РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2010 г. г. Данков
Данковский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Кваскова С.М.
с участием прокурора Коростелева С.В.
при секретаре Бражниковой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Данкове Липецкой области гражданское дело по заявлению Федосеева Александра Андреевича, Корнеева Николая Павловича, Новиковой Надежды Николаевны, Воробьева Ивана Дмитриевича, Еременко Елены Валерьевны об оспаривании постановлений главы администрации г.Данкова,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Федосеев А.А проживает в квартире, расположенной в кирпичном пятиэтажном доме по ул Мира 21/1 кв 45 г. Данкове Липецкой области. Заявитель Новикова Н.Н. проживает в квартире, расположенной в кирпичном трехэтажном доме по ул. Котовского дом 4 кв 4 г. Данкове Липецкой области. Заявитель Еременко Е.В. проживает в квартире, расположенной в кирпичном пятиэтажном доме по переулку Спортивный 4 кв 1 г. Данкове Липецкой области. Заявитель Корнеев Н.П. проживает в квартире, расположенной в кирпичном четырехэтажном доме по ул. Мира 29/3 кв 5 г. Данкове Липецкой области. Заявитель Воробъев И.Д. проживает в квартире, расположенной в кирпичном двухэтажном доме по ул. Ленина 24 кв. 4 г. Данкове Липецкой области. Все они являются собственниками занимаемых квартир.
Федосеев А.А., Корнеев Н.П., Новикова Н.Н. Воробьев И.Д., Еременко Е.В. обратились с заявлением об отмене постановления главы администрации г.Данкова: за №569, №571, №573, №574, №575 от 06 ноября 2009 года, которыми установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление.
Свои требования обосновывают тем, что указанные постановления главы администрации г.Данкова об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление приняты с нарушением действующего законодательства, а именно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановление правительства РФ от 23 мая 2006 года №306, а также обязательного требования действующих строительных норм и правил СНиП 2.08.01.89* «Жилые здания».
В обоснование своих требований заявители указывают, что введенные в действие оспариваемыми актами нормативы по отоплению, приняты в нарушении п. 5, 10 названных выше правил, поскольку установлены едиными для групп домов, без учета их дифференцирования по конструктивным и техническим параметрам, без учета материала стен, принятыми только с учетом этажности и годом постройки. При принятии нормативов на отопление в расчетной формуле использовались завышенные данные о средней температуре наружного воздуха за отопительный сезон, вместо - 2.3 °С были приняты - 3.1 °С Кроме того при установлении оспариваемых нормативов в расчет были включены площади не отапливаемых чердаков и подвалов, площади магазинов, офисов. За счет включения площадей чердаков, подвалов, магазинов увеличился годовой расход тепловой энергии, что привело к установлению завышенных нормативов потребления тепловой энергии на отопление, в результате этого с них взимают завышенную плату за не предоставленные объемы услуг по тепловой энергии, чем нарушаются их имущественные права.
Представитель администрации г Данкова Кротов Ю.В. заявленные требования об отмене постановления главы администрации г Данкова за №569, №571, №573, №574, №575 от 06 ноября 2009 года признал и пояснил, что постановления главы администрации за № 569, №571, №574, №575 устанавливающие норматив потребления коммунальных услуг по отоплению не соответствуют п.п. 5 и 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Нормативы теплопотребления должны быть дифференцированы по жилым домам, имеющим аналогичные конструктивные и технические параметры. Необходимо было при принятии нормативов отопления учитывать не только год постройки и этажность, но и материал стен многоквартирного дома: кирпичные, шлакоблочные, панельные, брус кирпич. Согласно расчету нормативы потребления тепловой энергии по домам с различным материалами стен отличаются друг от друга. Для отопления кирпичных, шлаковых–кирпичных, брус-кирпичных домов, нормативы потребления тепловой энергии будут ниже, чем нормативы принятые действующими Постановлениями.
При принятии главой администрации постановлений №571, № 573, №574, №575, в расчет тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов, использовалась площадь жилых и нежилых помещений, при этом в указанную площадь, была включена площадь чердаков и подвалов, что не предусмотрено действующим законодательством. К тому же чердаки и подвалы не отапливаются и согласно технических паспортов на многоэтажные дома в общую площадь дома не входят. Ранее, в 2007-2008 годах, при принятии нормативов на отопление, площади чердаков и подвалов не включались в общую площадь жилых и не жилых помещений. По указанным выше основаниям представитель ответчика Кротов Ю.В. просил отменить указанные выше постановления, ссылаясь на то, что они противоречат Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановление правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 и нарушают законные интересы прав заявителей в сфере оплаты коммунальных услуг.
В ходе дальнейшего рассмотрения дела представитель ответчика Кротов Ю.В. свое мнение изменил и просил суд не отменять оспариваемые заявителями постановления главы администрации.
Заслушав пояснения сторон, третьих лиц, мнение прокурора полагавшего отменить принятые главой администрации Постановления, суд находит требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселения, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Наделение муниципальных образований статусом городских поселений осуществляется законами субъектов РФ ( ст.10). По вопросам местного значения органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ ( ст.7). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями: устанавливать тарифы и услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; регулировать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса ( за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса- производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавки к тарифам, на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. ( ст.17).
В силу ст.4 Закона Липецкой области «О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа муниципального района городского и сельского поселения» г.Данков наделен статусом городского поселения. В соответствии с Уставом городского поселения г.Данков структуру органов местного самоуправления г.Данкова составляют: Совет депутатов г.Данков, глава администрации г.Данкова, администрация г.Данкова, контрольно-счетная комиссия (ст.26).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления г.Данков обладают в том числе полномочиями устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, регулировать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей; издавать муниципальные правовые акты (ст.13).
Решением Совета депутатов г.Данкова от 21.08.2009 года №68 полномочия для установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии постановлений Правительства от 23 мая 2006 года №306 и №307 возложены на администрацию г.Данкова.
06 ноября 2009 года главой администрации г.Данкова приняты постановления за №569, №571, №573, №574, №575, которыми установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление.
Постановлением главы администрации г.Данкова от 06 ноября 2009 г. за №569 установлен и введен в действие с 01 октября 2009 года норматив потребления тепловой энергии для отопления двухэтажных жилых домов до 1999 года постройки 0,0253 Гкал. на 1 кв.м. в месяц.
Постановлением главы администрации г.Данкова от 06 ноября 2009 г. за №571 установлен и введен в действие с 01 октября 2009 года норматив потребления тепловой энергии для отопления трехэтажных жилых домов до 1999 года постройки 0,022 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Постановлением главы администрации г.Данкова от 06 ноября 2009 г. за №573 установлен и введен в действие с 01 октября 2009 года норматив потребления тепловой энергии для отопления четырехэтажных жилых домов до 1999 года постройки 0,0201 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Постановлением главы администрации г.Данкова от 06 ноября 2009 г. за №574 установлен и введен в действие с 01 октября 2009 года норматив потребления тепловой энергии для отопления пятиэтажных жилых домов до 1999 года постройки 0,0169 Гкал на 1 кв.м. в месяц.
Постановлением главы администрации г. Данкова от 6 ноября 2009 года за № 575 установлен и введен в действие с 01 октября 2009 года норматив потребления тепловой энергии для отопления пятиэтажных жилых домов после 1999 года постройки 0,0093 Гкал на 1 кв.м. в месяц. Все указанные Постановления главы администрации г.Данкова вступили в силу, поскольку вся информация по принятию нормативов потребления тепловой энергии на отопление была опубликована в газете Данковского района «Заветы Ильича» от 12 ноября 2009 года № 127.
Установленные указанными постановлениями нормативы потребления коммунальных услуг применяются в 2009-2010 году, следовательно, данные нормативные акты являются действующими.
Содержание оспариваемых постановлений свидетельствует о том, что они устанавливают обязательные правила обращенные к неограниченному кругу лиц рассчитанные на длительное применение. С учетом данного обстоятельства суд считает, что оспариваемые акты являются нормативными, затрагивают имущественные права и законные интересы заявителей в сфере потребления коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
по заявлению граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно ст. 154 ч.4 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обслуживание жилищного фонда.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию установлены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306. Устанавливаемые в соответствии с указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами, а именно: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
В соответствии с п. 20 указанных Правил главой администрации г Данкова был выбран расчетный метод установления и определения норматива потребления коммунальных услуг.
Расчетный метод применяется если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Нормативы потребления коммунальных услуг с применение расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам ( формула №6).
Для расчета норматива по формуле 6 применяются параметры: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии. Количество тепловой энергии (Гкал/год) необходимой для отопления многоквартирного или жилого дома определяется по формуле с применением показателей часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного и жилого дома (ккал/час). Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов не оборудованных приборами учета тепловой энергии определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель – нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв.м), предусмотренный в таблице 7. В таблице 7 раздела II приложения к правилам значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количеств этажей многоквартирного дома и года постройки.
