Дело № 2-6 по иску природоохранного прокурора об устранении нарушений санэпиднорм



№ 2-6 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

28 января 2010 года п. Дедовичи

Дедовичский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой Е.А.

с участием заместителя Псковского межрайонного природоохранного прокурора Петкевич В.С.,

при секретаре Эсс Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Дедовичский район» и Администрации муниципального образования «Крутецкая волость» об обязании организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов,

Установил:

Псковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Дедовичский район» об обязании организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Крутецкая волость», а к Администрации муниципального образования «Крутецкая волость» об обязании организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

В обоснование своих требований Псковский межрайонный природоохранный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения возложенных на органы местного самоуправления Дедовичского района обязанностей в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора. В ходе проверки было установлено, что в настоящий момент на территории муниципального образования «Крутецкая волость» официальной свалки нет. На территории муниципального образования «Дедовичский район» имеется один полигон для размещения ТБО, площадью 2,2 га, расположенный у д***. Данный участок предоставлен в хозяйственное ведение МП «***» *** на основании постановления Администрации Дедовичского района №244 от 3 октября 2007 года. Проверка данной свалки показала на многочисленные нарушения Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. № 16), далее Правила. Так, в нарушение п.6.5 Правил не разработана программа производственного контроля полигона ТБО, в нарушение п. 3.5 Правил имеющийся полигон состоит только из основной части - территории, занятой под складирование ТБО. Второй части - хозяйственно-бытовых объектов - полигон не имеет, в нарушение п.3.7 в нарушение п.3.7. Правил отсутствует котлован для получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; в нарушение п.5.1. Правил отходы уплотняются бульдозером, засыпаются привозным грунтом один раз в неделю; в нарушение п.4.3. Правил на выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка для дезинфекции ходовой части мусоровозов; в нарушение п.4.4. Правил территория полигона не имеет ограждения, шлагбаума; в нарушение п.2.4. Правил отсутствует, согласованный с ТО Роспотребнадзора, список отходов, поступающих на полигон.

Содержание полигона ТБО не отвечает СП 2.1.7. 1038-01, что является нарушением ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в указанном муниципальном образовании.

На территории муниципального образования «Крутецкая волость» не приняты меры к обеспечению сбора, вывоза бытовых отходов и мусора организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии. В населенных пунктах муниципального образования «Крутецкая волость» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, отсутствует генеральная схема очистки населенных пунктов волости, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, спецтранспорт, график на вывоз твердых бытовых отходов, расчетное и фактическое наличие площадок с контейнерами, отсутствует проект нормативов образования отходов с разработкой соответствующих мероприятий.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования «Крутецкая волость» и муниципальное образование «Дедовичский район» соответственно не обеспечивают организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а так же их утилизацию и переработку, в силу вышеуказанных требований, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания. В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В судебном заседании заместитель Псковского межрайонного природоохранного прокурора Петкевич В.С. иск поддержал, уточнив заявленные исковые требования, и просит обязать Администрацию муниципального образования «Крутецкая волость» в срок до 1 июля 2010 года организовать на своей территории в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а Администрацию муниципального образования «Дедовичский район» в срок до 1 июля 2010 года обязать организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Крутецкая волость», в пределах своей компетенции.

Представитель ответчиков Павлов А.С. исковые требования прокурора в отношении муниципального образования «Крутецкая волость» фактически признал. Не отрицал наличие выявленных проверкой нарушений, однако просил предоставить срок для их устранения до 1 февраля 2011 года. Пояснил, что в марте 2010 года предстоят преобразования муниципальных образований, а также реорганизация действующих в настоящий момент органов местного самоуправления и формирование новых объединенных бюджетов преобразуемых муниципальных образований. В связи с чем, исполнение полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов требует определенных временных и финансовых затрат. В настоящее время в бюджет не заложены каких-либо денежные средства на реализацию полномочий по организации сбора и вывозу бытовых отходов.

