в пор. ст. 45 ГПК РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года                                                                      г. Давлеканово РБ

Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи         Зайнеева Т.Р.,

с участием прокурора     Харчевникова Б.С.,

при секретаре         Сидоровой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в интересах А. к Правительству Республики Башкортостан и администрации муниципального района <адрес> РБ о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным, об обязании Правительства РБ выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению А. жилым помещением и обязании администрации муниципального района <адрес> РБ обеспечить А. жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

        <адрес> РБ обратился в суд с иском в интересах А. к Правительству РБ и администрации МР <адрес> РБ, просит признать бездействие, выразившееся в непредоставлении А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным, обязать Правительство РБ выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению А. жилым помещением в размере 537900 рублей, а администрацию МР <адрес> РБ обязать обеспечить А. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям, мотивируя тем, что А. 1987 года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 указанного Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Статьей 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен срок обеспечения жилым помещением вышеназванных граждан - не позднее трех месяцев после окончания пребывания в указанных учреждениях. Положениями п. 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, необходимо предоставлять жилые помещения по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

На основании п.2 указанного Постановления Правительства Республики Башкортостан финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.. 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. В соответствии с приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья на 1 квартал 2011 года по г.<адрес> составила 16 300 рублей. Таким образом, для обеспечения А. жилым помещением необходимы денежные средства в размере 537 900 рублей /16 300 рублей х 33 кв.м. = 537900 рублей/. Согласно частям 2, 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-П абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан -з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиями Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). В ходе проведенной проверки установлено, что А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Свидетельством о смерти I - АР от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о смерти I - АР от ДД.ММ.ГГГГ. А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы администрации муниципального района <адрес> А. включен во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении. Установлено, что в 2004 году А.окончил Уфимское училище искусств, что подтверждается дипломом № СБ 5462588 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в Министерство образования Республики Башкортостан направлена заявка на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование расходов по стоимости предоставляемого жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году. В указанную заявку в числе 19 граждан включен А.. Между тем, в нарушении вышеуказанных норм А. жилое помещение по настоящее время не предоставлено, объем средств, выделяемых администрации <адрес> на эти цели, согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р «О распределении лимитов государственных капитальных вложений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» составляет 1075800 рублей, что не является достаточным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году объем средств также не был достаточным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1154340 рублей (Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -р). В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Исходя из положений ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что А. относится с числу детей, оставшихся без попечения родителей, социально не защищен, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд, учитывая, что основанием для подачи искового заявления послужило обращение в прокуратуру <адрес> РБ А. о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, данное заявление предъявлено прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов А..

В ходе рассмотрения дела прокурор Харчевников Б.С. и истец А. исковые требования поддержали в полном объеме.

      Представитель ответчика - администрации муниципального района <адрес> РБ А. иск прокурора в части обязания обеспечить А., по мере поступления денежных средств, жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям признала.

Представители ответчика - Правительства РБ и заинтересованного лица -Министерство Финансов РБ на судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Министерства Образования РБ на судебное заседание явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора Харчевникова Б.С., истца А., представителя администрации МР <адрес> РБ А., исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулируетотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в Соответствии ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РБ /л.д.22/.

Родители А. - мать А. и отец А. погибли ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20/.

Отсутствие закрепленного за А. жилого помещения подтверждается сообщением от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных Управлением Федеральной регистрационной службы по РБ /л.д.18/, справкой Давлекановского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.19/.

Согласно справке отдела образования администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ А. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился под опекой А. и не имеет закрепленной за ним жилой площади /л.д.17/.

Согласно паспортных данных ДД.ММ.ГГГГ А. зарегистрирован по адресу: <адрес> /л.д.21/, по указанному адресу проживает совместно с тетей, дядей и племянниками /л.д.12/.

Согласно копии диплома СБ 5462588 А. ДД.ММ.ГГГГ окончил Уфимское училище искусств /л.д.10/.

В соответствии с ч. 3 ст.49 и ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ А. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, включен в единый список детей - сирот, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма по <адрес> РБ /л.д.23/.

Однако до настоящего времени А. не обеспечен жилым помещением, в связи с чем, прокурор просит признать бездействия ответчиков, выразившееся в непредоставлении А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным и обязать их, как Правительство Республики Башкортостан, так и администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить А. жилое помещение.

Суд считает, что обязанность по выделению денежных средств в бюджет муниципального района <адрес> РБ для обеспечения А. жилым помещением должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан, поскольку в силу приведенных ранее норм действующего законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из ст.132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Поэтому, обязанность обеспечения А. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях...

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством <адрес> и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:

1. Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот.

Установить, что:

финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;

перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-
сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики
Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов
Республики Башкортостан на основании следующих документов:

распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот -Получателей государственной поддержки;

документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

5. Министерству образования Республики Башкортостан:

сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;

ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот;

вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;

обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.