Согласно пунктам 5,6 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления в качестве конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома ( материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования) и параметров, характеризующие степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Определение норматива отопления при принятии постановлений с использованием расчетного метода, производилось с учетом количества этажей, года постройки, однако без учета материалов стен. В силу положений пункта 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, материал стен многоквартирного дома или жилого дома является показателем, влияющим на объем (количество) потребления коммунальных услуг и относится к конструктивным и техническим параметрам, учитываемым при определении норматива потребления коммунальных услуг в отношении отопления. Как установлено судом и видно из представленных документов в г. Данкове имеются многоквартирные жилые дома, относящиеся к одной группе по году постройки (до и после 1999 г), но различающиеся по материалу стен: кирпичные, шлак-кирпичные, каркас-кирпичные, брус-кирпичные, железобетонные панели. По смыслу содержания пунктов 10,14, 19, 20,24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, уполномоченный орган в целях установления разумного, объективного и справедливого норматива потребления коммунальных услуг не ограничен в выборе метода установления нормативов и обязан использовать такой метод (сочетание методов), который бы позволил максимально соблюсти требования Правил, в том числе положения пункта 5 Правил об учете конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, а также обеспечить права и законные интересы потребителей в сфере оплаты коммунальных услуг.
Однако, в принятых главой администрации г.Данкова постановлениях № 569, №571, №574, №575, норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для населения установлен усредненный, единый для всех многоквартирных домов, без учета конструктивных параметров многоквартирных домов, а именно без учета материалов изготовления стен, чем нарушен п.5 под.«д», п.10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306. При принятии данных постановлений для двухэтажных домов, трехэтажных домов, до 1999 года постройки, а также для пятиэтажных жилых домов до и после 1999 года постройки, при расчете нормативов потребления по отоплению для населения был принят усредненный норматив для кирпичных, шлак-кирпичных, брус-кирпичных и железобетонных панельных домов, а не дифференцируемый норматив потребления для всех многоквартирных и жилых домов, в том числе имеющих различия в конструктивных и технических параметрах.
Согласно расчета норматив потребления тепловой энергии в кирпичных домах, шлак-кирпичных домах меньше, чем в принятых постановлениях главы администрации, а следовательно размер оплаты коммунальных услуг за отопление в данных домах, также будет меньше.
Администрация г.Данкова, а также третьи лица не представили суду убедительных доказательств, что установление усредненного, единого, а не дифференцированного норматива потребления тепловой энергии за отопление для всех многоквартирных домов, в том числе имеющих различия в конструктивных и технических параметров не нарушают права заявителей Федосеева А.А., Новиковой Н.Н., Еременко Е.В., Воробьева И.Д в сфере коммунальных услуг. Между тем из расчетов нормативов на отопление, принятые администрацией г Данкова видно, что нормативы потребления тепловой энергии для отопления кирпичных домов, шлак- кирпичных домов отличаются в меньшую сторону от нормативов, установленных оспариваемыми постановлениями.
В связи с этим суд считает, что права заявителей Федосеева А.А., Новиковой Н.Н., Еременко Е.В., Воробьева И.Д., проживающих в кирпичных домах и производящих оплату коммунальных услуг по усредненному нормативу отопления как за кирпичные, шлак-кирпичные, так и за панельные дома, нарушаются.
По смыслу ст. 251 ГПК РФ предметом оспаривания в суде могут быть такие нормативные акты, которыми нарушаются права и свободы граждан.
Поэтому требования заявителей Федосеева А.А., Новиковой Н.Н., Еременко Е.В., Воробьева И.Д. об отмене принятых главой администрации г.Данкова постановлений № 569, №571, №574, №575 норматива потребления коммунальных услуг по отоплению являются обоснованными, поскольку оплата коммунальных услуг по отоплению по завышенным нормативам нарушают их имущественные права.
Суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что при проведении расчета норматива коммунальных услуг по отоплению использовались заниженные данные о средней температуре наружного воздуха за отопительный период, вместо -2,3 °С, как считают заявители, использовалась температура – 3,1 °С.
Согласно п. 45 Правил средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов, как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.
