№2-1117/2011г.о признании наследниками, принявшими наследство и признании право собственности в порядке наследования.



Дело № 2-1117/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011г.          г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Мироновой Н.В.,

с участием адвоката Хамидуллиной Ф.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малько ФИО87 и Осиповой ФИО18 к Малько ФИО19, Самоховой ФИО20, администрации ГО <адрес> РБ о признании наследниками, принявшими наследство, признании права собственности в порядке наследования на жилой дом, признании права собственности на земельный участок

УСТАНОВИЛ:

Малько ФИО87, Осипова ФИО18 обратились в суд с иском к Малько ФИО19, Самоховой ФИО20, указав, что после смерти бабушки истцов, ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, их отцу, ФИО4, перешло по наследству право собственности на 1/3 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, о чем наследникам было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию от 26.01.2000г.

На основании вышеназванного свидетельства о праве на наследство по завещанию было вынесено постановление главы администрации <адрес> от 25.02.2010г., согласного которому Самоховой ФИО20, ФИО4 и Малько ФИО19 был предоставлен земельный участок 0,18га в <адрес> в пожизненное наследуемое владение.

Свое право собственности на вышеуказанное наследственное имущество отец истцов в установленном законом порядке не зарегистрировал.

Другие наследники бабушки истцов Малько ФИО19и Самохова ФИО20, оформили свои наследственные права на доли в праве собственности на дом и оформили право собственности на земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ отец истцов ФИО4 умер. После его смерти осталось двое наследников по закону - истцы, его дети Малько ФИО87 и Осипова ФИО18 Завещание ФИО4 не оставил.

Наследство, открывшееся после смерти ФИО4, истцы приняли: похоронили отца, провели ритуальные мероприятия, приняли имущество отца, которое до сих пор у них хранится, в том числе - фотографии, награды, документы, ручные поделки и т.д. Но из-за отсутствия необходимых документов оформить свои права на недвижимое наследственное имущество, они не могут. Во-первых, у них не было изначальных документов: свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданное на имя отца, его брата, ФИО10, и его сестры, Самоховой ФИО20 Дубликат данного документы истцы получили только 19.11.2010г. Во-вторых, при оформлении необходимых документов для нотариуса, выяснилось, что адрес местонахождения наследственного дома изменен: деревня <адрес> РБ вошла в черту Демского района ГО г.Уфа. Дому был присвоен новый почтовый адрес: <адрес>.

Так, согласно ответа ГУ Архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа РБ от 01.02.2011г., «дому, расположенному в <адрес>» «возможно присвоение почтового адреса: <адрес>», но «указанный почтовый адрес в установленном порядке будет присвоен после предоставления правоустанавливающих документов на домовладение».

Между тем, как следует из кадастрового и технического паспортов на дом, справки из Уфимского городского филиала ГУП «БТИ РБ», кадастровой выписки о земельном участке, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, адрес месторасположения дома и земельного участка на котором он расположен, фактически уже изменен и присвоен новый адрес: <адрес>.

Не представляется возможным оформить свое право и на часть земельного участка, поскольку администрация <адрес> ссылается на то, что архивы документов по <адрес> переданы в администрацию Демского района ГО г.Уфы, а там говорят, что архивы не принимали. Единственное, что истцам удалось получить, это - копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ о передаче наследникам земельного участка в пожизненное наследуемое владение.

Истцы считают, что, учитывая, тот факт, что Самохова ФИО86 и Малько ФИО19 оформили по 1/3 доли в праве собственности на земельный участок, на котором расположен наследуемый дом, с учетом положений ст.25.2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» истцы имеют право на получение ранее принадлежащей их отцу, ФИО4, 1/3 доли в праве на пожизненное наследуемое владение на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в свою собственность.

Истцы просят:

1. Признать Малько ФИО87 и Осипову ФИО18 наследниками, принявшими наследство, открывшееся после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ

2. Признать право собственности Малько ФИО87 в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ., на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

3. Признать право собственности Малько ФИО87 в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на 1/6 долю на земельный участок, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>.

4. Признать право собственности Осиповой ФИО18 в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

5. Признать право собственности Осиповой ФИО18 в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на 1/6 долю на земельный участок, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>.

Определением суда от 24 июня 2011г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация ГО г.Уфа РБ.

В судебном заседании истцы Малько ФИО87 и Осипова ФИО18., представитель Перетятько ФИО41 исковые требования поддержали, просят иск удовлетворить.

Ответчики Малько ФИО19 и Самохова ФИО20 в судебном заседании иск не признали, просят в его удовлетворении отказать.

Представитель ответчика - администрации ГО г.Уфа РБ, третье лицо - нотариус Гузаирова ФИО44 на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ. суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.01.2000г., выданного нотариусом Уфимского нотариального округа РБ и зарегистрированного в реестре за номером , ответчики Малько ФИО19, Самохова ФИО20., а также ФИО4 являются наследниками жилого дома, расположенного по адресу<адрес>, оставшегося после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ в 1/3 доле каждый.

Постановлением главы администрации <адрес> от 25.02.2000г. земельный участок в размере 0,18 га в <адрес> предоставлен в пожизненное наследуемое владение гр.Самоховой ФИО20, ФИО4, Малько ФИО19 согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию.

На основании указанных документов, ответчики Самохова ФИО20 и Малько ФИО19 оформили свои наследственные права и в настоящее время являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела (справкой ГУП БТИ от 05.04.2011г., свидетельством о ГРП от 20.06.2010г., свидетельством о ГРП от 20.10.2010г., свидетельством о ГРП от 19.11.2010г., свидетельством о ГРП от 27.10.2010г.).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, при этом, до своей смерти ФИО4 свои права на вышеуказанные жилой дом и земельный участок не оформил.

Из материалов наследственного дела к имуществу умершего ФИО4, находящегося в производстве нотариуса г.Уфы Гузаировой ФИО44, усматривается, что истцы Малько ФИО87 и Осипова ФИО18 являются детьми ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ Истица Осипова ФИО18 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Малько ФИО87 ДД.ММ.ГГГГ, истец Малько ФИО87 обратился с таким заявлением 10.11.2010г. Таким образом, истцы обратились с заявлениями о принятии наследства после смерти своего отца - Малько ФИО87 по истечении установленного законом шестимесячного срока.

В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В судебном заседании истец Малько ФИО87 пояснил, что на момент смерти отца - Малько ФИО87 он проживал совместно с ним по <адрес>. По указанному адресу истец Малько ФИО87 проживает с семьей до настоящего времени. Все вещи, принадлежащие отцу и находившиеся к моменту его смерти в указанной квартире, предметы домашней обстановки, в ней и остались, истец продолжает ими пользоваться.

Указанное обстоятельство было подтверждено истицей Осиповой ФИО18, ответчиками Малько ФИО19, Самоховой ФИО20 и в судебном заседании не оспаривалось.

Кроме того, в материалах наследственного дела к имуществу умершего ФИО4 имеется справка ЕРКЦ Ленинского района МУП ФИО59 ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ постоянно до своей смерти проживал по адресу: <адрес>. Совместно с ним ко дню его смерти проживали Малько ФИО87 и ФИО6.

Таким образом, суд находит установленным то обстоятельство, что истец Малько ФИО87 фактически принял наследство после смерти своего отца Малько ФИО87.

В соответствии с ч.2 ст.1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В соответствии с ч.4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

На основании изложенного, исковые требования о признании за истцом Малько ФИО87 права собственности на 1/6 долю жилого дома по <адрес> подлежат удовлетворению.

Доводы ответчиков о том, что наследственная масса в виде жилого дома (литер А) по <адрес> была изменена в сторону увеличения, суд находит необоснованными.

Так, из свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.01.2000г. усматривается, что наследственное имущество, на которое выдано данное свидетельство состоит из основного бревенчатого строения общей полезной площадью 47.3 кв.м, в том числе жилой - 34.9 кв.м, также на земельном участке расположены: сени тесовые, крыльцо, сарай бревенчатый, сарай из шпал, навес без обшивки, колодец, забор, ворота.

Из технического паспорта жилого дома по <адрес> по состоянию на 09.02.2010г. усматривается, что по указанному адресу расположен бревенчатый жилой дом (литер А) 1960 года постройки, общей площадью 47.2 кв.м, жилой - 35.9 кв.м.

Таким образом, общая площадь жилого дома (литер А), входящего в наследственную массу, не увеличилась. Осуществление ответчиками ремонта жилого дома и произведение улучшений жилого дома, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска Малько ФИО87 о признании его принявшим наследства после смерти своего отца Малько ФИО87 и признании права собственности на долю в указанном доме.