6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики
Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;

документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.. .

Постановлением Главы администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за А. был включен в единый список детей сирот, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма /л.д.23/, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, очередь А. /л.д. 7-8/.

Установлено и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей-сирот, в том числе А. для формирования сводного списка (банка данных) детей-сирот, не имеющих крепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, а в Министерство финансов Республики Башкортостан - заявки (Министерства образования Республики Башкортостан) на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов /л.д.7-8/.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МР <адрес> РБ обратилась в Министерство образования РБ с заявкой за на выделение средств из бюджета РБ на финансирование расходов по стоимости предоставляемого жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году, в том числе и на А. /л.д.7-8/.

Между тем, согласно списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет для предоставления им жилого помещения в администрации муниципального района <адрес> РБ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете состоят 19 детей из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе под номером 15 в этот список включен А. /л.д.6-7/.

В судебном заседании представитель ответчика-Администрации МР <адрес> РБ признал, что выделенное из бюджета Республики Башкортостан финансирование недостаточно для обеспечения всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан, жилыми помещениями. Денежные средства, выделенные на приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достаточны на приобретение не более 2 квартир лицам, включенным в заявку, состоящим на учете под порядковыми номерами, начиная с первого, а А. в их число не входит.

Однако суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жило помещения вне очереди.

Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что А., который в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в образовательных учреждениях, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м..

Поскольку Правительство РБ каких-либо мероприятий, направленных на обеспечение А. жилым помещением, в нарушение требований закона, не предприняло, то бездействие его является незаконным и исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Суд считает необходимым обязать Правительство РБ обеспечить А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. для чего выделить в бюджет МР <адрес> РБ денежные средства (??) для финансирования мероприятий по приобретению жилья для А., поскольку согласно приказа Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселках РБ на 1 квартал 2011 года. По <адрес> РБ стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 1 квартал 2011 года составил 16300 рублей /л.д.24-27/.

Обязывая Правительство РБ обеспечить А. жилым помещением, для чего выделить в бюджет <адрес> РБ определенную денежную сумму, суд исходит и из позиции ответчика, т.е. Правительства РБ, изложенной в возражениях его представителя Ступина /л.д.33-37/, из которой следует, что финансирование расходов администраций муниципальных районов и городских округов, направленных на приобретение жилья указанной категории лиц осуществляется Правительством РБ.

Однако суд считает, что без надлежащего и своевременного (по заявкам администраций и Министерства образования РБ) финансирования Правительством РБ мероприятий направленных на обеспечение жильем указанных лиц, обеспечения их жильем не предоставляется возможным.

Доводы представителя Правительства РБ о том, что ежегодно на финансирование расходов на приобретение жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, выделяются необходимые денежные средства, суд находит несостоятельными, поскольку в суд установлено, что ежегодно в бюджет <адрес> РБ, для обеспечения жильем указанной категории лиц, выделяются Правительством РБ средства лишь для приобретения 2-х жилых помещений, что является недостаточным, в связи с чем А. до настоящего времени жильем не обеспечен.       

Суд считает необходимым обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ, по мере поступления денежных средств, обеспечить А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но и не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Удовлетворяя исковые требования прокурора <адрес> к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обеспечении Ахметшина жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям, суд также учитывает то, что представитель администрации МР <адрес> РБ А. исковые требования признала в части обязания администрации МР <адрес> РБ, по мере поступления денежных средств в бюджет, обеспечить А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям, согласно доверенности, выданной на ее имя, она вправе признать иск /л.д.48/.

Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ признание иска представителя ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ А. занесено в протокол судебного заседания, ею подписано. Последствия признание иска и принятие его судом сторонам разъяснены и ими осознано.

Учитывая, что признание иска представителем ответчика не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, оно принято судом.

Между тем, суд считает необходимым в иске прокурора в части признании бездействия администрации муниципального района <адрес> РБ, выразившегося в непредоставлении А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным отказать, поскольку администрацией МР <адрес> РБ А. был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, была сделана заявка в Министерство образования РБ для выделения средств из бюджета РБ на финансирование расходов по стоимости предоставляемого жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей в 2011 году, в число которых входит и А., однако Правительство РБ денежные средства для обеспечения его жильем не выделило.

Руководствуясь ст.56, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать бездействие Правительства РБ, выразившееся в непредоставлении А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным.

Обязать Правительство Республики Башкортостан обеспечить А. по договору социального найма благоустроенным жилым помещением, отвечающим установленным социальным и техническим требованиям, для чего выделить в бюджет <адрес> РБ денежные средства (??)

Обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ, по мере поступления денежных средств, обеспечить А. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

В удовлетворении иска прокурора <адрес> РБ к администрации муниципального района <адрес> РБ о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

                Судья: Подпись.

          Копия верна: Судья:                                   Т.Р. Зайнеев