РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» мая 2011г.
Демский районный суд г. Уфы РБ в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой А.Р.
при секретаре Хазиевой Л.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черняева ФИО7, Черняевой ФИО8, Купцовой ФИО9 к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании незаконным бездействие Администрации ГО <адрес> РБ и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Черняев ФИО7, Черняева ФИО8, Купцова ФИО9 обратились в суд с иском к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании незаконным бездействия Администрации в предоставлении в собственность истцов земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании Администрации заключить договор купли-продажи спорного земельного участка.
В обоснование иска истцы указывают на то, что им принадлежит на праве долевой собственности индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
По результатам рассмотрения обращения истцов в Администрацию ГО г.Уфа РБ от 14.03.2011 года о предоставлении в собственность спорного земельного участка письмом МУ «Земельное агентство г. Уфы» от 01.04.2011 года №, истцам предложено явиться по адресу <адрес> для определения перечня необходимых документов и формирования землеустроительного дела.
Истцы 11.04.2011 г. явились по указному в письме адресу, где им вручили перечень документов необходимых для рассмотрения по выдаче правоудостоверяющих документов на земельный участок для обслуживания индивидуального жилого дома.
Истцы считают что перечень документах требуемый от них МУ «Земельное агентство г. Уфы» не соответствует перечню, который утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370(ред. от 20.07.2009) "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения". А так как при обращении в Администрацию ими были приложены все необходимые документы, администрация обязана была в течение одного месяца предоставить им в собственность земельный участок.
Просят признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность за плату истцов земельного участка из числа земель населенных пунктов размером 853 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить гражданам Российской Федерации Черняеву ФИО7, Черняевой ФИО8, Купцовой ФИО9, земельный участок в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи земельного участка из числа земель населенных пунктов размером 853 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, для обслуживания жилого дома и надворных построек, на условиях предусмотренных действующим законодательством в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу.
В судебное заседание истец Черняев ФИО7 не явился, представив суду письменное заявление, где просит рассмотреть дело без его участия. Иск поддерживает и подтверждает обоснование иска. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Черняева ФИО7 Нурисламов ФИО18 (по доверенности ) иск поддержал и подтвердил вышеизложенное. Просит иск удовлетворить.
В судебное заседание истец Черняева ФИО8 не явилась, представив суду письменное заявление, где просит рассмотреть дело без ее участия. Иск поддерживает и подтверждает обоснование иска. Просит иск удовлетворить.
В судебное заседание истец Купцова ФИО9 не явилась, представив суду письменное заявление, где просит рассмотреть дело без ее участия. Иск поддерживает и подтверждает обоснование иска. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Доказательств уважительности своей неявки суду не представил.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица МУ «Земельное агентство г. Уфы» в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Доказательств уважительности своей неявки суду не представил.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Частью 1 статьи 258 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено что, заявитель владеет на праве долевой собственности домовладением, расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав и сделок с ним № от 05.03.2011 года.
Указанное домовладение расположено на земельном участке из числа земель населенных пунктов, размером 853 кв.м., кадастровый номер №, который предоставлен истцам в аренду согласно договора аренды № от 23.01.2001 сроком 26.12.2000 по 26.12.2010 что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от № от 05.03.2011 года.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обратился в Администрацию с заявлением от 14.03.2011 года о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
К заявлению истцами были приложены документы, требуемые согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370(ред. от 20.07.2009) "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", а именно копии паспортов заявителей, копии ИНН, копия кадастровой выписки о земельном участке от 04.03.2011 №, копия выписки из единого государственного реестра прав и сделок с ним № от 05.03.2011 года, копия выписки из единого государственного реестра прав и сделок с ним № от 05.03.2011 года
Письмом МУ «Земельное агентство г. Уфы» от 01.04.2011 года №, истцам предложено явиться по адресу <адрес> для определения перечня необходимых документов и формирования землеустроительного дела.
Истцы 11.04.2011 г. явились по указному в письме адресу, где им вручили перечень документов необходимых для рассмотрения по выдаче правоудостоверяющих документов на земельный участок для обслуживания индивидуального жилого дома.
Так перечень документов, выданный МУ Земельное агентство содержит следующие позиций:
1. Кадастровая выписка на земельный участок для межевания (50 лет СССР, 30) 1 оригинал + 1 копия.
2. План границ земельного участка (<адрес>) -1 оригинал + 1копия.
3. Соглашение о порядке пользования земельным участком (при наличии нескольких сособственников )-1 оригинал + 1 копия (бланк выдается в 6-10 окне).
4. Техпаспорт на домовладение + кадастровый паспорт на здание (1 копия).
5. Правоудостоверяющие документы на домовладение - решение суда, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве на наследство по завещанию (по закону), свидетельство о государственной регистрации права - 2 копии (1 копию свидетельства о государственной регистрации права заверить у нотариуса).
6. Документы-основания по свидетельству о государственной регистрации права собственности на жилой дом - 2 копии.
7. Копия постановления, договора аренды (если участок был предоставлен в аренду) или соглашения о расторжении договора аренды.
8. Копия паспорта и соц. номера, льготного удостоверения.
9. Доверенность - 2 копии ( 1 копию заверить. у нотариуса).
10. Квитанция об уплате земельного налога за последний год -1 копия.
11. Справка 39-1Ф (с налоговой).
Одиннадцать позиций указанных в перечне, требуемом земельным агентством практически полностью не соответствует перечню, который утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370(ред. от 20.07.2009) "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
1)копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2)копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3)копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4)выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5)выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6)кадастровый паспорт земельного участка;
7)копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Кроме того, в приказе содержится императивная норма, согласно которой, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Суд находит что требование данных документов со стороны МУ «Земельное агентство г.Уфы» не соответствуют действующему законодательству и по сути приводит к бездействию Администрации так как администрация в свою очередь не предоставляет земельный участок в собственность и в то же время не отказывает в таком предоставлении. Таким образом, бездействие Администрации нарушает исключительное право заявителя на приобретение спорного земельного участка в собственность по следующим основаниям.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность.
Основания и порядок приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления, орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, принимает решение о предоставлении земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что истцами соблюден порядок обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Администрацией не представлены доказательства исполнения обращения истцов, выраженное в удовлетворении заявленных требований либо в отказе в удовлетворении заявленных требований.
Бездействие Администрации в предоставлении земельного участка является не обоснованным и не соответствующим закону. Органом местного самоуправления не соблюдены требования пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и как следствие, нарушено исключительное право заявителя на приобретение земельного участка в собственность, определенное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Обязанность Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка по заявлению заинтересованного лица в приобретении такого земельного участка в собственность установлена пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что заявитель является собственником расположенного на спорном земельном участке объекта недвижимости, у него возникло право требовать заключения договора купли-продажи, а у Администрации - обязанность заключить указанный договор в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку Администрацией в адрес заявителя проект договора купли-продажи спорного земельного участка не направлялся, суд полагает, что Администрация уклоняется от заключения данного договора.
В связи с уклонением Администрации от заключения договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка у истца возникло право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность за плату истцов земельного участка из числа земель населенных пунктов размером 853 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить гражданам Российской Федерации Черняеву ФИО7, Черняевой ФИО8, Купцовой ФИО9, земельный участок в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи земельного участка из числа земель населенных пунктов размером 853 кв.м., кадастровый номер 02:55:050439:3, расположенного по адресу: <адрес>, для обслуживания жилого дома и надворных построек, на условиях предусмотренных действующим законодательством в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 1.06.11г.
Согласовано судья Пивоварова А.Р.