№2-1874/2011 о признании права собственности на земельный участок



Дело №2-1874/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2011 года        г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Тухбатуллиной Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янченко ФИО7 к администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок

УСТАНОВИЛ:

Янченко ФИО7 обратилась в суд с названным иском, указав, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Основанием возникновения права собственности является договор купли-продажи от 05.09.2002г., заключенный между Янченко ФИО7 и ФИО21 и решение Демского районного суда г.Уфы РБ от 20.09.2010г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2002г. )» УФ и Свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2010г. .

13 января 2003г. между истицей и Администрацией ГО г.Уфа РБ был заключен договор аренды земельного участка сроком до 16 декабря 2012 года. В июне 2001г. истица обратилась в Администрацию ГО Г.Уфа РБ с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка общей площадью 1532 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Письмом от 14.07.2011г. и от 15.08.2011г. Администрация ГО г.Уфа РБ отказала истице в досрочном расторжении договора аренды земли и в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что часть земельного участка расположена в границах красных линий, и, кроме того, согласно решения Совета городского округа от 23.12.2010г. земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Истица считает отказ Администрации ГО г.Уфа незаконным.

Согласно выписке из похозяйственной книги от 31 мая 2011г. ФИО21 (после заключения брака ФИО21) ФИО21 был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.

Впоследствии, вышеназванное строение перешло в собственность истицы. При заключении договора аренды истица не знала о том, что имеет приобретение прав на земельный участок в собственность. Выписку из похозяйственной книги она получила только в мае 2011г. Если бы истице было известно о наличии таких прав, она не стала бы заключать договор аренды земельного участка, а обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Янченко ФИО7 просит расторгнуть договор от 13.01.2003г. аренды земельного участка площадью 1532кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Янченко ФИО7 и Администрацией ГО г.Уфа РБ; признать за Янченко ФИО7 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

В судебном заседании истица ФИО7 свои исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации ГО г.Уфа РБ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что по договору купли-продажи от 05.09.2002г. Янченко ФИО7 приобрела у ФИО21 бревенчатый жилой дом-1к общей площадью 40.9 кв.м, в том числе жилой площадью 26,3 кв.м с надворными постройками: сараем, баней, сараем тесовым, деревянным навесом, уборной тесовой, забором тесовым, забором металлическим, колодцем, погребом, что составляет литера: А, А1, а, а1, Г, Г1, Г2, Г3, I, II, III, IV, V, VI, расположенными по адресу: <адрес>, на земельном участке общей площадью 0,1532 га.

Решением Демского районного суда г.Уфы от 20.09.2010г. за истицей признано право собственности на самовольно возведенные строения под литерами А2, А3, расположенные по адресу: <адрес>.

В настоящее время Янченко ФИО7 является собственником указанного домовладения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.09.2002г., от 29.10.2010г., выпиской из Росреестра по РБ от 30.09.2011г.

Согласно выписке из похозяйственной книги от 31 мая 2011г. земельный участок общей площадью 0.14 га по адресу: <адрес>. кадастровый номер был предоставлен ФИО21 для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно кадастрового паспорта на земельный участок от 20.05.2011г. земельный участок расположенный по адресу <адрес>, площадью 1532 кв.м имеет разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек и поставлен на кадастровый учет за .

13.01.2003г. между истицей и Администрацией ГО г.Уфа РБ был заключен договор аренды указанного земельного участка сроком до 16 декабря 2012г.

Письмом Управления по земельным ресурсам администрации ГО г.Уфа от 15.08.2011г. истице было отказано в расторжении вышеуказанного договора аренды земельного участка от 13.01.2003г. с указанием на отсутствие оснований для расторжения договора аренды. Кроме того в письме указано, что согласно решения Совета городского округа №32/15 от 23.12.2010г. земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления им в собственность, и предоставление земельного участка возможно только в аренду на срок, продолжительность которого не превышает срок резервирования.

Письмом Управления по земельным ресурсам администрации ГО г.Уфа от 14.07.2011г. истице отказано в предоставлении в собственность участка, расположенного по адресу: <адрес>, с указанием на то, что часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий.

Между тем, отказ УЗР администрации ГО г.Уфа РБ расторгнуть договор аренды земельного участка и предоставить земельный участок в собственность истицы не может быть признан законным.

В соответствии с ч.1 ст. 451 ГК РФ предусматривает возможность расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

В соответствии с указанной нормой материального права, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств, признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли разумно предвидеть, договор вообще был бы ими не заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В соответствии со ст.36 Земельного Кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них имеют граждане, юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, иными федеральными законами.

В соответствии с п.9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г., если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Согласно п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

При этом, статья 28 ЗК РФ регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости.

Таким образом, на момент заключения договора аренды, истица была вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок по <адрес>. Указанное право сохраняется за истцом и в настоящее время.

Суд находит убедительными доводы истицы о том, что при заключении договора аренды земельного участка, она не знала, что вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, а в администрации ГО г.Уфа РБ дали неправильное разъяснение, указав, что земля может быть предоставлена только в аренду. Если бы истица знала о том, что в соответствии с Земельным Кодексом РФ она имеет право оформить земельный участок в собственность, она не стали бы заключать договор аренды.

В силу п.2.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время, наличие регистрации договора аренды земельного участка, препятствует истице оформлению земельного участка в собственность.

При таких обстоятельствах, требования истицы о расторжении договора аренды от 13.01.2003г. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и признании за ней права собственности на указанный участок, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Янченко ФИО7 право собственности на земельный участок площадью 1532 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме - 28 октября 2011г.

Согласовано судья Зубаирова С.С.