Дело № 2 – 294 / 2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Даниловка 10 августа 2011 года
Даниловский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Фоменко Т.К.
при секретаре Арчаковой И.И.,
с участием пом. прокурора Даниловского района Волгоградской области Дудкина А.О.,
представителя истца – Елисеевой А.П.,
ответчика – представителя Администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского Муниципального района ДьяковойМ.А.,
третьего лица – Елисеева Ф.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора в интересах Елисеевой ФИО14 к Администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия ( бездействия) администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, возложении обязанности в течение 30 дней с момента вынесения решения суда поставить Елисееву Марию Сергеевну на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Даниловского района Волгоградской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с указанным иском на том, основании, что ЕлисееваМ.С. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. ФИО15 ( далее по тексту ВОВ), умершего ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Елисеева М.С. обратилась к главе Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В нарушении требований закона Волгоградской области от 01.12.2005г. № 1125 –ОД « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма в Волгоградской области» ( далее по тексту Закон ВО), постановления № 455 « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма в Волгоградской области» главой поселения был дан ответ Елисеевой М.С. с разъяснениями о необходимости провести обследования жилого помещения и предоставить правоустанавливающие документы на жилое помещение.
ЕлисееваМ.С. подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку является вдовой ветерана ВОВ и входит в категорию лиц, предусмотренных п.1ч.1 ст. 51 ЖК РФ.
Прокурор считает действия администрации Сергиевского поселения сельского поселения незаконными, нарушающими жилищные права ЕлисеевойМ.С. и просит признать действия ( бездействия ) администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского района, выразившиеся в отказе Елисеевой М.С. в принятии решения, предусмотренного ч.5ст.6 выше указанного закона Волгоградской области, возложив обязанность в течение 30 дней с момента вынесения решения суда поставить Елисееву М. С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании пом. прокурора Даниловского района Волгоградской области ДудкинА.О. поддержал иск и измененные исковые требования, дополнив иск обстоятельствами, изложенными в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ технического состояния жилого дома, расположенного в <адрес> и заключение № от ДД.ММ.ГГГГг.о необходимости Администрации Сергиевского сельского поселения рассмотреть вопрос о признании жилого дома непригодным ( пригодным) для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания. Просил иск удовлетворить, обязать ответчика устранить в полном объеме препятствие к осуществлению Елисеевой М.С. ее прав и свобод и произвести необходимые действия по реализации ее прав как вдовы ветерана Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий, что позволит в будущем получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций федерального бюджета.
В судебное заседание истец Елисеева М.С. не явилась в силу своего преклонного возраста, о времени, месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, направив в суд заявление о рассмотрении иска в ее отсутствии, допустив по делу ее представителя - ЕлисеевуА.П.
Представитель истца Елисеевой М.С. – Елисеева А.П. поддержала иск прокурора в интересах Елисеевой М.С. и показала, что по выше указанному дому зарегистрирована и проживает ее свекровь – Елисеева М.С. Дом, в котором проживает истица, был построен супругами Елисеевой М.С. и ФИО2 в 1961г. ФИО2 провел к дому газ, в связи с чем, техпаспорт на газификацию был составлен на него. С момента строительства дома и по день смерти ФИО2 оплачивал коммунальные услуги за газ, свет, воду, ФИО2 – участник ВОВ, умер ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 до смерти обращался в сельскую администрацию по месту жительства по вопросу постановки его на учет нуждающегося, с тем, чтобы воспользоваться льготами, предусмотренными законодательством для участников ВОВ. В начале ФИО2 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет нуждающихся, но впоследствии по протесту прокурора Даниловского района решение Администрации Сергиевского сельского поселения о постановке его на учет было отменено. ДД.ММ.ГГГГ(после смерти ФИО2 ) вдова Елисеева М.С. обратилась в администрацию сельского поселения с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ей был дан ответ без вынесения решения, указав в письме о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на жилье, проведения обследования жилищных условий, при отсутствии указанных документов « Вам отказано в постановке в очередь на получение субсидий в качестве нуждающихся в приобретении жилья для ветерана ВОВ и членов их семей». Правоустанавливающих документов на дом не имеется, поскольку за регистрацией права собственности жилой дом супруги ФИО1.С., М.Ф., сын истца - ФИО7 в БТИ, органы регистрации недвижимости не обращались. ФИО7 был зарегистрирован по адресу <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии выписался, и прописался к матери по адресу: <адрес>. По результатам обследования жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено, что дом пригоден для проживания, но требуется капитальный ремонт, но денежных средств на ремонт дома отсутствуют. Она ( ФИО6) согласна с актом обследования жилого помещения и заключением комиссии. В похозяйственной книге Администрации Сергиевского сельского поселения жилой <адрес> зарегистрирован и числится за ФИО7 Квитанции по оплате коммунальных услуг ( газ, свет, вода ) выписывались на имя ФИО2, которые оплачивал. Елисеева М.С. преклонного возраста, практически не выходит на улицу, в доме отсутствуют какие-либо удобства ( нет канализации, ванны, туалета ), и она полагает, что предоставление льгот, как вдове участника ВОВ, улучшит жилищные условия Елисеевой М.С. Она просит удовлетворить иск прокурора в интересах Елисеевой М.С.
Третье лицо – ФИО7 ( сын истца) подтвердил показания ФИО6 и пояснил, что жилой <адрес> в <адрес> построили его родители на собственные средства, но право собственности на него не оформили, так как в то время этим вопросом никто не занимался. Он проживал с родителями и был зарегистрирован в вышеуказанном доме. Он был членом семьи ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ. После создания своей семьи он был зарегистрирован как глава семьи в доме, принадлежащем супруге ФИО6 С этого времени он не является членом семьи ФИО1 С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировался в доме, в котором проживает его мать, но он с ней совместного хозяйства не ведет, истица не является членом его семьи. Он проживает с супругой по <адрес>, но он и его семья ходят к матери, так как ей необходима посторонняя помощь (сходить в магазин, купить продукты, принести воды, убрать в доме, сделать текущий ремонт и т.д.). В похозяйственной книге он указан собственником жилого дома по <адрес>. Однако право собственности на дом он не зарегистрировал ни в БТИ, ни в органах регистрации недвижимости. Он заключал с отцом договор найма в 2010г., чтобы отца признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. С матерью договор найма он не заключал, но она как проживала в доме с момента застройки, так и проживает. Он не возражает против того, чтобы мать проживала в доме, не предъявляет какие-либо требования по владению и пользованию жильем. Просит удовлетворить иск, так как у нее своего жилья нет, в доме отсутствуют удобства.
Представитель ответчика Администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области - Дьякова М.А. не согласилась с иском прокурора и пояснила, что Постановлением главы администрации Волгоградской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» предусмотрен порядок предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Елисеева М.С. в жилье не нуждается, она проживает в доме, который был построен в период брака супругами. ФИО2 умер. Дом по данным похозяйственной книги сельского поселения зарегистрирован на сына истца – ФИО7 Он зарегистрирован по указанному адресу с 15. 03. 2011г. Истица также имеет регистрацию по месту проживания <адрес>.Норма жилой площади на одного человека более <данные изъяты> то есть она обеспечена жилой площадью в пределах нормы. Супруг истца – ФИО2 в 2010г. обращался в администрацию сельского поселения с вопросом о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник ВОВ. ФИО2 был поставлен на учет, но впоследствии постановление о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий было отменено по протесту прокурора Даниловского района. ФИО2 был снят с учета. Оснований для признания Елисеевой М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет не имеется, так как она обеспечена жильем. Просит иск прокурора Даниловского района оставить без удовлетворения.
