Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2011 года г.Давлеканово Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Конавченко А.А., при секретаре Дибаевой Н.А., с участием прокурора Изотова М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по развитию сети дошкольных учреждений, и обязании расширить сеть дошкольных образовательных учреждений в течение двух лет, У С Т А Н О В И Л: <адрес> РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по развитию сети дошкольных учреждений, и обязании расширить сеть дошкольных образовательных учреждений. Позже прокурор дополнил свои требования и просил обязать администрацию муниципального района <адрес> расширить сеть дошкольных образовательных учреждений в течение двух лет. В обоснование своих требований прокурор указал, что на территории <адрес> РБ проживают 3437 детей в возрасте до шести лет. В городе и районе функционируют 23 дошкольных образовательных учреждения на 1379 мест. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, составила 831 человек. При этом наполняемость групповых ячеек в дошкольных учреждениях города превышает нормативы наполняемости групп, что недопустимо. Постановлением главы администрации <адрес> и <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ были ликвидированы 2 дошкольных образовательных учреждения - детские ясли № и детские ясли №. Между тем новые дошкольные образовательные учреждения не открывались, администрацией муниципального района меры по развитию сети дошкольных образовательных учреждений не принимались. Невыполнение администрацией муниципального района <адрес> РБ требований законодательства привело к росту количества детей, стоящих в очереди, что существенно нарушает их права на всестороннее развитие в условиях дошкольного образовательного учреждения. Прокурор Изотов М.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика - администрации муниципального района <адрес> РБ - К., занимающий должность начальника отдела образования администрации муниципального района <адрес> РБ, выступающий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал и показал, что администрацией муниципального района <адрес> РБ и отделом образовании администрации района принимаются все возможные меры по решению проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. Так, за период с 2005 по 2011 годы на базе четырех детских садов были открыты дополнительные группы, на базе еще четырех детских садов организованы группы семейного воспитания, открыты дошкольные группы при трех сельских школах. Кроме того, в 2009 году открыто дополнительное здание детского сада № на 60 мест, построен детский сад в <адрес>, строится детский сад в <адрес>. По решению Совета муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ установлена денежная компенсация многодетным малообеспеченным семьям, имеющим детей от 1,5 до 3 лет, не посещающим ДОУ. Работа детских садов, ликвидированных в 1999 году, не может быть возобновлена, так как помещения бывших детских садов не соответствуют ныне действующим санитарным нормам для дошкольных образовательных учреждений. По инициативе отдела образования и администрации района в Республиканскую целевую программу развития дошкольного образования, действующую до 2013 года, включено строительство двух детских садов в <адрес>: в 2012 году - в <адрес> на 220 мест, в 2013 году - в <адрес> на 110 мест. Кроме того, в Министерство образования РБ направлена информация о необходимости строительства дошкольных образовательных учреждений на 2014-2017 годы. Полагает, что принятые администрацией района меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений не могут быть признаны бездействием. Содержащееся в заявлении прокурора требование о расширении сети дошкольных образовательных учреждений в течение двух лет будет исполнено независимо от решения суда после введения в эксплуатацию двух детских садов в 2012 году и 2013 году. Просит в иске отказать. Выслушав представителя ответчика, заключение прокурора Изотова М.С., полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Ст.43 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В силу ст.18 ч.3 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно ст.31 ч.1 Закона об образовании кполномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (п.2), создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений (п.3). В обоснование своих требований прокурор сослался на необоснованную ликвидацию в 1999 году двух детских дошкольных учреждений. При рассмотрении дела установлено, что постановлением главы администрации <адрес> и <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации детских дошкольных учреждений в <адрес> и об использовании освобождающихся зданий» действительно в связи с неполной наполняемостью групп были ликвидированы детские ясли № и №, освободившиеся помещения переданы Давлекановскому дому детского творчества для увеличения охвата детей внешкольным образованием (здание д/я №) и коллективу СПОШ № под жилье работникам школы (здание д/я №). Однако содержащееся в заявлении прокурора утверждение, что администрацией муниципального района <адрес> РБ не принимались меры по развитию сети дошкольных образовательных учреждений, суд находит необоснованным. Из представленных ответчиком материалов следует, что за период с 2005 года по 2011 год администрацией муниципального района <адрес> РБ был принят ряд мер для решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях города и района. Так, приказом начальника отдела образования с ДД.