Дело № 2 - 74/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2011 г.
г. Демидов
Демидовский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи ВЛАДИМИРОВА В.Д., истицы БОДРЕНКОВОЙ С.В., представителя ответчика АРТЕМЕНКОВОЙ Г.В., при секретаре ЦВЕТКОВОЙ О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бодренковой Светланы Вячеславовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л:
26 октября 2010 года истица обратилась в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в обоснование указав, что работает <данные изъяты> и ее специальный стаж составляет более 25 лет, что дает ей право на назначение такой пенсии. Однако, в назначении пенсии ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не могут быть засчитаны периоды нахождения истицы на курсах усовершенствования с 01 марта 2000 по 27 апреля 2000 год, с 14 февраля 2005 по 14 апреля 2005 год, 13 января 2010 по 26 февраля 2010 год, а также не засчитаны в льготном исчислении периоды с 17 мая 1989 по 29 августа 1989 год нахождения в отпуске по беременности и родам и с 30 августа 1989 по 01 июля 1990 год, с 05 июля 1990 - по 05 января 1991 год - нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Полагает, что периоды нахождения на курсах усовершенствования необоснованно не засчитаны в специальный стаж, так как она выполняла свою трудовую обязанность повышала профессиональный уровень знаний, при этом производились страховые и пенсионные отчисления. Посчитав отказ в назначении пенсии незаконным, Бодренкова С.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью со дня обращения, то есть с 26 октября 2010 года.
В судебном заседании истица требование поддержала, обосновывая обстоятельствами, изложенными в заявлении.
Представитель ответчика по доверенности заместитель начальника Демидовского отдела пенсионного фонда Артеменкова Г.В. иск не признала и пояснила, что пенсия истице не может быть назначена досрочно, так как у нее не хватает специального стажа 25 лет. Поскольку п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 периоды нахождения на курсах усовершенствования не предусмотрены, то их нельзя засчитать в специальный стаж.
Названные периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком были включены в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения истицы в календарном порядке, поскольку указанные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.
Выслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, суд находит требование законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17. 12. 2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.
Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон и письменных материалов дела, у истицы Бодренковой С.В. на день обращения за назначением пенсии 26 октября 2010 года специального стажа 24 года 07 месяцев 02 дня. В настоящее время она продолжает работать <данные изъяты>
Решением отдела ПФ РФ в Демидовском районе № 14 от 03.11.2010 г. истице в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах усовершенствования с 01 марта 2000 по 27 апреля 2000 год, с 14 февраля 2005 по 14 апреля 2005 год, 13 января 2010 по 26 февраля 2010 год, а также не засчитаны в льготном исчислении периоды с 17 мая 1989 по 29 августа 1989 год нахождения в отпуске по беременности и родам и с 30 августа 1989 по 01 июля 1990 год, с 05 июля 1990 по 05 января 1991 год - нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Принимая решение об отказе во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения Бодренковой С.В. на курсах усовершенствования, ответчик исходил из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, не предусмотрено включение указанных периодов в специальный стаж.
Однако, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах усовершенствования является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах усовершенствования нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
Ответчик не ставит под сомнение, что в указанные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 "Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска". (п. 7).
Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком были предоставлены Бодренковой С.В. в период ее работы в должности <данные изъяты> района, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения Бодренковой С.В. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком подлежали включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении. Поэтому доводы ответчика о включении указанных периодов в специальный стаж истицы в календарном исчислении необоснованны.
При вынесении решения суд также учитывает практику рассмотрения дел данной категории, в том числе Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2011 г. N 74-В10-11.
Таким образом, оценив исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд находит, что ответчиком незаконно отказано истице в назначении пенсии, и так как у нее на момент обращения за назначением пенсии, то есть на 26 октября 2010 года имелось 25 лет специального стажа, она имела право на досрочное назначение пенсии и ее иск подлежит удовлетворению. Пенсия должна быть назначена с момента обращения, то есть с 26 октября 2010 года.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика следует взыскать в пользу истицы госпошлину.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195 и 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бодренковой Светланы Вячеславовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения удовлетворить.
Засчитать Бодренковой Светлане Вячеславовне в специальный стаж период нахождения истицы на курсах усовершенствования с 01 марта 2000 по 27 апреля 2000 год, с 14 февраля 2005 по 14 апреля 2005 год, 13 января 2010 по 26 февраля 2010 год и в льготном исчислении периоды с 17 мая 1989 по 29 августа 1989 год нахождения в отпуске по беременности и родам и с 30 августа 1989 по 01 июля 1990 год, с 05 июля 1990 по 05 января 1991 год - нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Признать за Бодренковой Светланой Вячеславовной право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области назначить Бодренковой Светлане Вячеславовне пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 26 октября 2010 года в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2002 г. № 173 - ФЗ.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области 200 (двести) рублей в пользу Бодренковой Светланы Вячеславовны в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский облсуд через Демидовский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий В.Д. Владимиров