Решение по жалобе на постановление Управления Росприроднадзора по Ярославской области по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ (вступило в законную силу 29.03.2011 года)



Дело № 12-22/2011

Р Е Ш Е Н И Е

17 марта 2011 года г.Данилов Ярославская область

Судья Даниловского районного суда Ярославской области Т.Ю.Грачева

при секретаре ФИО2

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области,

установил:

Постановлением государственного инспектора по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления Роспроднадзора по Ярославской области от 22.02.2011г. председателя ОРГАНИЗАЦИЯ 1 ФИО1 подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 30000 рублей по ст. ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.

В постановлении указано, что по информации МИФНС № 4 Ярославской области от 26.01.2011г. № и УФНС по Ярославской области от 08.02.2011г. № ОРГАНИЗАЦИЯ 1 предоставило налоговые декларации за 2010г. оп оплате водного налога, с указанием количества добытых подземных вод в объеме 22,6 тыс.м. куб., в том числе за 4 квартал 2010г. – 5,66 тыс.м. куб. Согласно расчету нормативной потребности в воде на 2010г. ОРГАНИЗАЦИЯ 1, предоставленной кооперативом, добытой воды за 2010 год составил 21453 м3.

Из объяснения от ФИО1 - председателя ОРГАНИЗАЦИЯ 1 18.02.2011 года следует, что на балансе предприятия находятся три скважины, расположенные в <адрес>, которые используются для добычи воды животноводческих объектов и обеспечения жителей деревни <данные изъяты> ОРГАНИЗАЦИЯ 1 пыталось получить лицензию на пользования подземными водами, но в связи с тяжелым финансовым положением работа по получению лицензии не завершена.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах», предоставление в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Однако, лицензия на добычу пресных подземных вод у ОРГАНИЗАЦИЯ 1 отсутствует, что так же подтверждается налоговой декларацией за IV квартал и платежным поручением от 17.11.2010г.

Таким образом, установлено самовольное, без специальной лицензии, пользование недрами ОРГАНИЗАЦИЯ 1, заключающее в добыче пресных подземных вод из скважин в <адрес> для обеспечения водой населения в 2010 объеме 21453 м3.

Руководителем кооператива р-на является ФИО1 председатель ОРГАНИЗАЦИЯ 1. Таким образом ФИО1 являясь руководителем ОРГАНИЗАЦИЯ 1 допустила самовольное недропользование из скважин в Даниловского 2010г. в объеме 21,45 тыс. м. куб.

ФИО1 обратилась с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы указала, что привлечена к ответственности по ст.2.7 КоАП РФ, ст. 19+ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В населенном пункте д.<данные изъяты> проживают в основном бывшие работники хозяйства, люди преклонного возраста, оставлять их без водоснабжения по моральным причинам не могла. В д.<данные изъяты> скважины используются для добычи воды для животноводческих объектов.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала, пояснила, что поддерживает доводы жалобы. До настоящего времени пользовались нелицензированными водными объектами. В настоящее время занимаются оформлением лицензии, это большие затраты.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области просили рассмотреть дело без их участия, в отзыве указали, что постановление является законным и обоснованным по следующим основаниям. В данном случае должна была применена ст. 7.3 КоАП РФ, а не 7.6 КоАП РФ.. Как следует из материалов дела, председатель кооператива привлечен к административной ответственности за пользование участком недр с целью добычи подземных вод без специального разрешения (лицензии) на основании статьи 7.3 КоАП РФ. В соответствии с преамбулой Закона «О недрах» предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, салропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.

По смыслу названного Закона подземные воды рассматриваются законодателем в качестве вида полезного ископаемого (статьи 23, 43 Закона РФ «О недрах»). Водный кодекс хотя и регулирует вопросы использования водных объектов, однако в статье 91 предусматривает, что предоставление подземного водного объекта в пользование осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством о недрах. Таким образом, подземные воды являются предметом регулирования как Водного кодекса, так и Закона «О недрах» и исключение последнего при регулировании правоотношений при предоставлении в пользование подземных вод является неправильным.

В силу ч.3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Так, в соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регулируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, а особенности лицензирования при добыче подземных вод - еще и Инструкцией по применению этого Положения к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, утвержденной председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 14.04.1994г.

Из буквального толкования статьи 7.6 КоАП РФ следует, что объектом посягательства являются водный объект или его часть, которые находятся на поверхности земли.

В данном случае ОРГАНИЗАЦИЯ 1 эксплуатирует три скважины в д. <данные изъяты> для добычи подземных вод в целях водоснабжения водой населения. Управление правильно квалифицировало состав административного правонарушения. Считают, что ст. 2.7 КоАП РФ в данном случае не применима. Председатель кооператива обязана была осуществлять недропользования в рамках законодательства о недрах, получив на это лицензию.. Объективная сторона предполагает совершение активных действий, а в данном случае должностное лицо бездействовало. Для получения лицензии необходим химический аналмз воды, без полученной лицензии невозможно судить насколько вода пригодна для населения.Просят отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает жалобу не обоснованной, постановление государственного инспектора по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления Роспроднадзора по Ярославской области от 22.02.2011г. следует оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

Постановлением государственного инспектора по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления Роспроднадзора по Ярославской области от 22.02.2011г председателя ОРГАНИЗАЦИЯ 1 ФИО1 подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 30000 рублей по ст. ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с тем, что установлено самовольное, без специальной лицензии, пользование недрами ОРГАНИЗАЦИЯ 1, заключающее в добыче пресных подземных вод из скважин в д.д. <данные изъяты> для обеспечения водой населения в 2010 объеме 21453 м3.

Исследованы письменные материалы дела: Постановление государственного инспектора по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления Роспроднадзора по Ярославской области от 22.02.2011г., протокол № от 18.02.2011г., акт проверки от 18.02.2011г., информация УФИС России по Ярославской области от 08.02.2011г.,, телефонограмму, расчет нормативной потребности в воде ОРГАНИЗАЦИЯ 1, декларацию.

Таким образом, суд установил, что ОРГАНИЗАЦИЯ 1 пользовались недрами без разрешения (лицензии).

Доводы ФИО1 о том, что неправильно квалифицированы действия и о применении крайней необходимости не состоятельны.

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет административную ответственность, предусмотренную в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив характер, конкретные обстоятельства и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд считает, что не имеется основания для признания его малозначительным.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается Постановлением государственного инспектора по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления Роспроднадзора по Ярославской области от 22.02.2011г., представленными письменными доказательствами.

В данном случае не нашли своего подтверждения доводы жалобы.

Следует Постановление государственного инспектора по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления Роспроднадзора по Ярославской области от 22.02.2011г. в отношении председателя ОРГАНИЗАЦИЯ 1 ФИО1 по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей оставить без изменения, а жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.1-30.7 КоАП РФ суд,

решил:

Постановление государственного инспектора по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления Роспроднадзора по Ярославской области от 22.02.2011г. в отношении председателя ОРГАНИЗАЦИЯ 1 ФИО1 по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей оставить без изменения, а жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд.

Судья Т.Ю.Грачева