Дело № 2 - 110/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011 г.
г. Демидов
Демидовский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Владимирова В.Д., с участием истца Шабанькова А.П., его представителя Сковородиной Р.Н., представителя ответчика Артеменковой Г.В.., при секретаре Румакиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шабанькова Анатолия Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области (далее ГУ - УПФР в Руднянском районе) о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,
у с т а н о в и л:
Шабаньков А.П. обратился в суд с заявлением, указав, что ему, как педагогическому работнику, имеющему более 25 лет педагогического стажа, Демидовским отделом ГУ УПФР в Руднянском районе необоснованно отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, исключив из специального педагогического стажа период его прохождения военной службы по призыву с 05.07.1982 г. по 28.11.1987 г. Истец считает действия ответчика незаконными и просит суд указанный период засчитать ему в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельности с 24 января 2011 года, то есть со дня подачи заявления для назначения пенсии.
В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель истца Сковородина Р.Н. требования истца поддержала и пояснила, что позиция истца подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, согласно которому приобретенные гражданами пенсионные права до введения нового правового урегулирования, сохраняются в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Кроме того, существует практика Верховного Суда РФ по конкретному делу о включении периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 25 июля 2008 г. № 2-ВО8-7), а также и практика Демидовского районного суда по аналогичным искам. Поэтому просит иск удовлетворить.
Представитель ГУ УПРФ в Руднянском районе области по доверенности Артеменкова Г.В. иск не признала и пояснила, что период прохождения истцом военной службы по призыву с 05.07.1982 г. по 28.11.1987 г. включить в специальный стаж не представляется возможным, так как нормы подпункта 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с пунктом 2 ст. 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству РФ утверждать списки и правила. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающие право на досрочную пенсию, периодов прохождения военной службы по призыву.
ПО мнению ответчика лица, проходившие военную службу по призыву и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Оснований для распространения условий, предусмотренных указанным постановлением и на которое ссылается истец, примирительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного постановления. Кроме того, на момент прекращения действия указанного Постановления (на 1 октября 1993 г.) у истца не было 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с приведенным Постановлением. Поэтому просит суд в иске ФИО7 отказать. По мнению ответчика, указанная позиция согласуется с конституционно-правовым смыслом, указанном в Определениях Конституционного Суда РФ, в часности - Определении от 20.11.2008 г. № 869-О-О и Определении от 25.12.2008 г. № 1056-О-О, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе и письменные материалы дела, в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из записей в трудовой книжке истца усматривается, что в период с 05.07.1982 г. по 28.11.1987 г. истец проходил военную службу по призыву, что подтверждается справкой военного комиссариата (л.д. 11), а с 03.03.1988 г. Шабаньков А.П. принят на должность мастером производственного обучения Демидовского совхоза-техникума (л.д. 9-10), что не оспаривается сторонами по делу.
А из Решения № 3 от 31.01.2011 г. Отдела Пенсионного фонда РФ в Демидовском районе Смоленской области следует (л.д. 6-8), что на дату обращения за назначением пенсии 24 января 2011 года у истца специального стажа имеется 22 года 07 месяцев 08 дней (л.д. 6), что так же не оспаривается ответчиком.
Не оспаривает ответчик и факт службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с 05.07.1982 г. по 28.11.1987 г.
Подпунктом «г» пункта 1 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Отказывая истцу в зачете в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода его военной службы по призыву, ответчик исходил из того, что в момент обращения Шабанькова А.П. за назначением указанной пенсии Постановление Совета минстров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР, которое дает право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы приведенного Постановления.
Суд с таким выводом ответчика не соглашается, поскольку истец проходил военную службу по призыву в период действия указанных норм права, а потому, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Поэтому указанный период с 05 июля 1982 г. по 28 ноября 1987 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
В Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового урегулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период времени прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР действовало утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Шабанькова А.П. в Советской армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Поэтому вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. При этом имелось ли у истца на момент прекращения действия вышеприведенного Постановления Совета Министров СССР (на 1 октября 1993 г.) 2/3 педагогического стажа юридического значения не имеет.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Эта правовая позиция поддержана и судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (Определение СК от 28 января 2011 г. № 44-В10-11).
Суд находит, что у Шабанькова А.П., с учетом периода его военной службы по призыву, на момент обращения за назначением пенсии имелось более 25 лет специального стажа работы, необходимых для назначения пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью.
Суд не принимает во внимание ссылку ответчика в поддержание своей позиции на Определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 г. № 869-О-О и от 25.12.2008 г. № 1056-О-О, так как указанными определениями Конституционный суд обозначил свою позицию по конкретным жалобам граждан по обстоятельствам, не связанным с условиями, предусмотренными постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. Свою позицию по применению норм приведенного постановления Совета Министров СССР Коституционный Суд РФ высказал в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П и на день рассмотрения данного дела ее не изменил.
Таким образом, истцу ответчиком незаконно отказано в назначении пенсии и его иск подлежит удовлетворению. Пенсия Шабанькову А.П. должна быть назначена со дня обращения за назначением пенсии, то есть с 24 января 2011 года.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика следует взыскать в пользу истца госпошлину.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 195 и 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Шабанькова Анатолия Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Засчитать Шабанькову Апатолию Петровичу в специальный стаж период прохождения воинской службы по призыву с 05 июля 1982 года по 28 ноября 1987 года.
Признать за Шабаньковым Анатолием Петровичем право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области назначить Шабанькову Анатолию Петровичу пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 24 января 2011 года в соответствии с п.п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2002 г. № 173 - ФЗ.
Взыскать с государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области 200 (двести) рублей в пользу Шабанькова Анатолия Петровича в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий В.Д. Владимиров