняты с существенным нарушением норм жилищного законодательства РФ, а именно в связи нарушением статьи 56 Жилищного кодекса РФ и пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054.

В соответствии с ч.2 ст. 56 ЖК РФ «Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи».

В части 1 ст. 56 ЖК РФ и в пункте 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, отсутствует в качестве основания к снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях такое обстоятельство как «проведенная инвентаризация списков и учетных дел военнослужащих запаса».

Ч.1 ст. 56 ЖК РФ гласит: «Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.»

В соответствии с пунктом 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № «Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.»

Майора запаса Бондаревич ФИО12 с женой Бондаревич ФИО13 поставили на учет нуждающихся в жилом помещении на основании частей 2-4 статьи 52 ЖК РФ, п. 14. ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п.п. «а» п.6 и п.п.«ж»,«и» п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054.

Заявители просили:

1. Признать незаконными распоряжение главы администрации Демского района городского округа г. Уфа № от 24.09.2010 года и решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Демского района городского округа г.Уфа, принятое 24 сентября 2010 года (п.п.15 п. 4 протокола № от 24.09.2010 года заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Демского района городского округа г. Уфа), в части снятия Бондаревич ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с проведенной инвентаризацией списков и учетных дел военнослужащих запаса.

2.Возложить обязанность на главу Администрации Демского района городского округа г.Уфа отменить его распоряжение № от 24.09.2010 года в части снятия Бондаревич ФИО12 1958 года рождения, с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении при администрации Демского района городского округа г.Уфа.

3.Возложить обязанность на общественную комиссию по жилищным вопросам при администрации Демского района городского округа г.Уфа отменить решение комиссии, принятое 24 сентября 2010 года, в части снятия Бондаревич ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с проведенной инвентаризацией списков и учетных дел военнослужащих запаса (п.п.15 п. 4 протокола № от 24.09.2010 года заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Демского района городского округа г. Уфа).

Заявитель Бондаревич ФИО12 на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании Бондаревич ФИО13, действующая за себя и в интересах Бондаревич ФИО12 (по доверенности) уточнила требования, просит признать незаконным распоряжение главы администрации Демского района ГО г.Уфа № от 24.09.2010г. в части снятия Бондаревич ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ.р. с учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения в связи с проведенной инвентаризацией списков и учетных дел военнослужащих запаса.

Представитель заинтересованного лица - администрации Демского района ГО г.Уфа РБ - Еремеев ФИО34 в судебном заседании считает заявление необоснованным, просит в его удовлетворении отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Демский район г.Уфы № от 01.02.2005г. Бондаревич ФИО12, проживающий по адресу: <адрес> в служебной квартире, был принят на учет на улучшение жилищных условий с составом семьи 2 человека.

Решением Елизовского районного суда от 29.11.2007г. указанное жилое помещение передано Бондаревич ФИО12, Бондаревич ФИО13 в совместную собственность в равных долях в порядке приватизации.

Распоряжением главы администрации Демского района ГО г.Уфа РБ № от 24.09.2010г. утвержден список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации Демского района ГО г.Уфа, подлежащих исключению. В числе граждан, включенных в список, указан и Бондаревич ФИО12

В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», «при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).»

Содержание распоряжения главы администрации № от 24.09.2010г. не соответствует требованиям ч.2 ст. 56 ЖК РФ, поскольку не содержит основания снятия Бондаревич ФИО12 с учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с чем, указанное распоряжение не может являться законным и обоснованным.

Доводы представителя ответчика - Ризиной ФИО39 в судебном заседании 20 мая 2011г. о пропуске заявителями срока обращения в суд, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В своем заявлении Бондаревич ФИО12 и ФИО13 указывают, что уведомление о снятии их с учета было вручено им 05.02.2011г. Доказательств того, что Бондаревич ФИО12 и ФИО13 стало известно о снятии Бондаревич ФИО12 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее указанной даты, представителем администрации Демского района ГО г.Уфа не представлено. В связи с этим, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд заявителями не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать распоряжение главы администрации Демского района ГО г.Уфа РБ № от 24.09.2010г. в части снятия Бондаревич ФИО12 с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении при администрации Демского района ГО г.Уфа РБ незаконным.

Обязать администрацию Демского района ГО г.Уфа РБ устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Согласовано судья Зубаирова С.С.

..