Согласно ст. 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Таким образом, к истцу Малько ФИО87 в порядке наследования перешло и право пожизненного наследуемого владения земельным участком по <адрес>.

В соответствии с п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

На основании изложенного, исковые требования истца Малько ФИО87 о признании за ним права собственности на 1/6 долю земельного участка также подлежат удовлетворению.

Исковые требования истицы Осиповой ФИО18 о признании е принявшей наследство после смерти своего отца - Малько ФИО87, умершего ДД.ММ.ГГГГ, о признании за ней права собственности на 1/6 долю жилого дома (литер А) и 1/6 долю земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании 24 июня 2011г. истица Осипова ФИО18 поясняла, что на момент смерти со своим отцом не проживала, после смерти своего отца Малько ФИО87 она в наследство не вступала, никакие вещи из его квартиры не забирала. Ею лишь при жизни отца были взяты фотографии из квартиры отца, которые она впоследствии отдала брату.

В последующих судебных заседаниях истица изменила свои показания, пояснив, что после смерти отца взяла из его квартиры 2 рубашки, медаль ветерана, фотографии, принадлежащие отцу. Однако, указанные обстоятельства достаточными доказательствами не подтверждены. Так, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО13, ФИО14 показали, что не могут пояснить, брала ли Осипова ФИО18 какие-либо вещи, принадлежащие ее отцу - Малько ФИО87, после его смерти. Свидетель ФИО15 в судебном заседании пояснил, что его супруга Осипова ФИО18 после смерти своего отца забрала принадлежащие ему некоторые вещи, однако, какие именно вещи она забрала, не пояснил. Таким образом, при отсутствии иных доказательств, подтверждающих, что Осипова ФИО18 после смерти своего отца забрала принадлежащие последнему личные вещи, суд полагает, что к показаниям свидетеля ФИО15 по указанным обстоятельствам, следует отнестись критически, в силу того, что, будучи супругом истицы, он является лицом, заинтересованным в исходе дела, и, приходит к выводу, что показания свидетеля ФИО15 не являются достаточными для признания установленным факта принятия Осиповой ФИО18 наследства после смерти своего отца.

В обоснование своих требований о признании принявшей наследство, Осипова ФИО18 также поясняла, что она фактически приняла наследство после смерти отца, так как после смерти отца по просьбе истицы ее супруг принимал участие в поддержании дома по <адрес> и его ремонте. Однако, указанные обстоятельства опровергнуты в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО15 (супруга истицы), который пояснил, что строительные работы по улучшению дома и его отделке, производились им по просьбе его жены - истицы Осиповой ФИО18 при жизни ее отца - Малько ФИО87

Показания свидетеля ФИО14 о том, что после смерти своего отца Осипова ФИО18 возвратила ей 100 рублей, которые Малько ФИО87 при жизни брал в долг у ФИО14, не могут свидетельствовать о фактическом принятии Осиповой ФИО18 наследства после смерти своего отца, поскольку доказательств того, что у умершего Малько ФИО87 были какие-либо долговые обязательства перед ФИО14, суду не представлено.

Участие Осиповой ФИО18 в похоронах отца, и несение наравне с другими наследниками расходов на похороны Малько ФИО87., также не свидетельствует о фактическом принятии Осиповой ФИО18 наследства после его смерти, поскольку несение указанных расходов само по себе не связано с наследственным имуществом, и, в силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ, не относится к действиям, свидетельствующим о фактическом принятии наследства.

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что утверждение Осиповой ФИО18 о фактическом принятии ею наследства после смерти своего отца - Малько ФИО87, умершего ДД.ММ.ГГГГ, достаточными доказательствами не подтверждено, и опровергается добытыми по делу доказательствами.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Осиповой ФИО18 о признании ее принявшей наследство после смерти своего отца Малько ФИО87, о признании за ней в порядке наследования права собственности на 1/6 долю жилого дома (литер А) и 1/6 долю земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 104-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Малько ФИО87 удовлетворить.

Признать Малько ФИО87 наследником, принявшим наследство, открывшееся после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Признать за Малько ФИО87 в порядке наследования право собственности на 1/6 долю жилого дома (литер А) и на 1/6 долю земельного участка, кадастровый номер , расположенных по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Осиповой ФИО18 о признании ее принявшей наследство после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признании за ней в порядке наследования права собственности на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме - 22 июля 2011г.

Согласовано судья Зубаирова С.С.