Согласно справки выданной государственным учреждением «Липецкий областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» средняя температура воздуха за отопительный сезон с 15 октября 2004 по 15 октября 2009 года составила – 3,1 °С., а потому именно эти данные были использованы при принятии нормативов по отоплению в обжалуемых постановлений. В связи с этим суд считает, что при проведении расчетов нормативов потребления по отоплению обоснованно подлежали применению сведения представленные органами гидрометеорологической службы. При этом суд исходит из того, что в представленной органами гидрометеорологической службы сведениях содержится два взаимосвязанных показателя, применяемых в расчетной формуле: среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха и продолжительность отопительного периода
Суд не может принять во внимание расчет, представленный заявителями, согласно которому температура наружного воздуха составляет -2,3 °С, поскольку средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется только на основании сведений предоставляемых органами гидрометеорологической службы, поскольку иное будет противоречить п. 45 Правил.
Судом также проверены доводы заявителей о том, что при расчете нормативов потребления тепловой энергии на отопление не должна учитываться площадь подвалов и чердаков жилых домов.
Оспариваемые нормативные акты были проверены судом на предмет соответствия п.26 п.29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 и ст.36 ЖК РФ.
Согласно п.26 Правил коммунальные услуги предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В соответствии с п.29 Правил в норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода тепловой энергии на 1 квадратный метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований качества данной коммунальной услуги.
Понятие общего имущества содержится в ст.36 ЖК РФ и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации т.д.
В соответствии с п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования расположенного на этих сетях.
В соответствии с п.8 названных Правил внешние границы сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета в соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
На основании вышеприведенных норм главой администрации г.Данкова при расчете нормативов потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах учтена площадь подвалов и чердаков, в которых имеются тепловые и инженерные коммуникации, с чем не согласны заявители.
Суд соглашается с доводами заявителей в этой части и считает, что администрация г.Данкова при расчете норматива потребления тепловой энергии в формуле расчета часовой нагрузки на отопление многоквартирных жилых домов, необоснованно включила площадь подвалов и чердаков в общую площадь жилых и нежилых помещений.
Согласно п.14, 20, 29, 44 указанных Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить или рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг может применяться расчетный метод.
В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на один квадратный метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований качества данной коммунальной услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяется по формулам, предусмотренным разделом 2 Приложения к настоящим Правилам.
Для расчета норматива отопления используется формула № 6 указанных правил. При определении одной из величин формулы 6 используется, в том числе общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома.
По смыслу п 29 Правил в норматив отопления включается расход тепловой энергии для содержания общего имущества многоквартирного дома с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, то есть в том случае, когда отопление необходимо и предусмотрено для содержания общего имущества.
Пунктом 15 приложения № 1 Правил установлены требования качества коммунальных услуг – обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °С, в других помещениях в соответствии с ГОСТом Р51617-2000.
В соответствии с таблицей №3 (показателя микроклимата помещений) ГОСТа Р51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги» требования по отоплению и поддержанию соответствующей температуры на чердаках и подвалах, в том числе и тех, в которых расположены инженерные коммуникации, не установлены.
Из объяснений представителя администрации г.Данкова Кротова Ю.В., представителя третьего лица ООО «РУК» Сергеевой О.М. следует, что чердаки и подвалы многоквартирных домах г.Данкова не отапливаются, в указанных помещениях проложены только инженерные коммуникации ( теплоизолированные трубопроводы розлива и частично стояки отопления) без установки отопительных приборов.
Отсутствие в подвалах и на чердаках их домов отопительных приборов, также подтверждается заявителями.
Согласно СНиП 2.08.01-89*«Жилые здания» Приложение №2 п. 5 площадь чердаков и хозяйственного подполья в площадь здания не включается. Из таблицы 7 Приложения к правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг видно, что значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома учитывает только этажи домов.
Следовательно, при определении часовой тепловой нагрузки в расчете в общую площадь жилых и не жилых помещений учитываются только этажи многоквартирного дома. Согласно Правил технической эксплуатации жилищного фонда РФ № 170 от 23 сентября 2003 года утвержденные Госстроем РФ, подвальные и чердачные помещения не отапливаются, в указанных помещениях проложены только инженерные коммуникации (изолированные) без установки отопительных приборов.
Суд не может согласиться с доводами представителя ООО «РУК» Сергеевой О.М., представителей Управления энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства Бунеева А.Н., Ольхова А.П., о том, что подвалы и чердаки необходимо включить в общую площадь жилых и нежилых помещений, поскольку они относятся к общему имуществу дома, а также там проходят внутридомовые инженерные коммуникации (теплоизолированные трубопроводы розлива и частично стояки отопления), а потому неизбежны потери тепла.