Из оглашенных в судебном заседании показаний представителя ответчика главы Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района ФИО9 следует, что с иском она не согласна. В период брака супруги Елисеевы М.С. и М.Ф. построили жилой дом. ФИО2 провел газ к дому, заключил договор поставки газа и по день смерти оплачивал коммунальные услуги. В 2010г. ФИО2, как участник ВОВ, обращался к ним по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Он вначале был поставлен на учет, но впоследствии по протесту прокурора Даниловского района был снят с учета нуждающихся. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, и после его смерти, вдова Елисеева М.С. обратилась в сельское поселение по вопросу постановки на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий. Елисеева М.С. не предоставила правоустанавливающие документы на дом, в котором она проживает, Елисеевой М.С. было дано разъяснение о необходимости проведения обследования жилого помещения и предоставления правоустанавливающего документа. В письме было указано на отказ в постановке на учет. Администрацией Сергиевского сельского поселения не выносились постановления об отказе в рассмотрении заявления Елисеевой М.С., либо об отказе в принятии на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица, как вдова участника ВОВ, обеспечена жильем для проживания по месту регистрации с 1961г. Данное домовладение по похозяйственной книге зарегистрировано за сыном истца -ФИО7 с 1994года. Сын проживает со своей семьей в <адрес> домовладение обследовалось в 2010г., когда ФИО2 обращался с заявлением об улучшении жилищных условий, дом был признан комиссий пригодным для проживания. В ходе судебного разбирательства проводилось обследование жилого дома Елисеевой М.С. Межведомственная комиссия при Администрации Даниловского муниципального района дала заключение о пригодности жилого помещения для проживания. Данное помещение нуждается в капитальном ремонте, что не может являться основанием для признания Елисеевой М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий. У ЕлисеевойМ.С. имеется жилое помещение для проживания. Отсутствие свидетельства о праве собственности на жилой дом не является основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит отказать в иске.
Из отзыва третьего лица - представителя ответчика Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области БеловаА.С. следует, что он не согласен с иском прокурора, поскольку представитель истца не представил доказательства признания жилого помещения пригодным для проживания в установленном порядке, а именно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. Елисеева М.С. не представила документ, удостоверяющий, что она вдова участника ВОВ. Прокурор, ссылаясь в иске на ст. 7 Закона Волгоградской области №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ не указал, что помимо документов, указанных в п.1 ст. 7 Закона ФО « … гражданином, являющимся собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения,- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности, возникшее до вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Предложение администрации Сергиевского сельского поселения о представлении правоустанавливающего документа на жилое помещение по месту регистрации и проживания истца носят обоснованный характер. Заключение межведомственной комиссии при Администрации Даниловского муниципального района свидетельствует, что жилое помещение, в котором проживает Елисеева М.С. пригодно для проживания, но требует капитального ремонта. Жилая площадь на одного человека не менее учетной нормы ( жилая площадь составляет <данные изъяты>.), то есть отсутствуют основания для признания Елисеевой М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит в удовлетворении иска отказать.
Копия паспорта подтверждает, что Елисеева М.С.,1925года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес>.
Из удостоверения серии В № следует, что оно выдано Елисеевой М.С., действительно на всей территории РФ, она имеет право на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих участников ВОВ.
Из копии удостоверения серии Е № видно, что ФИО2 участник ВОВ.
Копия свидетельства о браке свидетельствует, что ФИО2 вступил в брак с ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ
Копия свидетельства о смерти подтверждает, что ЕлисеевМ.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ
Из копии заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что « она просит поставить ее на очередь на получение субсидии, на приобретение жилья, согласно закона « О ветеранах». В настоящее время она проживает в доме сына ФИО24., дом построен частично из старого материала родителей, удобств нет, дом находится на окраине станицы».
Из копии письма от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что вдове участника ВОВ Елисеевой М.С. дан ответ о том, что «для постановки на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий необходимо предоставление правоустанавливающих документов на жилье, проведение обследования жилищных условий. При отсутствии данных документов Вам отказано в постановке в очередь на получении субсидии в качестве нуждающихся в приобретении жилья для ветеранов ВОВ и членов их семьи».
Из копии справки ФГУП « Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ «Волгоградский филиал Даниловское отделение следует, что за ФИО2, Елисеевой М.С. на праве собственности или владения объекты недвижимости не зарегистрированы и на учете не стоят.
В выписке из ЕГРП на недвижимое имущество УФСГР, кадастра и картографии по Волгоградской области следует, что за Елисеевой М.С., зарегистрировано 1/167 земельная доля, другого объекта недвижимости не зарегистрировано.
Из копии представления прокурора Даниловского района видно, что прокурор просит разъяснить Елисеевой М.С. положения ст.7 Закона Волгоградской области « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области», оказать необходимую помощь в сборе необходимых документов, рассмотреть заявление Елисеевой М.С.
