Дело № 2-81/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2011 года
Данковский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего В.Д. Сарычева,
при секретаре Т.В. Сысоевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Данкове гражданское дело по иску <данные изъяты> природоохранного прокурора к Б. о возложении обязаности произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин и оборудовании к ним подъездных путей,
У С Т А Н О В И Л:
<данные изъяты> природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Б. о возложении обязанности произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин и оборудовании к ним подъездных путей.
Свои требования обосновывают тем, что на территории Б. расположено 8 артезианских скважин, с помощью которых осуществляется добыча подземных вод, и находящиеся на балансе Б.: <данные изъяты>
На указанных скважинах, отсутствуют ограждения первого пояса зоны санитарной охраны и к ним не оборудованы подъездные пути с твердым покрытием.
Между тем, согласно ст.16 Закона Липецкой области от 11июня 2002 года № 3-03 "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", а также п. 1.4 СаН ПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002года, на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организуются зоны санитарной охраны.
В соответствии с п. 10.12 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" при использовании защищенных подземных вод, границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от скважины на расстоянии 30м, 50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Согласно п.3.2.1.1 СаН ПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Однако, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно п. 1.4 СаН ПиН 2.1.4.1110-02 ответчиком не обеспечивается выполнение указанных требований, в связи с чем ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории вышеуказанных населенных пунктов, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в том числе и подземной питьевой воде.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.
Артскважины решением <данные изъяты> переданы в муниципальную собственность Б.
Поскольку, как считает <данные изъяты> природоохранный прокурор, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СаН Пин 2.1.4.1110-02 обязанность осуществить ограждение на эксплуатационных скважинах расположенных в <данные изъяты> и оборудовать подъездные пути к ним лежит на Б., просит суд обязать Б. произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин в <данные изъяты> и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к данным скважинам.
В дополнительном заявлении <данные изъяты> природоохранный прокурор уточнил требования и просил в соответствии с п. 14.4. СНиП 2.04.02-84 *, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года № 123, и п. 3.2.1.1, 3.2.1.4 СаН ПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, обязать Б. произвести в соответствии с санитарными нормами и правилами глухое ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны, на расстоянии не менее 30 м., скважин: в д<данные изъяты>
<данные изъяты>, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к указанным скважинам.
Представитель <данные изъяты> природоохранного прокурора, будучи своевременно и надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении в суд <данные изъяты> природоохранный прокурор просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя, указав, что поддерживает заявленные требования с учетом уточнения в полном объеме. Вместе с тем, не настаивал на возведении глухого ограждения территории указанных скважин.
Представитель ответчика Б. – <данные изъяты> Лысикова А.А. в судебном заседании признала исковые требования, при этом, сославшись на то, что отсутствие средств не позволяет привести, находящиеся на территории <данные изъяты> артскважины, в соответствие с санитарными нормами.
Представитель третьего лица - Р. Семина Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования, и пояснила, что на территории Б. находится 8 скважин для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. На основании п.п. 2.1.1., 3.2.1.1 Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора, территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая проверка Б., по итогам которой было вынесено предписание Б. и предложено произвести ограждение артезианских скважин в зоне первого пояса в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако предписание выполнено ответчиком не было. За невыполнение предписания постановлением мирового судьи <данные изъяты> <данные изъяты> Лысикову А.А. была привлечена к административной ответственности, и на неё был наложен административный штраф в размере ... рублей. ДД.ММ.ГГГГ было повторно вынесено предписание, и предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести строительство ограждений зон санитарной охраны артскважин, расположенных на территории Б.. В связи с невыполнением повторного предписания, Б. была привлечена к административной ответственности, и на неё был наложен административный штраф. Поскольку санитарным законодательством не предусмотрено возведение глухого
ограждения первого пояса зоны санитарной охраны, не возражала против возведения любого ограждения скважин.
Изучив все материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица в судебном заседании, суд считает требования <данные изъяты> природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принимаемые меры прокурором направлены на защиту лиц, проживающих в данном населенном пункте и лиц пребывающих в нём с учетом, того обстоятельства, что данный населенный пункт, является открытым для посещения иными лицами, очевидно для суда, отвечает законным интересам неопределенного круга лиц.
Вывод суда о правомерности обращения прокурора с таким заявлением основан на анализе, закрепленных в статье 35 пункта 3 Закона Российской Федерации «О прокуратуре РФ», положений, где указано, что целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Также ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в т.ч. водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. (ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ).
В соответствии со ст. 16 Закона Липецкой области «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 11 июня 2002 года № 3-03, санитарная охрана источников и централизованных систем питьевого водоснабжения от загрязнения обеспечивается путем организации зон санитарной охраны.
Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно требованиям ст. 11, ч. 3 ст. 39 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-
эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.
Согласно п. 1.4. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
На основании п.п. 2.1.1., п.п. 3.2.1.1 указанных санитарных норм и правил, граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора, территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Как установлено судом и видно из материалов дела, решением <данные изъяты> в муниципальную собственность Б. передано 8 артезианских скважин.
Б осуществляет деятельность по водоснабжению населения <данные изъяты> питьевой водой, которая добывается на водозаборе, состоящего из данных скважин с нарушением требований природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства.
Водозаборные скважины не имеют ограждений в первом поясе зоны санитарной охраны, охрана скважин не осуществляется, в связи с чем возможен проезд транспортных средств через зону первого пояса санитарной охраны водозаборов и не исключен доступ посторонних лиц к скважинам, что является нарушением требований ст.11 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.2, 3.2, 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В адрес Б. территориальным отделом <данные изъяты> выдавались предписания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ ....
Б. привлекался к административной ответственности за выявленные нарушения санитарного законодательства. Тем не менее, данные нарушения не устранены до настоящего времени.
Суд, приходит к выводу о том, что в результате нарушения отмеченных требований санитарно-эпидемиологического законодательства созданы предпосылки для возникновения угрозы снабжения населения, проживающего в деревнях <данные изъяты> некачественной питьевой водой и вследствие этого возможно возникновение заболеваний опасных для жизни и здоровья людей, что является недопустимым в соответствии с требованиями ст.19 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с требованием ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом.
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при использовании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан.
Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего в <данные изъяты>, что является нарушением требований ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством (ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Коль скоро, организация в границах поселения Б. водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения, а решением <данные изъяты> в муниципальную собственность Б. передано 8 артезианских скважин, то судом может быть возложена на данную администрацию обязанность произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны указанных скважин и оборудовании к ним подъездных путей.
В судебном заседании представитель третьего лица Р., а в письменном заявлении в суд и <данные изъяты> природоохранный прокурор не возражали против возведения любого ограждения скважин, а не только глухого забора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать Б. произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны, на расстоянии не менее 30 метров, скважин: в <данные изъяты> и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к
указанным скважинам.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В. Д. Сарычев
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2011 года.
Решение не вступило в законную силу.