Решение об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2 - 390 / 2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Даниловка 10 сентября 2010 года

Даниловский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Бычкова В.В.,

при секретаре Литвиновой А.А.,

с участием заявителя Моргуна В.А.,

представителя заинтересованного лица Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области Алексеевой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Моргуна Валентина Александровича об оспаривании решения органа местного самоуправления - главы Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области,

У С Т А Н О В И Л :

Моргун В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения главы Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области Пивоварова Н.И. от 09 июля 2010 года о снятии его с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование своих требований заявитель указал, что он 06.08.1988г. уволился по выслуге лет из рядов Вооруженных Силах Российской Федерации, прослужив 24 года. На основании справки от 07 августа 1992 года, выданной Дзержинским районным военным комиссаром подполковником Букиным он имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения в домах государственного и ведомственного фонда. Он был поставлен на воинский учет в военкомате Дзержинского района г. Волгограда. В 2010г. ему стало известно том, что военные комиссариаты учет предоставления жилья военным пенсионерам не ведут с 2005г. 17 мая 2010 года он подал заявление по месту жительства в Администрацию Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области с ходатайством об улучшении жилищных условий. Решением главы Администрации Миусовского сельского поселения от 09.07.2010г. он снят с учета, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Считает данное решение необоснованным и незаконным, просит его отменить и обязать главу Администрации Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области и главу Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий.

Заявитель Моргун В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что он прослужил в Вооруженных силах Российской Федерации 24 года, уволился 06.08.1988г. В последнее время перед увольнением он проходил службу в г. Кропоткин Краснодарского края в должности заместителя командира батальона, проживал в служебной квартире. При увольнении 07 августа 1992 года ему была выдана Дзержинским районным военным комиссаром подполковником Букиным справка о том, что он имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения в домах государственного и ведомственного фонда. После увольнения он прибыл в г. Волгоград, где был поставлен на воинский учет в военкомате Дзержинского района г. Волгограда, ему обещали предоставить квартиру. В 1995г. он переехал в ст. Сергиевскую Даниловского района Волгоградской области, встал на учет в военкомате Даниловского района Волгоградской области. До сих пор жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время он с супругой Моргун В.П. проживает в старом доме, который построен до 1917г., является ветхим, требует капитального ремонта, весной талые воды текут под фундамент, при сильном ветре ощущается колебание стен, в доме нет воды и санузла. В начале 2010 года ему стало известно, что учет предоставления жилья для военных военными комиссариатами не ведётся с 2005г., этот вопрос находится в ведении администраций муниципальных образований. 17 мая 2010г. он обратился в Администрацию Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области с заявлением о постановке его на учёт, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. От 01.07.2010г. жилищной комиссией были составлены два акта обследования жилищных условий его семьи, где указано, что его семья нуждается в улучшении жилищных условий. В актах неверно указано, что в доме имеется санузел и водопровод, в доме нет санузла, вода (колонка) находится на улице. От 05.07.2010г. он получил уведомление от сельсовета о том, что он поставлен на учет по единому общему списку за № 15, а через четыре дня 09.07.2010г. составлено новое уведомление о том, что ему отказано в постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Просит признать решение главы Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области Пивоварова Н.И. от 09 июля 2010 года о снятии его с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконным и отменить его, а также обязать главу Администрации Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий.

Представитель заинтересованного лица глава Администрации Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области Пивоваров Н.И. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил.

Представитель (по доверенности) заинтересованного лица Администрации Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области Ротенко Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представила. Из оглашенных показаний, данных ею 07.09.2010г. следует, что Моргуну В.А. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как его супруга Моргун В.П. имеет в собственности жилой дом, общей площадью 53 кв.м., расположенный по адресу пер. Заречный, с. Миусово, жилая площадь больше нормы. Считает, что в согласно справке от 1992г. у Моргуна В.А. имелось жилье. Просит отказать Моргуну В.А. в удовлетворении заявленных требований.

Представитель (по доверенности) заинтересованного лица Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области Алексеева Г.В. в судебном заседании пояснила, что данный вопрос находится в ведении Администрации Миусовского сельского поселения Даниловского района Волгоградской области, поэтому его разрешение оставила на усмотрение суда.

Свидетель Любицкий А.В. в судебном заседании пояснил, что непосредственно в осмотре дома Моргуна В.А. он не участвовал, приезжал осматривал дом позже. Он подписывал акт обследования жилищных условий, жилой дом старый, ветхий, водопровода в доме нет, подробнее пояснить не может, так как не является строителем.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, свидетеля, находит заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что Моргун В.А. является ветераном военной службы, что подтверждается удостоверением, выданным 27.03.2002г., имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения в домах государственного и ведомственного фонда в соответствии со ст. 4 Указа Президента РФ от 19 февраля 1992г. № 154, что подтверждается справкой от 07 августа 1992 года, выданной Дзержинским районным военным комиссаром г. Волгограда подполковником Букиным.

Согласно заключению Администрации Миусовского сельского поселения от 05.07.2010г., Моргун В.А. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. Он является членом семьи собственника - Моргун В.П. Дом постройки 1917г., требует капитального ремонта.

В протоколе № 15 заседания Жилищно-бытовой комиссии при Администрации Миусовского сельского поселения от 05.07.2009г. (в документе имеется опечатка в написании года - 2010г.) указано, что комиссия решила включить Моргуна Валентина Александровича в список учета граждан Миусовского сельского поселения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании его заявления от 16.07.2010г., состав семьи 2 человека, что подтверждается уведомлением на имя Моргун В.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В материалах дела имеются два акта обследования жилищных условий граждан от 01.07.2010г., которые подписаны главой Миусовского сельского поселения Пивоваровым Н.И., секретарем комиссии специалистом 1 категории администрации Миусовского сельского поселения Буртовой Т.Г., специалистом 1 категории отдела архитектуры, строительства, энергетики, транспорта и охраны окружающей среды Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области Киселевой В.А., начальником Даниловского отдела ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Бараниченко М.В., зам.начальника Даниловской пожарной части Любицким А.В. Жилищно-бытовая комиссия, назначенная постановлением главы Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области № 5 от 01.03.2010г., обследовала жилищные условия Моргуна В.А. и установила, что занимаемое жилое помещение, расположено по адресу с. Миусово, пер. Заречный, д.6, общей площадью 53 кв.м., состоит из 3 комнат, дом построен в 1917г., деревянный сруб, обмазан глиной, обложен кирпичом, крыт шифером. Домовладение газифицировано, электрифицировано, имеется водопровод, санузел. Дом требует капитального ремонта, комнаты небольшие с маленькими окошками, весной во время таяния снега талые воды текут под фундамент, так как дом находится на взгорке. Домовладение находится в собственности супруги Моргуна В.А. - Моргун В.П. Согласно выводу комиссии семья Моргуна В.А. признана нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как следует, из уведомления в адрес Моргуна В.А., ему отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании ст. 54 п. 2 ЖК РФ в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Администрации Миусовского сельского поселения от 09.07.2010г. № 15.

Согласно свидетельству о заключении брака от 19.12.2001г. Моргун В.А. находится в зарегистрированном браке с Моргун (в дев. - Прибыловой) В.П.

Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.02.2009г. подтверждается, что за Моргун В.П. зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью 53 кв.м., расположенный по адресу: с. Миусово, пер. Заречный, 6 Даниловского района Волгоградской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела.

Указ Президента РФ от 19.02.1992 N 154 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.10.1998 N 1214, то есть в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации N76-ФЗ 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих».

Согласно ст. 3 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров (ч. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»)

В статье 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что семья Моргуна В.А. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом № 15 заседания Жилищно-бытовой комиссии при Администрации Миусовского сельского поселения от 05 июля 2009г. (опечатка в протоколе - должно быть указано 2010), заключением Администрации Миусовского сельского поселения от 05.07.2010г., а также уведомлением в адрес Моргуна В.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как видно из акта обследования жилая площадь в домовладении составляет 53 кв.м., однако, Моргун В.А. проживает с супругой в доме, построенном в 1917г., требующем капитального ремонта, дом находится на взгорке, поэтому весной во время таяния снега, талые воды текут под фундамент дома, о чем имеется указание в акте обследования жилищных условий граждан от 01.07.2010г. Кроме того, в доме отсутствует водопровод и санузел.

Суд считает, что имеются основания для признания Моргуна В.А. нуждающемся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а именно - Моргун В.А. с супругой проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Доводы представителя Администрации Миусовского сельского поселения о том, что отсутствуют основания признать семью Моргуна В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд считает необоснованными. В судебном заседании обстоятельств, предусмотренных ст. 54 ЖК РФ не выявлено, заявителем представлены документы (акт обследования жилищных условий, заключение Администрации Миусовского сельского поселения от 05.07.2010г.), которые подписаны и самим заинтересованным лицом - главой Миусовского сельского поселения Даниловского района Волгоградской области Пивоваровым Н.И., в которых указано, что жилой дом, в котором проживает Моргун В.А. требует капитального ремонта, находится на взгорке, весной талые воды текут под фундамент. Следовательно, оснований для отказа в принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий у Администрации Миусовского сельского поселения Даниловского района Волгоградской области не имеется.

В силу ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поэтому суд приходит к выводу, что требования Моргуна В.А. обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку судом не было установлено оснований для снятия Моргуна В.А. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым, признать незаконным решение главы Администрации Миусовского сельского поселения от 09.07.2010г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Моргуна В.А. Обязать Администрацию Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области восстановить Моргуна Валентина Александровича в списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в общий список за №15. В отношении заявленных требований в части обязания главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий следует отказать, в связи с тем, что вопрос о постановке либо снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий относиться к ведению Администрации Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198, 154, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Моргуна Валентина Александровича об оспаривании решения орана местного самоуправления главы Миусовского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение главы Администрации Миусовского сельского поселения от 09.07.2010г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Моргуна Валентина Александровича.

Обязать Администрацию Миусовского сельского поселения муниципального района Волгоградской области восстановить Моргуна Валентина Александровича в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общий список за №15.

В удовлетворении заявления Моргуна Валентина Александровича об обязании главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись

Копия верна: Судья Даниловского районного суда

Волгоградской области В.В. Бычков.