2-380РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 ноября 2010 года п. Дедовичи
Дедовичский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Дячук С.Н.,
с участием заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора Псковской области Новик Н.Д.,
при секретаре Кузьминой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Водоканал» Дедовичского района об обязании довести сброс сточных вод в реку Шелонь с очистных сооружений Муниципального предприятия «Водоканал» Дедовичского района до нормативов, установленных действующим законодательством,
Установил:
Псковский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Водоканал» Дедовичского района и Администрации муниципального образования «Дедовичский район» о запрещении сброса загрязнённых недостаточно очищенных сточных вод в реку Шелонь с очистных сооружений Муниципального предприятия «Водоканал» Дедовичского района с 1 июня 2011 года до проведения предприятием работ по достижению нормативно допустимой очистки сточных вод. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в соответствии с Уставом предприятия, МП «Водоканал» осуществляет деятельность по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту систем коммунального водоснабжения и канализации, а также зданий, сооружений и объектов водоснабжения и водоотведения, предоставлению коммунальных услуг (водоснабжение, прием и очистка сточных вод), осуществлению мероприятий по экологической безопасности деятельности предприятия и рациональному использованию природных ресурсов. Предприятие имеет правоустанавливающие документы на водопользование по трем выпускам сточных вод в реку Шелонь: выпуск № 1 в п. Дедовичи, выпуск № 2 в п. Пионерный и выпуск № 3 в д. Вязье Дедовичского района.
Согласно представленной ФГУ «Севзапрыбвод» рыбохозяйственной характеристики река Шелонь на территории Псковской области протекает через 46 населенных пунктов, в том числе п. Дедовичи, и имеет большое значение как нерестилище для рыб, поднимающихся в верховье из озера Ильмень. С ихтиологической точки зрения эта река представляет собой часть единой озерно-речной системы с характерным ихтиокомплексом, в состав которого помимо распространенных повсеместно видов входят так же чухонь и речная минога. В низовья реки из озера Ильмень заходят судак, сом, синец и белоглазка. Кроме того, в водохранилище Псковской ГРЭС обитают вселенцы - карп и радужная форель. В реке так же обитают лещ, щука, плотва, окунь, язь, карась, налим, красноперка, пескарь, ерш, густера, линь, речной рак и другие виды рыб. В целом река Шелонь относится к водоемам первой рыбохозяйственной категории.
В ходе плановой проверки, проведенной специалистами ЦЛАТИ по Псковской области, по результатам лабораторных испытаний проб сточных вод МП «Водоканал» по трем выпускам установлено, что очистные сооружения предприятия не обеспечивают нормативную очистку сточных вод, в результате чего в реку Шелонь поступают загрязненные недостаточно очищенные сточные воды, не соответствующие нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства № 20 от 18 января 2010 года. В пробе выпуска № 1 установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ: азот нитритов в 22,5 раза, фосфаты по фосфору в 16,6 раз, азот аммонийный в 12 раз, железо общее в 2,8 раз, сухой остаток в 1,7 раза, хлорид-ион в 1,6 раз, нефтепродукты в 1,3 раз, взвешенные вещества в 1,2 раза, сульфат-ион в 1,2 раза; в пробе выпуска № 2: азот нитритов в 6,5 раз, фосфаты по фосфору в 17 раз, азот аммонийный в 13,8 раз, железо общее в 4,4 раз, БПК полное в 1,6 раз; в пробе выпуска № 3: фосфаты по фосфору в 29 раз, азот аммонийный в 18,5 раз, БПК полное в 5,2 раза, АПАВ в 2,8 раз, нефтепродукты в 2,6 раз, взвешенные вещества в 2 раза, что является грубым нарушением Федеральных законов и посягают на права граждан, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.
В судебном заседании прокурор отказалась от исковых требований к Администрации муниципального образования «Дедовичский район» Псковской области в связи с тем, что МП «Водоканал» является самостоятельным коммерческим предприятием, и поддержала требования об обязании в срок до 1 июня 2011 года довести сброс сточных вод в реку Шелонь с очистных сооружений Муниципального предприятия «Водоканал» Дедовичского района до нормативов, установленных действующим законодательством.
Представитель ответчика МП «Водоканал» Дедовичского района Петухов Н.И. признал необходимость замены очистных сооружений в связи с большим сроком их использования и не соответствия их требованиям качества воды, так как они осуществляют биологическую очистку и не рассчитаны на химические вещества. Для установки новых очистных сооружений требуется 50 миллионов рублей, которые предприятие не имеет. Установленный срок до 1 июня 2011 года является нереальным, так как оформление конкурсов на определение необходимых затрат, изыскание денежных средств и проведение работ потребует много времени. Возможно реальный срок исполнения - 1 января 2013 года.
Представитель Администрации муниципального образования «Дедовичский район» Павлов А.С. поддержал позицию ответчика, указав, что администрация является одним из учредителей Муниципального предприятия «Водоканал», которое является самостоятельным коммерческим предприятием и должно выполнять требования законодательства. Однако на проведение ремонта очистных сооружений требуются большие средства и в срок до 1 июня 2011 года самостоятельно предприятие этот вопрос не решит.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд принимает отказ прокурора от иска к Администрации муниципального образования «Дедовичский район».
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное предприятие «Водоканал» Дедовичского района осуществляет деятельность на основании Устава и основным предметом его деятельности является эксплуатация, текущий и капитальный ремонт систем коммунального водоснабжения и канализации, а также зданий, сооружений и объектов водоснабжения и водоотведения, предоставление коммунальных услуг (водоснабжение, прием и очистка сточных вод), проведение мероприятий по экологической безопасности деятельности предприятия и рациональному использованию природных ресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьи 39 и 56 Водного Кодекса РФ обязывают водопользователей не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения и запрещают сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Статьями 47 и 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
По результатам лабораторных испытаний проб сточных вод МП «Водоканал» по трем выпускам в реке Шелонь установлены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ указанных сточных вод, что не оспаривается ответчиком. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, иск Псковского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МП «Водоканал» об обязании довести сброс сточных вод в реку Шелонь с очистных сооружений МП «Водоканал» Дедовичского района до нормативов, установленных действующим законодательством, подлежит удовлетворению.
Заявленный прокурором срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей до 1 июня 2011 года является разумным. При возникновении препятствий к исполнению судебного решения, обусловленных объективными причинами, у должника имеется возможность поставить перед судом вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию с МП «Водоканал» согласно п. 3 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ до 300 рублей, в связи с имущественным положением плательщика согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Муниципальное предприятие «Водоканал» Дедовичского района Псковской области в срок до 1 июня 2011 года довести сброс сточных вод в реку Шелонь с очистных сооружений по трем выпускам до нормативов, установленных действующим законодательством.
Взыскать с Муниципального предприятия «Водоканал» Дедовичского района Псковской области государственную пошлину в бюджет Дедовичского района Псковской области в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Коллегию по гражданским делам Псковского областного суда через Дедовичский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме 3 ноября 2010 года.
Председательствующий: