№2-1133/2011г.о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-1133/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2011г.         г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Мироновой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Локтионова ФИО7 к ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы о назначении досрочной трудовой пенсии

УСТАНОВИЛ:

Локтионов ФИО7 обратился в суд с названным иском, указав, что истец 01.11.2010 года обратился в УПФЙ РФ в Демском районе с просьбой установить ему досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. 30 марта 2011г. решением ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом, не засчитали период службы в составе Вооруженных сил СССР с 06.08.1984г. по 07.02.1991г.

С решением УПФ истец не согласен. До 1993 года действовали списки, утвержденные постановлением СМ СССР от 17.12.1959г. , в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР. Причем в постановлении нет особых условий, при которых данный период должен быть засчитан в стаж для назначения досрочной пенсии, например таких, как педагогическая работа непосредственно до и непосредственно после службы в армии.

Истец считает, что его обучение в Омском высшем общевойсковом командном училище с 06.08.1984г по 23.07.1988г приравнивается к прохождению действительной военной службы в ВС СССР. Это подтверждается личным делом истца (послужной список), где в разделе 12 «Прохождение действительной военной службы в ВС СССР» первым пунктом идет обучение в военном ВУЗе. Далее, военный билет также подтверждает, что учеба в ВУЗе приравнивается к службе. Кроме этого, справка военного комиссариата от 16.05.2011г. подтверждает факт военной службы истца в составе Вооруженных сил СССР с 06.08.1984г. по 07.02.1991г.

Истец просит признать решение УПФ незаконным в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 06.08.1984г. по 07.02.1991г., обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 06.08.1984г. по 07.02.1991г., назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения истца в УПФ, а именно 01.11.2010г., обязать УПФ возместить госпошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании Локтионов ФИО7 исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности - Лихман ФИО10 в судебном заседании иск не признала, просит в его удовлетворении отказать. В своих возражениях указала, что в соответствии с п.п.19. п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста имеют лица, осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет. Учитывая льготный характер указанного вида пенсии для назначения досрочной трудовой пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. . за все периоды работы, либо в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.04 -П по Спискам от 06.09.1991 - за работу до 01.11.1999, Спискам и Правилам от 22.09.1999 - за работу с 01.11.1999 по 11.11.2002, Спискам и Правилам от 29.10.2002 за работу после 12.11.2002. Истец не согласен с тем, что ГУ-Управлением ПФР в Демском р-не в подсчет специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии не включен период службы в составе Вооруженных сил с 06.08.1984г. по 07.02.1991г. (6л.6м.1дн). В Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. , отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов службы в составе Вооруженных сил СССР. Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, Положения постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 и постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанный шорный период подлежал бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. В период военной службы истца, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с указанным Положением, учителям и другим работникам просвещения в стаж заботы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР (п.п. «г» п.1) а также время обучения в педагогических учебных введениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п.2). Время работы, указанной в п. 1,2 и 3 Положения, рассчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.. Это Постановление не применяется на территории РФ с 01.10.1993 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953. Их применение возможно только в рамках постановления Минтруда РФ от 17.10.2003г. соответственно, в этом случае требуемый специальный стаж у претендента на досрочную пенсию должен быть выработан до 01.10.1993г., т.е. до отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. . Таким образом, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденное вышеуказанным Постановлением в данном случае не может применяться. Учитывая, что на момент отмены Постановления , Локтионов ФИО7 не выработал стаж педагогической деятельности, спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца и право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у него не возникло. Стаж педагогической деятельности на момент обращения за назначением пенсии на 01.11.2010г. составил 19л.6м.4дн. В результате ГУ-Управление ПФР правомерно приняло решение об отказе Локтионову ФИО7 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, гак как отсутствует требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности. Просит в удовлетворении исковых требований Локтионова ФИО7 отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что 01 ноября 2010г. Локтионов ФИО7 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы от 30 марта 2011г. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости Локтионову ФИО7 отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Из материалов дела усматривается, что в период с 06.08.1984г. по 07.02.1991г. Локтионов ФИО7 проходил действительную военную службу в ВС РФ на должностях офицерского состава. Указанный период в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Ответчиком включен не был.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Принимая решение, суд считает необходимым руководствоваться положениями ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18 и 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» - по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Такой подход согласуется с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. , которым установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования.

В спорный период времени (период службы истца в армии) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпункт «г» пункта 1 которого предусматривал, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Локтионова ФИО7 подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца на это права.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР мог быть включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет на основании Постановления Совмина при строго определенном условии: если педагогическая деятельность имела место до и после службы в армии и если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4).

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г., в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Подобного условия для включения в трудовой стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, для работников просвещения не предусмотрено.

Согласно п. 4 вышеназванного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное условие истцом соблюдено, что подтверждается материалами дела.

Доводы представителя ответчика о том, что требуемый специальный стаж у претендента на досрочную пенсию должен быть выработан до 01.10.1993г., то есть до отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. , суд находит необоснованными, поскольку это противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

На момент обращения в пенсионный фонд (01.11.2010г.), продолжительность специального стажа Локтионова ФИО7, с учетом подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода службы в Вооруженных Силах РФ с 06.08.1984г. по 07.02.1991г. составляла более 25 лет. Указанное обстоятельство подтверждено сторонами, материалами дела и в судебном заседании не оспаривается.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.

В силу ч.1 ст. 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Согласно ст. 19 названного Закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости).

На основании изложенного, исковые требования Локтионова ФИО7 подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать решение ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы от 30 марта 2011г. об отказе в назначении Локтионову ФИО7 досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности, незаконным.

Обязать ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы включить в стаж Локтионова ФИО7 для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 06.08.1984г. по 07.02.1991г. и назначить Локтионову ФИО7 досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 01 ноября 2010г.

Взыскать с ГУ УПФ в Демском районе г.Уфы в пользу Локтионова ФИО7 госпошлину - 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме - 04 июля 2011г.

Согласовано судья Зубаирова С.С.

..