Согласно п. 25 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются только нормативные потери коммунальных ресурсов( технически неизбежные и обоснованные потери тепловой энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суд считает, что при исчислении норматива потребления для отопления, площадь подвалов, чердаков жилых домов не подлежит учету, поскольку они согласно названных выше правил в общую площадь не входят, не отапливаются, поскольку это не вызывается необходимостью и не предусмотрено действующим законодательством. К тому же, согласно ГОСТа Р51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги» требования по отоплению и поддержанию соответствующей температуры на чердаках и подвалах, в том числе и тех, в которых расположены инженерные коммуникации, не установлены.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Из представленных на обозрение технических паспортов по переулку Спортивный дом № 6, дом № 8, дом № 2/3 усматривается, что площадь подвального и чердачного помещения не входит в общую площадь дома и не включена в отапливаемую площадь дома. Какого либо официального документа, подтверждающего тот факт, что подвалы и чердаки многоквартирных домов являются отапливаемыми помещениями и их площадь необходимо было включить в общую площадь жилых и нежилых помещений при утверждении нормативов отопления, суду не представлено. Доводы заявителей в той части, что площади не отапливаемых чердаков и подвалов многоквартирных домов не должны учитываться при принятии нормативов по отоплению, ничем не опровергнуты.
Исходя из представленной в суд справки выданной Данковским БТИ филиала ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» площадь чердаков не входит в общую площадь многоквартирного дома (СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» и пункта 3.7 «инструкции о проведении учета жилищного фонда В РФ от 04.08. 1998 г.). Указывают, что площадь подвалов включается в общую площадь многоквартирного жилого дома, поскольку они являются помещениями вспомогательного использования, что, по их мнению, вытекает из смысла ст. 15 п. 5 Жилищного Кодекса РФ.
Суд не может согласиться с данной трактовкой ст. 15 Жилищного Кодекса РФ. Пункт 5 статьи 15 Жилищного Кодекса РФ, под общей площадью жилого помещения понимает сумму площадей всех частей такого помещения, включая площадь вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении. Подвалы и чердаки многоквартирных домов не является площадью жилого помещения, к тому же, как установлено судом, они не отапливаются.
В связи с этим суд считает, что необоснованное включение в общую площадь жилых и нежилых помещений чердаков и подвалов, при расчете нормативов отопления, повлекло их завышение, и как следствие, повышение платы коммунальных услуг за отопление, а следовательно, нарушение имущественных прав заявителей Федосеева А.А., Корнеева Н.П., Новиковой Н.Н., Еременко Е.В. Таким образом, расчет нормативов на отопление, принятый постановлениями главы администрации г.Данкова за №571, 573, 574, 575, произведен с нарушением порядка расчетов установленных разделом 2 формулы 6 указанных Правил, установленных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года.
Согласно ст. 253 п. 2 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
С учетом вышеизложенного суд установил, что Постановления главы администрации г.Данкова за №569, №571, №573, №574, №575 от 06 ноября 2006 года об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление подлежат отмене, поскольку приняты с нарушением порядка расчетов, установленных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
В силу ст.103 ГПК РФ с администрации г.Данкова подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Федосеева Александра Андреевича, Корнеева Николая Павловича, Новиковой Надежды Николаевны, Воробьева Ивана Дмитриевича, Еременко Елены Валерьевны удовлетворить.
Признать полностью недействующими Постановления главы администрации г Данкова «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление» за № 569, № 571, № 573, № 574, № 575 от 6 ноября 2009 года со дня их принятия.
Взыскать с Администрации г. Данкова в пользу Корнеева Николая Павловича, Новиковой Надежды Николаевны, Еременко Елены Валерьевны понесенные по делу судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 рублей каждому.
Взыскать с Администрации г. Данкова в федеральный бюджет государственную пошлину 800 рублей.
Сообщение о признании недействующими Постановления главы администрации г. Данкова «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление» за № 569, № 571, № 573, № 574, № 575 от 6 ноября 2009 года опубликовать в районной газете «Заветы Ильича» после вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Липецкий областной суд через Данковский городской суд.
Полный текст решения изготовлен 06 июля 2010 года.
Председательствующий С.М. Квасков
12 июля 2010 года решение не вступило в законную силу.