Из копии ответа Администрации Сергиевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. на представление прокурора следует, что в пакет документов Елисеевой М.С. включены документы : справка о составе семьи, справка с органа регистрации недвижимости, справка из БТИ, ксерокопия удостоверения, свидетельство о смерти мужа ФИО7 Елисеевой М.С. разъяснено, что необходимо представить правоустанавливающие документы на домовладение, без обследования жилого помещения признания, его непригодным невозможно.
В судебном заседании исследованы документы, представленные в суд Администрацией <данные изъяты> сельским поселением :
Справка администрации Сергиевского сельского поселения подтверждает, что в отношении Елисеевой М.С. постановление об отказе в постановке на учет по заявлению Елисеевой М.С. не выносилось из-за отсутствия правоустанавливающих документов на домовладение по месту жительства.
В выписке из похозяйственной книги следует, что в <адрес> <адрес> значатся зарегистрированным Елисеева ФИО16 ( ДД.ММ.ГГГГ.), был зарегистрирован ФИО2 ( умер), в разделе «жилой фонд и жилые объекты», в графе «наименование объекта» записано «владение не оформлено», в п. б) указано «при частной собственности» : ФИО7 (сын).
Из копии протеста прокурора на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2, постановления сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отмене вышеуказанного постановления следует, что ФИО2 и его семье отказано в признании нуждающихся в приобретении жилья.
В справке Сергиевского сельского поселения указано, что ФИО7 был зарегистрирован и проживал в доме своих родителей ФИО2, Елисеевой М.С. с ДД.ММ.ГГГГ ( с момента постройки). В ДД.ММ.ГГГГ он создал семью, выделился в другое хозяйство. С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 зарегистрирован главой своей семьи в доме, принадлежащем ФИО17 2002г. по ДД.ММ.ГГГГ главой семьи зарегистрирована ФИО6 С ДД.ММ.ГГГГ ФИО7снят с регистрационного учета по адресу <адрес>, <адрес> поставлен на регистрационный учет по адресу : <адрес>,<адрес> где зарегистрирован по настоящее время.
В копии лицевого счета № указанно: глава семьи ФИО2 список членов семьи – супруга Елисеева М.С.),сын ФИО7, который в 1983г. выделился в другую семью.
Из копии лицевого счета № следует, что глава семьи – ФИО7, члены семьи ФИО7: жена – ФИО6, сыновья – Михаил и Алексей, адрес хозяйства – ст. Сергиевская( без указания улицы), в лицевом счете 448 указаны члены семьи ФИО7, имеется запись, что дом принадлежит ЕлисеевойА.П., в лицевом № в списке членов хозяйства указан ЕлисеевФ.М., адрес: ст. Сергиевская, <адрес>, зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ
В выписке из приложения № написано: ФИО7 зарегистрирован по <адрес> ст. <адрес>.
Из справки, выданной Елисеевой М.С. следует, что по домовладению, расположенному по адресу : <адрес> производится ежемесячно оплата за потребленную электроэнергию, последняя оплата произведена ДД.ММ.ГГГГ
Справка, выданная на имя ФИО2, свидетельствует о том, что задолженности на природный газ, пени и госпошлине на ДД.ММ.ГГГГ по домовладению, расположенному в <адрес>, не имеется.
Копия свидетельства на право собственности на землю, бессрочного( постоянного) пользования землей свидетельствует, что ФИО2 ( супруг истицы ), прож. ст. Сергиевская, на основании решения малого совета Сергиевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 4320кв.м.
Из копии договора найма жилого помещения ( без даты) от 2010г. следует, что ФИО7 ( сын) заключил договор найма жилого помещения с ФИО2 ( отец), в соответствии с которым он передает ФИО2 и членам его семьи сроком на один год в пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности, состоящее из трех комнат в жилом доме общей площадью 64кв.м. по адресу: <адрес> для проживания, имеются подписи ФИО7, ФИО2( приобщено по ходатайству представителя истца ФИО6)
Копии квитанций и договора добровольного страхования строений подтверждает, что застраховано имущество ( жилой дом ) ДД.ММ.ГГГГ № на имя ФИО7 ( приобщено по ходатайству представителя истца ФИО6)
Копия удостоверения серии ВВ № подтверждает, что Елисеева М.С. ветеран ВОВ, имеет льготы в соответствии со ст. 20 ФЗ « О ветеранах», выдано ДД.ММ.ГГГГ ( приобщено по ходатайству представителя истца ФИО6).
Из копии налогового уведомления следует, что ФИО7 является плательщиком налога на имущество : жилой дом, расположенный по адресу: ст. Сергиевская( приобщено по ходатайству представителя истца ФИО6)
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (составлен консультантом инспекторского отдела по муниципальным образованиям государственной жилищной инспекции СолодковымА.А.) и заключения № от ДД.ММ.ГГГГ ( за подписью ФИО11 следует, что жилой дом по адресу : <адрес> имеет повреждение конструкций, вопрос о пригодности или непригодности жилого дома для проживания необходимо рассмотреть Администрацией Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе судебного разбирательства межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы Даниловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование помещения по адресу : <адрес>, составлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что занимаемое жилое помещение не оформлено, право собственности не зарегистрировано ( технического паспорта на дом нет). На кадастровый учет дом не поставлен),помещение обеспечено инженерными системами: дом газифицирован, электрофицирован, хозяйственно-питьевое водоснабжение- колодец во дворе, канализация отсутствует. Данное помещение нуждается в капитальном ремонте, в связи с выявленными фактами снижения уровня надежности, физическом износом помещения.
Из ответа на запрос суда, представленного Волгоградским филиалом ФГУП «Ростехинвентраизация –Федеральное БТИ» Даниловское отделение, следует, что за ФИО7 объекты недвижимости находящиеся на праве собственности или владения не зарегистрированы и на учете не стоят.
Из ответа на запрос суда из ЕГРП на недвижимое имущество УФСГР, кадастра и картографии по Волгоградской области следует, что за ФИО18 зарегистрировано 1/102 земельная доля, другого объекта недвижимости не зарегистрировано.
Переписка представителя истца ФИО6 свидетельствует, что по вопросу признания Елисеева М.Ф. нуждающемся в улучшении жилищных условий, она обращалась неоднократно в прокуратуру Волгоградской области. Из переписки следует, что ЕлисеевуМ.Ф. ( супруг истца) из средств областного бюджета выплачена компенсация в размере 5 000руб. в соответствии с 1.4 Порядка компенсации затрат граждан на газификацию жилья, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №. ФИО6 было разъяснено, что в соответствии с ч.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации. Их регистрация проводится по желанию правообладателей. В соответствии заключением межведомственной комиссии администрации Сергиевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан пригодным для постоянного проживания граждан.
Выслушав представителей истца – пом. прокурора Даниловского района Дудкина А.О., ФИО6, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу п.п.4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения….
Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из обшей площади жилья на одного человека 22 кв. м; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной военный 1941-1945годов» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам Великой Отечественной войны и иным, установленным законом, категориям граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в форме социальной выплаты на приобретение либо строительство жилых помещений.
В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Статья 21 ФЗ « О ветеранах» закрепляет меры социальной поддержки членов семей погибших( умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий ( в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ)
На основании п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» все полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 1 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.51 ГК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч.1 ст. 1 Закона Волгоградской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» №1125-ОД от 01.12.2005г. граждане Российской Федерации, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ст. 4 п.2 п.п. 1 Закона гласит, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений либо членами семьи.
В ст. 4 п.2 п.п.3 Закона также закрепляет положение, согласно которому нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст.3 Закона учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан, обеспечение жилыми помещениями, которые относятся к расходным обязательствам РФ и Волгоградской области, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления сельских поселений.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма регламентированы ст. 4 Закона Волгоградской области в редакции от 01.03.2010г.
Решения по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оформляется правовыми актами органа местного самоуправления на основании письменных заключений органа учета ( ст. 5 Закона ВО).
По результатам рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приложенных к нему документов и обследования жилищных условий граждан органом учета составляется письменное заключение о принятии на учет или об отказе в принятии их на учет.
