о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2011 года                                                                  г.Давлеканово

Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Конавченко А.А.,

при секретаре Дибаевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения от отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

А. обратился в суд с иском к Г осударственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, указав в обоснование иска, что он начал свою педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - УПФ РФ в <адрес> и <адрес> РБ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии, однако в назначении такой пенсии ему было отказано, поскольку, по мнению ответчика, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включаются периоды службы в рядах Советской Армии, обучения на курсах повышения квалификации и период работы в качестве председателя профкома колхоза «Заря» <адрес>. Полагает, что в назначении досрочной трудовой пенсии ему отказано неправомерно, просит признать решение об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии незаконным и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения в УПФ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Для получения юридической консультации, подготовки иска в суд и представления его интересов в суде он обратился к юристу и понес судебные расходы в размере 7000 рублей, которые также просит взыскать с ответчика. Кроме того, им была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей и уплачено за оформление доверенности 500 рублей, указанные расходы также просит возместить за счет ответчика.

Истец А. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия.

В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.

Представитель истца К. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью.

Представитель ответчика А. иск не признал и пояснил, что основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, является наличие специального трудового стажа не менее 25 лет, а трудовой стаж А. на момент обращения в УПФ составил 20 лет 08 месяцев 15 дней, поэтому в назначении досрочной трудовой пенсии А. обоснованно было отказано, действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено включение в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов службы в армии, обучения на курсах повышения квалификации и работы в должности председателя профкома.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу ст.28 п.1 пп. 10 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно справке с места работы и трудовой книжке истца он ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Давлекановского РОНО назначен учителем физики и математики в Ленинскую восьмилетнюю школу, в указанной должности работал до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал директором Новокутовской средней школы <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - руководителем основ безопасности жизнедеятельности Новокутовской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - председателем профкома колхоза «Заря» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем математики Соколовской НОШ <адрес> РБ, с ДД.ММ.ГГГГ до момента подачи заявления в Управление пенсионного фонда - директором Соколовской ООШ <адрес> (л.д. 11-15, 18). За время работы А. находился на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). Из военного билета, представленного истцом, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ А. обратился в ГУ - УПФ РФ в <адрес> и <адрес> РБ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, решением ГУ - УПФ РФ в <адрес> и <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в назначении такой пенсии А. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы, при этом указано, что по представленным документам стаж педагогической деятельности на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 лет 08 месяцев 15 дней, в стаж педагогической деятельности не зачтены период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы в должности председателя профкома колхоза «Заря» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10).

Согласно ст. 197 ч.1 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Из этого следует, что никакого перерыва стажа и изменений при исчислении стажа работы при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от производства не происходит. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации работник, осуществлявший педагогическую деятельность, обновляет свои теоретические и практические знания, суд приходит к выводу, что в указанный период он продолжает осуществлять свою профессиональную деятельность, Кроме того, работодатель, выплачивая работнику, обучающемуся на курсах повышения квалификации, заработную плату, одновременно уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В связи с этим суд приходит к выводу, что период обучения истца на курсах повышения квалификации должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Также необоснованно не включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды службы в рядах Вооруженных Сил СССР и работы в должности председателя профкома колхоза «Заря» <адрес>.

В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел. связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

До сентября 1993 года, т.е. в периоды прохождения истцом службы в рядах Вооруженных Сил СССР и начала работы истца в должности председателя профкома колхоза «Заря» <адрес>, действовало Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения), согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях (п. 1 «б» Положения), а также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, МВД СССР и органах милиции (п. 1 «г» Положения).

В силу п.4 названного Положения время работы, указанной в п.1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно представленным документам А. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работал председателем профкома колхоза «Заря» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1988 года по настоящее время, то есть более 20 лет, работает учителем либо директором школы, то есть осуществляет педагогическую деятельность.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что период прохождения истцом службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно ст.375 ТК РФ время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный стаж. Аналогичное положение содержится в ст.26 ч.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Положения ст.ст. 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19, 55 ч.1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Учитывая, что работа А. в должности председателя профкома колхоза «Заря» <адрес> началась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения), период работы истца в должности председателя профкома колхоза «Заря» <адрес> подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Согласно трудовой книжке истца он работал руководителем основ безопасности жизнедеятельности Новокутовской средней школы по

г., а председателем профкома колхоза «Заря» <адрес> избран ДД.ММ.ГГГГ Поскольку период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уже включен ответчиком в стаж педагогической деятельности, суд считает необходимым обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности истца период его работы в должности председателя профкома колхоза «Заря» <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного стаж педагогической деятельности А. на ДД.ММ.ГГГГ составлял более 25 лет, следовательно, отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии является незаконным.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения за ней.

Истец обратился в ГУ - УПФ РФ в <адрес> и <адрес> РБ с заявлением о назначении ему пенсии ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, пенсия истцу должна быть назначена именно с этой даты.

Согласно ст.98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст.88 ч.1 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы по оплате услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

Для обращения в суд истец обратился за юридической помощью в ООО «Центр правовой защиты «Форум», между истцом и ООО «Центр правовой защиты «Форум» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об оказании юридических услуг, по условиям которого ООО «Центр правовой защиты «Форум» взяло на себя обязательства по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца по спору с ГУ -Управлением Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> по обжалованию отказа в назначении пенсии досрочно (л.д.20). За оказанные юридические услуги истец уплатил 7000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

В соответствии со ст. 100 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом указанного положения закона суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение расходов на оплату услуг представителя 2000 рублей.

Кроме того, за оформление доверенности представителю на участие в суде истец уплатил нотариусу 500 рублей (л.д.22 ), а при подаче в суд уплатил государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей (л.д.2).

Указанные расходы суд также находит связанными с делом и подлежащими возмещению истцу за счет ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Признать отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ в назначении досрочной трудовой пенсии А. незаконным.

Обязать ГУ - УПФ РФ в <адрес> и <адрес> РБ включить в стаж педагогической деятельности А., дающий право на досрочное назначение пенсии, период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы в должности председателя профкома колхоза «Заря» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - УПФ РФ в <адрес> и <адрес> РБ назначить А. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес> РБ в пользу А. в возмещение судебных расходов 2700 /две тысячи семьсот/ рублей, в остальной части в иске о возмещении судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

                          Судья: