РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года г.Давлеканово РБ Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шаранова С.Ф., с участием прокурора Зубаревой Л.В., при секретаре Комаровой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Давлекановского района РБ в интересах Мурмилов М.А. к Правительству Республики Башкортостан и администрации муниципального района Давлекановский район РБ о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении Мурмилову М.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным, об обязании Правительства РБ выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению Мурмилова М.А. жилым помещением и обязании администрации муниципального района Давлекановский район РБ обеспечить Мурмилова М.А. жилым помещением, У с т а н о в и л: Прокурор Давлекановского района РБ обратился в суд с иском в интересах Мурмилова М.А. к Правительству РБ и администрации МР Давлекановский район РБ, просит признать бездействие, выразившееся в непредоставлении Мурмилову М.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным, обязать Правительство РБ выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению Мурмилова М.А. жилым помещением в размере 537900 рублей, а администрацию МР Давлекановский район РБ обязать обеспечить Мурмилова М.А. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям, мотивируя тем, что прокуратурой Давлекановского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Мурмилов М.А. 1986 года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 указанного Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Статьей 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен срок обеспечения жилым помещением вышеназванных граждан - не позднее трех месяцев после окончания пребывания в указанных учреждениях. Положениями п. 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, необходимо предоставлять жилые помещения по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. На основании п.2 указанного Постановления Правительства Республики Башкортостан финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.. 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. В соответствии с приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 27 января 2011 года средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья на 1 квартал 2011 года по г.п. Давлеканово составила 16 300 рублей. Таким образом, для обеспечения Мурмилова М.А. жилым помещением необходимы денежные средства в размере 537 900 рублей /16 300 рублей х 33 кв.м. = 537900 рублей/. Согласно частям 2, 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиями Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). В ходе проведенной проверки установлено, что Мурмилов М.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Свидетельством о смерти IV - АР № 300631 от 01.06.1992 и Свидетельством о смерти № I - АР № 749956 от 16.06.2003. Мурмилов М.А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 08.11.2010 № 04/005/2010-319. 03.02.2004 на основании Постановления главы администрации муниципального района Давлекановский район № 01 Мурмилов М.А. включен во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении. Установлено, что в 2004 году Мурмилов М.А. окончил профессиональное училище № 10 г. Давлеканово Республики Башкортостан, что подтверждается дипломом № 596102 от 28.06.2004. 10.02.2011 Администрацией муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан в Министерство образования Республики Башкортостан направлена заявка № 276 на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование расходов по стоимости предоставляемого жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году. В указанную заявку в числе 19 граждан включен Мурмилов М.А.. Между тем, в нарушении вышеуказанных норм Мурмилов М.А. жилое помещение по настоящее время не предоставлено, объем средств, выделяемых администрации Давлекановского района на эти цели, согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 03.06.2010 № 579-р «О распределении лимитов государственных капитальных вложений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» составляет 1075800 рублей, что не является достаточным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году объем средств также не был достаточным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1154340 рублей (Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 11.06.2009 № 575-р). В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Исходя из положений ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что Мурмилов М.А. относится с числу детей, оставшихся без попечения родителей, социально не защищен, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд, учитывая, что основанием для подачи искового заявления послужило обращение в прокуратуру Давлекановского района РБ Мурмилова М.А. о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, данное заявление предъявлено прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов Мурмилов М.А.. В ходе рассмотрения дела прокурор Зубарева Л.В. иск поддержала, по основаниям указанным в исковом заявлении, просила признать бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении Мурмилову М.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным, обязать Правительство РБ выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению Мурмилова М.А. жилым помещением в размере 537900 рублей, а администрацию МР Давлекановский район РБ обязать обеспечить Мурмилова М.А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям. Истец Мурмилов М.А. иск прокурора поддержал. Представитель ответчика - администрации муниципального района Давлекановский район РБ иск прокурора в части обязания обеспечить Мурмилова М.А. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по мере поступления денежных средств, признала. Представители ответчика -Правительства РБ и заинтересованного лица -Министерство образования РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом суду представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие /л.д.21-22, 24-28,30-32, 43-44, 46/. Министерство Финансов РБ явку своего представителя в суд не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением /л.д.45/, об отложении дела не просило, данных об уважительных причинах неявки его представителя у суда нет. В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав прокурора Зубареву Л.В., истца Мурмилова М.А., представителя администрации МР Давлекановского района РБ Алексееву А.Р., исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулируетотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по Из материалов дела установлено, что Мурмилов М.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РБ /л.д.12,51/. Мать Мурмилова М.А. - Мурмилова Р.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ /л.д.6/. Отец Мурмилова М.А. - Мурмилов А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ /л.д.11/. Отсутствие закрепленного за Мурмиловым М.А. жилого помещения подтверждается сообщением об отсутствии в едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений № 04/005/2010-319 от 08.11.2010 года, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ /л.д.10/, справками Давлекановского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от 15.11.2010 № 415 и от 08.11.2010 года № 1647 /л.д.7, 9/. Согласно справке Муниципального учреждения отдела образования администрации МР Давлекановский район РБ от 25.01.2004 года №44 Мурмилов М.А. закрепленной жилой площади не имеет /л.д.8/. Согласно паспортных данных 04.03.2008 года Мурмилов М.А. снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>./л.д.12/. Согласно копии диплома № Г 596102 Мурмилов М.А. 23.06.2004 года окончил профессиональное училище №103 г.Давлеканово РБ /л.д.13/. В настоящее время Мурмилов М.А. временно проживает по адресу: РБ, <адрес>, постоянного места жительства и своего жилья не имеет. В соответствии с ч. 3 ст.49 и ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации муниципального района Давлекановский район РБ № 01 от 03.02.2004 года Мурмилов М.А. включен во внеочередной список детей - сирот, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма по Давлекановскому району РБ /л.д.14/. Однако до настоящего времени Мурмилов М.А. не обеспечен жилым помещением, в связи с чем, прокурор просит обязать ответчиков как Правительство Республики Башкортостан, так и администрацию муниципального района Давлекановский район РБ предоставить Мурмилову М.А. жилое помещение, признав их бездействие - незаконным. Суд считает, что обязанность по выделению денежных средств в бюджет муниципального района Давлекановский район РБ для обеспечения Мурмилова М.А. жилым помещением должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Из ст.132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поэтому, обязанность обеспечения Мурмилова М.А. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях... В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 1998 года № 188-3 (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено: 1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот. Установить, что: финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. 3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям- распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот -Получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан. 4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. 5. Министерству образования Республики Башкортостан: сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля; ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот; вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств; обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели. 6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению; документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. .. Постановлением Главы администрации муниципального района Давлекановский район РБ от 03.02.2004 года за № 01 Мурмилов М.А. был включен в единый список детей сирот, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма /л.д.14/, по состоянию на 10.02.2011 года, очередь Мурмилова М.А. № 6 /л.д. 16-- 17/. Установлено и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Администрация муниципального района Давлекановкий район Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей-сирот, в том числе Мурмилова М.А., для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих крепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов. 10.02.2011 года администрация МР Давлекановского района РБ обратилась в Министерство образования РБ с заявкой за № 276 на выделение средств из бюджета РБ на финансирование расходов по стоимости предоставляемого жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году, в том числе и на Мурмилова М.А. /л.д.16-17/. Между тем, согласно списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет для предоставления им жилого помещения в администрации муниципального района Давлекановский район РБ, по состоянию на 10 февраля 2011 года на регистрационном учете состоят 19 детей из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе под номером 6 в этот список включен Мурмилов М.А. /л.д.16-17/. В судебном заседании представитель ответчика-Администрации МР Давлекановский район РБ признал, что выделенное из бюджета Республики Башкортостан финансирование недостаточно для обеспечения всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в г.Давлеканово и Давлекановском районе Республики Башкортостан, жилыми помещениями. Денежные средства, выделенные на приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достаточны на приобретение не более 2 квартир лицам, включенным в заявку, состоящим на учете под порядковыми номерами, начиная с первого, а Мурмилов М.А. в их число не входит. Однако суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жило помещения вне очереди. Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Мурмилов М.А., который в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в образовательных учреждениях, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.. Поскольку Правительство РБ каких-либо мероприятий, направленных на обеспечение Мурмилова М.А. жилым помещением, в нарушение требований закона, не предприняло, то бездействие его является незаконным и исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым обязать Правительство РБ обеспечить Мурмилова М.А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. для чего выделить в бюджет МР Давлекановский район РБ денежные средства в размере 537900 рублей /16300 рублей х 33 кв.м. = 537900 рублей/ для финансирования мероприятий по приобретению жилья для Мурмилов М.А., поскольку согласно приказа Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре от 27.01.2011 года утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселках РБ на 1 квартал 2011 года. По г. Давлеканово РБ стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 1 квартал 2011 года составил 16300 рублей /л.д.52-55/. Обязывая Правительство РБ обеспечить Мурмилова М.А. жилым помещением, для чего выделить в бюджет Муниципального района Давлекановский район РБ определенную денежную сумму, суд исходит и из позиции ответчика, т.е. Правительства РБ, изложенной в возражениях его представителя Ступина /л.д.24-28/, из которой следует, что финансирование расходов администраций муниципальных районов и городских округов, направленных на приобретение жилья указанной категории лиц осуществляется Правительством РБ. Однако суд считает, что без надлежащего и своевременного финансирования Правительства РБ (по заявкам администраций и Министерства образования РБ) мероприятий направленных на обеспечение жильем указанных лиц, обеспечения их жильем не предоставляется возможным. Доводы представителя Правительства РБ о том, что ежегодно на финансирование расходов на приобретение жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, выделяются необходимые денежные средства, суд находит несостоятельными, поскольку в суде установлено, что ежегодно в бюджет Муниципального района Давлекановский район РБ, для обеспечения жильем указанной категории лиц, выделяются Правительством РБ средства лишь для приобретения 2-х жилых помещений, что является недостаточным, в связи с чем Мурмилов М.А. до настоящего времени жильем не обеспечен. Суд также считает необходимым обязать администрацию муниципального района Давлекановский район РБ, по мере поступления денежных средств, обеспечить Мурмилов М.А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям. Удовлетворяя исковые требования прокурора Давлекановского района к Администрации муниципального района Давлекановского района РБ об обеспечении Мурмилова М.А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям, суд также учитывает то, что представитель администрации МР Давлекановского района РБ Алексеева А.Р. данные исковые требования признала в части обязания администрации МР Давлекановский район РБ, по мере поступления денежных средств в бюджет района, обеспечить Мурмилова М.А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям, согласно доверенности, выданной на ее имя, она вправе признать иск /л.д.48/. Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии со ст.173 ГПК РФ признание иска представителя ответчика Администрации муниципального района Давлекановский район РБ Алексеевой А.Р. занесено в протокол судебного заседания, ею подписано. Последствия признание иска и принятие его судом сторонам разъяснены и ими осознаны. Учитывая, что признание иска представителем ответчика не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, оно принято судом. Между тем, суд считает необходимым в иске прокурора в части признании бездействия администрации муниципального района Давлекановский район РБ, выразившегося в непредоставлении Мурмилову М.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным отказать, поскольку администрацией МР Давлекановский район РБ Мурмилов М.А. был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, была сделана заявка в Министерство образования РБ для выделения средств из бюджета РБ на финансирование расходов по стоимости предоставляемого жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей в 2011 году, в число которых входит и Мурмилов М.А., однако Правительство РБ денежные средства, для обеспечения его жильем, не выделило. Руководствуясь ст.56, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать бездействие Правительства РБ, выразившееся в непредоставлении Мурмилов М.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным. Обязать Правительство Республики Башкортостан обеспечить Мурмилов М.А. по договору социального найма благоустроенным жилым помещением, отвечающим установленным социальным и техническим требованиям, для чего выделить в бюджет Муниципального района Давлекановский район РБ денежные средства в размере 537900 рублей. Обязать администрацию муниципального района Давлекановский район РБ, по мере поступления денежных средств, обеспечить Мурмилов М.А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям. В удовлетворении иска прокурора Давлекановского района РБ к администрации муниципального района Давлекановский район РБ о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении Мурмилов М.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней. Судья: Подпись: Копия верна: Судья: С.Ф. Шаранов
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее
конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного
Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения,
после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях
всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами
исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже
установленных социальных норм.
договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных
учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации.
сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики
Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов
Республики Башкортостан на основании следующих документов:
Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан: