№2-259/2011
РЕ Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2011 года г. Давлеканово
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Антипова А.С.
с участием прокурора Харчевникова Б.С.,
при секретаре Власенко М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к администрации сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит:
признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению в населенных пунктах <адрес>,
обязать администрацию сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды, подаваемой населению в населенных пунктах <адрес>.
В обоснование заявления прокурор указал, что по результатами проверки выявлено: при организации водоснабжения в населенных пунктах <адрес> через централизованную систему водоснабжения не разработана рабочая программа контроля качества воды и не организован производственный контроль качества воды в местах водозабора. В соответствии с письмом №4 от 17.01.2011 года администрации сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ в указанных населенных пунктах специализированная организация, обслуживающая источники и системы водоснабжения, отсутствует, программа производственного контроля находится в стадии разработки. По доводам прокурора ст.8 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды. И в соответствии со ст.18 Закона РБ «О питьевой воде» качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:
разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий,
осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляют на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке).
По утверждениям прокурора санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01», п.3 Раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к указанным СанПиН «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества воды» установлены соответствующие требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и обеспечению такого контроля. И соответственно со ст.1 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В связи с указанным считает, что отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу возникновения и распространения заболеваний, чем нарушаются права граждан на получение питьевой воды, качество которой обеспечивается путем проведения регулярного производственного контроля, а именно неопределенного круга лиц.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Прокурор Харчевников Б.С. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ на судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив доказательства в материалах дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.14 «Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Из материалов гражданского дела следует, что в населенных пунктах <адрес> система водоснабжения является централизованной, при этом специализированные организации, обслуживающие источники и системы водоснабжения отсутствуют. Источники водоснабжения в указанных населенных пунктах находились на балансе СПК «ФИО4», который признан в настоящее время банкротом, но в результате конкурсного производства источники водоснабжения специализированным организациям не переданы. В настоящее время администрацией сельского поселения разработаны программа «Питьевая вода» сельского поселения Рассветовский сельсовет на 2010-2015 годы, проект программы производственного контроля за качеством питьевой воды на 2011 год.
При этом согласно требованиям раздела «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 рабочая программа должна содержать:
3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами:
- микробиологические и паразитологические;
- органолептические;
- радиологические;
- обобщенные;
- остаточные количества реагентов;
- химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения.
3.2. Методики определения контролируемых показателей.
3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода.
3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.
3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).
3.6. Количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных п. 4.3, таблица 6, п. 4.4, таблица 7 и п. 4.5, таблица 8 настоящих Санитарных правил.
4. В рабочей программе должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, центру госсанэпиднадзора и органу местного самоуправления.
5. Рабочая программа представляется для согласования в центр госсанэпиднадзора в городе, районе и последующего утверждения в установленном порядке.
В представленной суду Программе производственного контроля качества питьевой воды сельского поселения Рассветовский сельсовет на 2011 года не соблюдены указанные положения СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с п.4.1, 4.2 раздела 4 Контроль качества питьевой воды СанПиН 2.1.4.1074-01 за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной ответчика доводы прокурора об неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению не опровергнуты, доказательства подтверждающие обратное суду не представлены.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, следовательно, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить администрации сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ срок для исполнения решения суда до 01.08.2011 года.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, государственная пошлина в размере 4000 рублей подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к администрации сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения Рассветовский сельствет муниципального района Давлекановский район РБ выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды, подаваемой населению в населенных пунктах <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ в срок до 01.08.2011 года устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
разработать рабочую программу производственного контроля качества воды, подаваемой населению в населенных пунктах <адрес>
организовать производственный контроль качества воды, подаваемой населению в населенных пунктах <адрес>.
Взыскать с администрации сельского поселения Рассветовский сельсовет муниципального района Давлекановский район РБ в доход государства государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Ответчику об исполнении решения суда сообщить в суд не позднее месяца.
Разъяснить ответчику, что в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья: подпись:
Копия верна. Судья: А.С. Антипов