№2-866/2011г . о включении пеориода службы в армии в стаж для назначения трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» мая 2011г.

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой А.Р.

при секретаре Хазеевой Л.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградова ФИО7 к ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы о включении периода службы в армии в стаж для назначения трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Виноградов ФИО7 обратился в суд с иском к ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы о включении периода службы в армии в стаж для назначения трудовой пенсии, указывая, что 09.02.2011г. он обратился в ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы с просьбой установить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

24.03.2011г. решением ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом, не засчитали период службы в составе Вооруженных сил СССР с 14.11.1977г. по 14.11.1979г. Документы, подтверждающие право на досрочную трудовую пенсию по старости, в том числе о службе в составе Вооруженных сил СССР истцом были представлены в полном объеме.

Истец не согласен с решением ответчика, просит: признать незаконным решение ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности, обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 14.11.1977г. по 14.11.1979г., признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию, обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 09.02.2011г.

В судебном заседании истец Виноградов ФИО7 свой иск поддержал и подтвердил вышеизложенное. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Лихман ФИО10, действующая на основании доверенности от 11.01.2011г. иск не признала, указывая, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста имеют лица, осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет. Учитывая льготный характер указанного вида пенсии для назначения досрочной трудовой пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. За все периоды работы, либо в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П по Спискам от 06.09.1991 №463 -за работу до 01.11.1999г., Спискам и Правилам от 22.09.1999г. №1067-за работу с 01.11.1999г. по 11.11.2002г., Спискам и Правилам от 29.10.2002г. №781 за работу после 12.11.2002г. Истец не согласен с тем, что ГУ-Управлением УПФ в Демском районе г.Уфы в подсчет специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии не включен период службы в составе Вооруженных сил с 14.11.1977г. по 14.11.1979г. (2г. 0 м. 0 дн.). В правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. 3516, отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов службы в составе Вооруженных сил СССР. Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, положения постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 и постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанный спорный период подлежал бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. В период военной службы истца, действовало положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с указанным Положением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР (п.п. «г» п.1), а также время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п.2). Время работы, указанной в п.1,2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4). Это Постановление не применяется на территории РФ с 01.10.1993г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №953. Их применение возможно только в рамках постановления Минтруда РФ от 17.10.2003г. №4соответственно, в этом случае требуемый специальный стаж у претендента на досрочную пенсию должен быть выработан до 01.10.1993г., т.е. до отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397. Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденное вышеуказанным Постановлением в данном случае не может применяться, т.к. на день его отмены Виноградов ФИО7 полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно военного билета Виноградов ФИО7 проходил службу в рядах Советской Армии с 14.11.1977г. по 14.11.1979г. До призыва на службу в ряды Советской Армии работал техником-конструктором в Уфимском конструкторском бюро «Кабель». После армии с 04.01.1980г. по 17.08.1987г. работал инженером-электриком в БГУ им.40-летия Октября. К педагогической деятельности приступил лишь 13.08.1987г., работая в средней школе № учителем физики. До службы в рядах Вооруженных сил СССР и после демобилизации работа истца не была связана с педагогической деятельностью. После службы по педагогической специальности он стал работать в 1987г., т.е. через 8 лет после демобилизации. Учитывая, что на момент отмены постановления №1397, Виноградов ФИО7 не выработал стаж педагогической деятельности, спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца и право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у него не возникло. Стаж педагогической деятельности на момент обращения за назначением пенсии на 09.02.2011г. составил менее требуемого. В результате ГУ- УПФ в Демском районе г.Уфы правомерно приняло решение об отказе Виноградову ФИО7 в досрочном наназначении трудовой пенсии по старости, т.к. отсутствует требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что 09.02.2011г. Виноградов ФИО7 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы № от 24.03.2011г. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости Виноградову ФИО7 отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Согласно записям в трудовой книжке истца, в период с 14.11.1977г. по 14.11.1979г. Виноградов ФИО7 проходил военную службу в рядах Советской Армии. Указанный период в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Ответчиком включен не был.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Принимая решение, суд считает необходимым руководствоваться положениями ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18 и 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» - по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Такой подход согласуется с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, которым установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.

В спорный период времени (период службы истца в армии) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпункт «г» пункта 1 которого предусматривал, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца на это права.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР мог быть включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет на основании Постановления Совмина № при строго определенном условии: если педагогическая деятельность имела место до и после службы в армии и если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4).

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г., в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Подобного условия для включения в трудовой стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, для работников просвещения не предусмотрено.

Согласно п. 4 вышеназванного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное условие истцом соблюдено, что подтверждается материалами дела и в судебном заседании не оспаривается.

Ссылка представителя ответчика на пункт 3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, являющегося приложением к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985г. №, который предусматривает, что время службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы, не может быть принята во внимание, поскольку, в период службы истца в Вооруженных Силах РФ, указанный правовой акт еще не был принят.

На момент обращения в пенсионный фонд (09.02.2011г.), продолжительность специального стажа Виноградова ФИО7, с учетом подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода службы в Вооруженных Силах СССР с 14.11.1977г. по 14.11.1979г., составляла более 25 лет. Указанное обстоятельство подтверждено сторонами, материалами дела и в судебном заседании не оспаривается.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.

В силу ч.1 ст. 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Согласно ст. 19 названного Закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости).

На основании изложенного, исковые требования Виноградова ФИО7 подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать решение ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы №6 от 24.03. 2011г. об отказе в назначении Виноградову ФИО7 досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности, незаконным.

Обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы включить в стаж Виноградова ФИО7 для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 14.11.1977г. по 14.11.1979г.

Признать за Виноградовым ФИО7 право на досрочную трудовую пенсию.

Обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы назначить Виноградову ФИО7 досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 09.02.2011г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 27.05.11г.

Согласовано судья Пивоварова А.Р.