Об обязании произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин



Дело № 2-76/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2011 года

Данковский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Чумаченко Л.М.

при секретаре Мавриной Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Данкове гражданское дело по иску <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> об обязании произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин и оборудовании к ним подъездных путей,

У С Т А Н О В И Л:

<данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения <данные изъяты> об обязании произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин в соответствии с нормами СНиП 2.04.02-84 и СаН ПиН 2.1.4.1110-02, и оборудовании к ним подъездных путей.

Свои требования обосновывает тем, что в результате проведенной проверки по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Липецкой области было установлено, что на территории сельского поселения <данные изъяты> расположены 4 артезианские скважины: в <данные изъяты>. На указанных скважинах, имеющих соответствующие коды по государственному водному кадастру, отсутствуют ограждения первого пояса зоны строгой охраны и к ним не оборудованы подъездные пути с твердым покрытием, что противоречит действующему законодательству, согласно которому зоны санитарной охраны организуются на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения, независимо от форм собственности. Артскважины переданы в муниципальную собственность ответчика. Поскольку обязанность осуществить ограждение на эксплуатационных скважинах, расположенных в <данные изъяты>, и оборудовать подъездные пути к ним отнесена законом к компетенции администрации сельского поселения <данные изъяты>, то неисполнение ответчиком требований законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в том числе подземной питьевой воде. Представитель истца, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился. В письменном заявлении, направленном в адрес суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом уточнил свои исковые требования и просил обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> в срок до 25.11.2011 года произвести в соответствии с санитарными нормами и правилами глухое ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны на расстоянии не менее 30 м скважин: <данные изъяты>, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к указанным скважинам.

Представитель администрации сельского поселения <данные изъяты> глава администрации Г. в судебном заседании исковые требования признал.

Представитель третьего лица Управления <данные изъяты> по Липецкой области по доверенности С. в судебном заседании не возражала против заявленных требований, и пояснила, что территория первого пояса (зоны санитарной охраны) должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределами, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Поскольку конкретные требования к конструкции ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны водозаборов санитарным законодательством не предусмотрены, не возражала против возведения глухого ограждения на расстоянии не менее 30 м от артскважин.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика и третьего лица, суд считает требования <данные изъяты> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

Для водных объектов используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-­бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в т.ч. водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 16 Закона Липецкой области от 11 июня 2002 года № 3-ОЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», санитарная охрана источников и централизованных систем питьевого водоснабжения от загрязнения обеспечивается путем организации зон санитарной охраны.

Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии с п. 1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» СанПиН 2.1.4.1110-02» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пунктом 1.5 вышеуказанного Постановления зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно п.10.12. Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утв. постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984г. №123) границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от одиночного водозабора (скважина, шахтный колодец, каптаж) или от крайних водозаборных сооружений группового водозабора на расстояниях:

30 м при использовании защищенных подземных вод;

50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

В границы первого пояса зоны инфильтрационных водозаборов следует включать прибрежную территорию между водозабором и поверхностным источником водоснабжения, если расстояние между ними менее 150 м.

Для подрусловых водозаборов и участка поверхностного источника, питающего инфильтрационный водозабор или используемого для искусственного пополнения запасов подземных вод, границы первого пояса зоны следует предусматривать как для поверхностных источников водоснабжения согласно п.10.8.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения плановой проверки специалистом территориального отдела Управления <данные изъяты> установлено, что 4 артезианские скважины, расположенные на территории сельского поселения <данные изъяты>: в <данные изъяты>, имеющие соответствующие коды по государственному водному кадастру, не имеют ограждения первого пояса зоны строгой охраны и к ним не оборудованы подъездные пути с твердым покрытием.

В связи с выявленными нарушениями глава сельской администрации привлекался к административной ответственности, что подтверждается <данные изъяты>. Тем не менее, данные нарушения не устранены до настоящего времени.

Суд, приходит к выводу, что в результате нарушения отмеченных требований санитарно-эпидемиологического законодательства созданы предпосылки для возникновения угрозы снабжения населения, проживающего в селах <данные изъяты> некачественной питьевой водой и вследствие этого возможно возникновение заболеваний опасных для жизни и здоровья людей, что является недопустимым в соответствии с требованиями ст.19 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в селах <данные изъяты>, что является нарушением требований ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

С учетом вышеизложенного суд принимает признание иска представителем ответчика - главой администрации сельского поселения <данные изъяты> и требования <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> произвести глухое ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны, на расстоянии не менее 30 метров, скважин: <данные изъяты>, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к указанным скважинам.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.М.Чумаченко

Полный текст решения изготовлен 29 марта 2011 года.

Решение не вступило в законную силу.