Исковые требования прокурора в отношении Администрации муниципального образования «Дедовичский район» представитель ответчиков Павлов А.С. считал необоснованными. Пояснил, что действительно, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а к вопросам местного значения волости - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Однако, указанные муниципальные образования надлежащим образом выполняют возложенные на них обязанности. В соответствии с постановлениями Главы Дедовичского района было создано муниципальное предприятие «***», имеющее лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В хозяйственное ведение МП «***» был передан полигон бытовых отходов «Бахново», расположенный на земельном участке площадью 18000 квадратных метров для его эксплуатации. Решением Собрания депутатов Дедовичского района от 10 декабря 2009 года для МП «***» утверждены тарифы по утилизации твердых и жидких бытовых отходов. Таким образом, полагает, что Администрацией Дедовичского района предприняты все возможные меры и действия по организации на территории муниципального образования «Дедовичсий район» и входящих в его состав поселений утилизации и переработки отходов и мусора. Считает, что Администрация Дедовичского района не должна осуществлять контроль за деятельностью МП «***» по соблюдению последним санитарно-эпидемиологических требований по утилизации и переработке бытовых отходов.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, находит исковые требования заместителя Псковского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании п.п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ и п. 18 ст. 4 Устава муниципального образования «Крутецкая волость», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Управлением Роспотребнадзора по *** была проведена документальная проверка исполнения Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» муниципального образования «Крутецкая волость» *** ***. Согласно составленному по результатам проверки акту от 19 ноября 2009 года, выявлены нарушения: в населенных пунктах муниципального образования «Крутецкая волость» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, отсутствует генеральная схема очистки населенных пунктов волости, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, спецтранспорт, график на вывоз твердых бытовых отходов, расчетное и фактическое наличие площадок с контейнерами, отсутствует проект нормативов образования отходов с разработкой соответствующих мероприятий.

Ссылки представителя ответчиков на недостаточность финансирования суд находит необоснованными.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает решение муниципальными образования вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с финансовыми возможностями этих образований. Недостаточные финансовые возможности не освобождают их от решения этих вопросов местного значения.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к вопросам местного поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлениями Главы Дедовичского района было создано муниципальное предприятие «***», имеющее лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В хозяйственное ведение МП «***» был передан полигон бытовых отходов «Бахново» и земельный участок площадью 18000 квадратных метров для его эксплуатации.

Согласно акту по результатам проверки полигона твердых бытовых отходов «Бахново» муниципального предприятия «*** от 1 декабря 2009 года, проведенной заместителем Псковского межрайонного природоохранного прокурора Федоренковым А.С. и специалистом 1 разряда ТО ТУ Роспотребнадзора по *** в *** ФИО4, проверкой установлено, что содержание полигона ТБО не отвечает СП 2.1.7.1038-01, что является нарушением ФЗ №52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При проверке выявлены нарушения Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16) далее Правила. Так, в нарушение п.6.5. Правил не разработана программа производственного контроля полигона ТБО; в нарушение п.3.5. Правил имеющийся полигон состоит только из основной части -территории, занятой под складирование ТБО. Второй части - хозяйственно-бытовых объектов, полигон не имеет; в нарушение п.3.7. Правил отсутствует котлован для получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; в нарушение п.5.1. Правил отходы уплотняются бульдозером, засыпаются привозным грунтом один раз в неделю; в нарушение п.4.3. Правил на выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка для дезинфекции ходовой части мусоровозов; в нарушение п.4.4. Правил территория полигона не имеет ограждения, шлагбаума; в нарушение п.2.4. Правил отсутствует, согласованный с ТО Роспотребнадзора, список отходов, поступающих на полигон.

Доводы представителя Администрации муниципального образования «Дедовичский район» о том, что в компетенцию Администрации Дедовического района не входит функция контроля за деятельностью МП «*** по его мнению, самостоятельно отвечающего за утилизацию и переработку отходов, по соблюдению последним санитарно-эпидемиологических требований по утилизации и переработке бытовых отходов, суд находит несостоятельными. Сам по себе факт создания указанного муниципального предприятия не освобождает Администрацию муниципального района от выполнения возложенной на нее в соответствии с п. 14 ч.1 ст. 15 и ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по решению вопросов утилизации и переработки бытовых отходов, в том числе посредством контроля за деятельностью учрежденного предприятия. Пункт 16.1 Устава МП «***» возлагает функцию контроля за деятельностью указанного предприятия в том числе и на Администрацию Дедовичского района. Из договора аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации полигона ТБО, следует, что арендодатель- Администрация Дедовичского района осуществляет контроль за использованием арендуемого МП «***» земельного участка. Кроме того, местное самоуправление выполняет и экологическую функцию, которая представляет собой закрепленную в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования.

Суд считает, что выявленными в ходе проверок нарушениями, Администрация муниципального образования «Крутецкая волость» и Администрация муниципального образования «Дедовичский район» нарушают ст.42 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что Администрацией муниципального образования «Крутецкая волость» и Администрацией Дедовичского района проводится ряд мероприятий по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, однако принимаемые меры не освобождают органы местного самоуправления от ответственности по устранению выявленных нарушений, наличие которых не отрицается представителем ответчиков.

Исковые требования прокурора направлены на реализацию органами местного самоуправления полномочий, возложенных федеральным законом, и защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Принуждение Администраций муниципального образования «Крутецкая волость» и муниципального образования «Дедовичский район» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

На основании изложенного, суд считает, что муниципальному образованию «Дедовичский район» необходимо организовать в соответствии с Санитарными правилами содержания населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Крутецкая волость», на полигон твердых бытовых отходов «Бахново», расположенный у д. ***. С этой целью администрации необходимо устранить нарушения Санитарных правил СП2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», а именно: обеспечить наличие у организации, эксплуатирующей полигон, разработанной инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечить ведение круглосуточного учета поступающих отходов, обеспечить технологический цикл по изоляции отходов; организовать зонирование полигона на две взаимосвязанных территориальных части: территории, занятые под складирование ТБО, и территории для размещения хозяйственно-бытовых объектов; по всей площадке участка складирования обеспечить устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; обеспечить организацию промежуточной или окончательной изоляции уплотненного слоя ТБО в зависимости от времени года и температуры воздуха; по периметру всей территории полигона ТБО организовать устройство легкого ограждения или осушительной траншеи глубиной более2 м. или вала высотой не более 2 м.; организовать на выезде из полигона устройство контрольно-дезинфицирующей установки для дезинфекции ходовой части мусоровозов; организовать составление согласованного с ТОУ Роспотребнадзора списка отходов, поступающих на полигон.

Администрации муниципального образования «Крутецкая волость» в целях организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора и вывоза твердых бытовых отходов необходимо: разработать генеральную схему очистки населенных мест; разработать и заключить договоры - графики на вывоз отходов, согласованные с ТОУ Роспотребнадзора; рассчитать и обеспечить, исходя из численности населения, площадки для сбора мусора на территории МО, согласовать с ТОУ Роспотребнадзора расчетное и фактическое наличие площадок; определить и согласовать с ТОУ Роспотребнадзора порядок сбора и периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории муниципального образования.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию муниципального образования «Крутецкая волость» в срок до 1 сентября 2010 года организовать на своей территории в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а именно: разработать генеральную схему очистки населенных мест; разработать и заключить договоры - графики на вывоз отходов, согласованные с ТОУ Роспотребнадзора; рассчитать и обеспечить, исходя из численности населения, площадки для сбора мусора на территории МО, согласовать с ТОУ Роспотребнадзора расчетное и фактическое наличие площадок; определить и согласовать с ТОУ Роспотребнадзора порядок сбора и периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории муниципального образования.

Обязать Администрацию муниципального образования «Дедовичский район» Псковской области в срок до 1 сентября 2010 года организовать в пределах своей компетенции в соответствии с Санитарными правилами содержания населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Крутецкая волость», на полигон твердых бытовых отходов «Бахново», расположенный возле д. ***, с устранением нарушений Санитарных правил СП2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», а именно: обеспечить наличие у организации, эксплуатирующей полигон, разработанной инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечить ведение круглосуточного учета поступающих отходов, обеспечить технологический цикл по изоляции отходов; организовать зонирование полигона на две взаимосвязанных территориальных части: территории, занятые под складирование ТБО, и территории для размещения хозяйственно-бытовых объектов; по всей площадке участка складирования обеспечить устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; обеспечить организацию промежуточной или окончательной изоляции уплотненного слоя ТБО в зависимости от времени года и температуры окружающего воздуха; по периметру всей территории полигона ТБО организовать устройство легкого ограждения или осушительной траншеи глубиной более 2 м. или вала высотой не более 2 м.; организовать на выезде из полигона устройство контрольно-дезинфицирующей установки для дезинфекции ходовой части мусоровозов; организовать составление согласованного с ТОУ Роспотребнадзора списка отходов, поступающих на полигон.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Коллегию по гражданским делам Псковского областного суда в течение 10 дней со дня ознакомления с мотивированным текстом решения 2 февраля 2010 года, путем подачи кассационной жалобы, либо принесением кассационного представления.

Председательствующий судья: Е.А.Алексеева