ММ.ГГГГ на базе дошкольного образовательного учреждения детский са<адрес> была открыта дополнительная группа с воспитанием и обучением на башкирском языке. В 2008 году на базе детского сада № была открыта группа кратковременного пребывания для подготовки детей, идущих в первый класс. В 2007 году в связи с изменением статуса детского сада № с «МДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» на «МДОУ комбинированного вида» в указанном дошкольном образовательном учреждении наряду с группой для детей с нарушениями речи были сформированы общеразвивающие группы, что позволило дополнительно охватить дошкольным образованием более 80 детей. В 2008 году в детском саду № была открыта одна дополнительная дошкольная группа. В том же году на базе детских садов №№, 4, 5, 6 была организована экспериментальная работа с целью апробации новых моделей предоставления услуг дошкольного образования, в ходе такой работы были созданы десять групп семейного воспитания с общим охватом 43 ребенка. ДД.ММ.ГГГГ решением Совета муниципального района <адрес> РБ № была утверждена Программа развития образования в муниципальном районе <адрес> РБ на 2009-2013 годы, где были предусмотрены, в том числе, мероприятия по увеличению числа детей, охваченных дошкольным образованием в муниципальных ДОУ. В целях реализации данной Программы был проведен ряд мероприятий. В 2009 году в связи с передачей детскому саду № дополнительного здания в указанном дошкольном образовательном учреждении были открыты дополнительные группы с охватом 60 человек. В том же году был построен детский сад в <адрес>. В 2010 году была открыта дошкольная группа в МОБУ СОШ <адрес>. В настоящее время готовятся к открытию дополнительные группы на базе детского сада № и МОБУ СОШ №, ведется строительство детского сада в <адрес>. В результате проведения всех названных выше мероприятий было значительно увеличено количество дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования. Решением Совета муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке выплаты компенсации семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, согласно которому в связи с отсутствием мест в ДОУ установлена компенсация в размере 1000 руб. на одного ребенка ежемесячно многодетным малообеспеченным семьям и малообеспеченным одиноким матерям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих ДОУ. Ко дню рассмотрения дела в суде отделом образования района не рассмотрено в связи с нехваткой мест в ДОУ 117 заявлений, при этом все 117 заявлений касаются детей до трехлетнего возраста. Таким образом, права родителей, желающих приступить к работе по окончании отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, не ущемлены. Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена республиканская целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в <адрес>», где было предусмотрено строительств в <адрес> в 2012 году детского сада на 110 мест. ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела образования администрации муниципального района <адрес> РБ обратился в Министерство образования РБ с заявкой на строительство двух новых ДОУ, постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в указанную выше республиканскую целевую программу были внесены изменения, которыми срок действия программы был продлен на 2013 год и предусмотрено строительство в <адрес> двух детских садов - в 2012 году на 220 мест, в 2013 году на 110 мест. Таким образом, после реализации республиканской целевой программы, то есть в течение двух лет, сеть дошкольных образовательных учреждений в <адрес> будет расширена. Дополнительно в марте 2011 года администрацией муниципального района <адрес> РБ представлена заявка в Министерство образования РБ о необходимости строительства в <адрес> в 2014-2017 г.г. еще четырех дошкольных образовательных учреждений. В 2011 году отдел образования администрации муниципального района <адрес> РБ был признан победителем Республиканского конкурса «Лучшая муниципальная программа развития системы дошкольного образования» и награжден дипломом 1 степени Министерства образования РБ. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального района <адрес> РБ постоянно принимаются меры по увеличению числа дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования. При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального района <адрес> РБ, выразившегося в непринятии мер по развитию сети дошкольных учреждений, и обязании расширить сеть дошкольных образовательных учреждений в течение двух лет необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по развитию сети дошкольных учреждений, и обязании расширить сеть дошкольных образовательных учреждений в течение двух лет отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течении 10 дней. Судья: подпись Верно. Судья: