ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 декабря 2011 года г. Давлеканово РБ Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Якуповой Н.Н., с участием прокурора Зубаревой Л.В., при секретаре Комаровой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в интересах М. к Правительству Республики Башкортостан и администрации муниципального района <адрес> РБ о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении М. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным, об обязании Правительства РБ выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению М. жилым помещением и обязании администрации муниципального района <адрес> РБ обеспечить М. жилым помещением, У с т а н о в и л: <адрес> РБ обратился в суд с иском в интересах М. к Правительству РБ и администрации МР <адрес> РБ, просит признать бездействие, выразившееся в непредоставлении М. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным, обязать Правительство РБ выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению М. жилым помещением в размере 537900 рублей, а администрацию МР <адрес> РБ обязать обеспечить М. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что М. <данные изъяты> является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 указанного Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Статьей 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен срок обеспечения жилым помещением вышеназванных граждан - не позднее трех месяцев после окончания пребывания в указанных учреждениях. Положениями п. 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, необходимо предоставлять жилые помещения по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. На основании п.2 указанного Постановления Правительства Республики Башкортостан финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п.. 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. В соответствии с приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья на 1 квартал 2011 года по г.<адрес> составила 16 300 рублей. Таким образом, для обеспечения М. жилым помещением необходимы денежные средства в размере 537 900 рублей /16 300 рублей х 33 кв.м. = 537900 рублей/. Согласно частям 2, 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан №-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиями Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). В ходе проведенной проверки установлено, что М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Свидетельством о смерти IV - АР № от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о смерти № I - АР № от ДД.ММ.ГГГГ. М. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы администрации муниципального района <адрес> № М. включен во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении. Установлено, что в 2004 году М. окончил профессиональное училище № <адрес> Республики Башкортостан, что подтверждается дипломом № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в Министерство образования Республики Башкортостан направлена заявка № на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование расходов по стоимости предоставляемого жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году. В указанную заявку в числе 19 граждан включен М.. Между тем, в нарушении вышеуказанных норм М. жилое помещение по настоящее время не предоставлено, объем средств, выделяемых администрации <адрес> на эти цели, согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О распределении лимитов государственных капитальных вложений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» составляет 1075800 рублей, что не является достаточным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году объем средств также не был достаточным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1154340 рублей (Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р). В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Исходя из положений ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что М. относится с числу детей, оставшихся без попечения родителей, социально не защищен, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд, учитывая, что основанием для подачи искового заявления послужило обращение в прокуратуру <адрес> РБ М. о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, данное заявление предъявлено прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов М.. В ходе судебного заседания прокурор Зубарева Л.В. от исковых требований отказалась, просила дело производством прекратить, в связи с добровольным урегулированием спора. Представитель ответчика - Правительства РБ и представитель третьего лица - Министерства финансов РБ в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных повесток. Представитель третьего лица - Министерства образования РБ в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суду представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом изложенного, того, что каких-либо достоверных и объективных данных о том, что указанные выше лица в суд не явились по уважительным причинам, нет, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии указанных лиц. Выслушав прокурора Зубареву Л.В., истца М., представителя администрации МР <адрес> РБ, исследовав представленные материалы, суд находит возможным дело производством прекратить в виду отказа истца от иска по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ч.2 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Ходатайство прокурора Зубаревой Л.В. о прекращении производства по делу, в соответствии с требованиями ст.173 ГПК РФ занесено в протокол судебного заседания. Прокурору Зубаревой Л.В. разъяснены последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст.220-221 ГПК РФ и ею осознаны. Согласно абз.4 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Поскольку отказ прокурора Зубарева Л.В. не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает отказ от иска. При этом суд учитывает то, что от других лиц исковых требований по данному делу не поступало. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 220-221, 224-225 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Производство по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> РБ в интересах М. к Правительству Республики Башкортостан и администрации муниципального района <адрес> РБ о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении М. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, незаконным, об обязании Правительства РБ выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению М. жилым помещением и обязании администрации муниципального района <адрес> РБ обеспечить М. жилым помещением- прекратить в виду отказа истца от иска. Повторное обращение в суд по спорам между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ, через Давлекановский районный суд РБ, в течение 10 дней. Судья: Подпись: Копия верна: Судья: Н.Н.Якупова