На основании письменного заключения органа учета органом местного самоуправления принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет не позднее чем через 30 рабочих дней со дня принятия заявления гражданина и необходимых к нему документов.
Орган учета не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия органом местного самоуправления решения о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет выдает или направляет гражданину документ, подтверждающий принятие такого решения ( ст. 6 Закона ВО)
Решение органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ЖК РФ.
Отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством РФ ( ст. 5 Закона ВО).
Перечень документов, прилагаемых гражданином к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма перечислены в ст. 7 вышеуказанного Закона Волгоградской области ( помимо документов, перечисленных в п.1 ст. 7 Закона ВО, предоставляются: копия договора социального найма. В случае отсутствия договора социального найма гражданин представляет иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма( ордер, копия лицевого счета и др.); гражданином, являющимся собственником жилого помещения либо членом семьи собственника на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности, возникшее до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; гражданином, проживающим в жилом помещении, признанном непригодным для проживания и т.д.
Заявления о принятии на учет и документы, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 7 гражданин предоставляет лично в орган учета муниципального образования по месту жительства ( ст. 7 Закона ВО).
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009г. № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941 -1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен как уполномоченный орган по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья указанной категории граждан.
Установлено, что Елисеева М.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны, что подтверждается вышеуказанным удостоверением, справкой ОСЗН Администрации Волгоградской области и в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» относится к категории граждан, которые при признании их нуждающимися в жилых помещениях могут претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебном заседании установлено, что на день подачи заявления в Администрацию Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ Елисеева М.С. была зарегистрирована ( с 1961г.) и фактически проживает в указанном доме общей площадью 63,5кв.м.
Стороны не оспаривают, что дом построен в 1961г. супругами ЕлисеевымиМ.Ф., М.С.
ФИО2 по день смерти проживал в данном жилом доме, вносил ежегодно платежи за строения, коммунальные услуги.
На жилой дом отсутствуют правоустанавливающие документы, поскольку ни супруги ФИО1, ни Елисеева М.С. ( после смерти мужа на 1/2 долю в порядке наследования), ни ФИО7 ( сын) не изъявили желание оформить право собственности на жилой дом.
Сын ФИО7 зарегистрирован в данном доме с ДД.ММ.ГГГГ
В силу ч.3 ст. 15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК, другими федеральными законами.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
На момент подачи заявления в Администрацию Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального рай она Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ, а также обжалования действий сельского поселения, Елисеева М.С. была зарегистрирована и фактически проживает в жилом доме общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу :<адрес>.
Из акта обследования жилого помещения и заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на домовладение не зарегистрировано. Вывод комиссии: жилой дом пригоден для проживания, нуждается в капитальном ремонте.
Обеспеченность площадью жилого помещения Елисеевой М.С. (представленным документам сельского поселения) превышает учетную норму - свыше 16кв.м. на одного человека.
Из копии свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного ) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ видно, что земельный участок был выделен ФИО2 ( супругу истца) в бессрочное пользование.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним « права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего ФЗ. Признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, введенной настоящим ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Лицо,- не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение более 15 лет, приобретает право собственности на это имущество ( приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательской давности, с момента такой регистрации ( ст. 234 ГК РФ).
Право собственности, приобретаемое в силу приобретательной давности подлежит регистрации исключительно после признании данного права в судебном порядке, так как только суд может установить факт приобретательской давности
ФИО2, Елисеева М.С. своевременно не зарегистрировали право собственности на жилой дом, а впоследствии не реализовали свое право на недвижимое имущество в силу приобретательской давности и право на приватизацию приусадебного земельного участка, и Елисеева М.С. на день рассмотрения заявления не лишена этого права.
За указанный период ФИО7( сын истицы ) не предъявил какие - либо требования к Елисеевой М.С. по лишению права владеть, пользоваться жилым домом. До ДД.ММ.ГГГГ коммунальные услуги оплачивал ФИО2 ( супруг истицы, участник ВОВ), а после его смерти – Елисеева М.С. от имени ФИО2
Данные обстоятельства подтверждены в суде письменными доказательствами и оснований для признания их не соответствующими действительности у суда не имеется.
Елисеева М.С. не принята на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, что подтверждается копиями писем Администрации Сергиевского сельского поселения, из которых следует, что Елисеевой М.С. необходимо обследовать жилое помещение и представить правоустанавливающие документы на дом, в котором она проживает, то есть письменного постановления об отказе в рассмотрении заявления Елисеевой или в принятии на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий Администрацией сельского поселения не выносилось. Об отказе в принятии ее на учет указано в письме Администрации истице от ДД.ММ.ГГГГ
Нежелание истицы реализовать право собственности на недвижимое имущество ( жилой дом), предусмотренными действующим законодательством средствами и способами путем регистрации недвижимости в органах регистрации с целью использования прав, предусмотренных ст. 21 ФЗ « О ветеранах» не свидетельствует об отсутствия у ЕлисеевойМ.С. место жительства и проживания.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действие Администрации Даниловского муниципального района в части разъяснения Елисеевой М.С. о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на жилой дом, акта обследования жилого помещения по месту проживания правомерно, поскольку оно не противоречит требованиям ст. 7 вышеуказанного Закона Волгоградской области.
Признание граждан нуждающимися в жилье, является одним из условий заключения с ними договора социального найма жилого помещения.
Основаниями для такого признания служат : отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя: обеспеченность жильем менее учетной нормы; неудовлетворительное состояние жилища, состояние здоровья проживающих.
Согласно п. 3 ч. 1 ст.51 ЖК РФ, основанием признания граждан нуждающимися является непригодность жилья для проживания
В соответствии с Положением о порядке признания жилых домов ( жилых помещений) непригодными для проживания, непригодным признается жилье: находящееся в ветхом состоянии, находящееся в аварийном состоянии, в котором выявлено вредное воздействие факторов среды и т.д.
В соответствии с требованиями ст. 52 ЖК РФ и ст. 5 Закона Волгоградской области, по результатам рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, приложенных к нему документов и обследования жилищных условий граждан органом учета составляется письменное заключение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет, и на основании письменного заключения органа учета местного самоуправления принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет не позднее 30 рабочих дней со дня принятия заявления и необходимых документов.
В день направления письма Елисеевой М.С. с разъяснениями по вопросу признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, обследование жилого помещения Елисеевой М.С. не было проведено, отсутствовали данные из регистрационной палаты и БТИ о наличии недвижимости у ФИО7, который зарегистрирован в доме с ДД.ММ.ГГГГ ( обследование было проведено только ДД.ММ.ГГГГ, справки были истребованы только в суде).
Разъяснение Елисевой М.С. требований ст. 51 ЖК РФ о необходимости представления вышеуказанных документов, и указание в письме на отказ в постановке в очередь на получение субсидии не может быть расценено как отказ в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поскольку, адресованное Елисеевой М.С., письмо носит рекомендательный характер и не является нормативно- правовым документом, влекущим правовые последствия для Елисеевой М.С., то оно не имеет юридической силу.
Непринятие (бездействие ) решения по заявлению Елисеевой М.С., то есть не вынесение постановления об отказе в постановке на учет либо в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий связано с не предоставлением вышеуказанных документов Елисеевой М.С. в Администрацию сельского поселения, что не лишило ее прав, как вдовы участника ВОВ, в части предоставления льгот, предусмотренных ФЗ « О ветеранах».
Елисеева М.С не лишена права предоставления выше указанных документов (акта обследования жилого помещения, заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ( имеются у истицы), справки из органа регистрации недвижимости, БТИ в отношении ФИО7 ) в Сергиевское сельское поселение для разрешения по существу ее заявления.
То обстоятельство, что при даче разъяснений Елисеевой М.С., Администрация сельского поселения не указала срок предоставления документов для окончательного рассмотрения заявления Елисеевой М.С. и по истечении 30 рабочих дней (требование ст. 52 ч. 5 ЖК РФ ) не вынесла решение в соответствии с требованиями ст.52 ЖК РФ об отказе или удовлетворении заявления Елисеевой М.С. не является основанием, влекущим признание действия ( бездействия) Администрации Сельского поселения неправомерными, а Елисееву М.С. - нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По основаниям, предусмотренном ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно проживающие в данном населенном пункте.
Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация по месту жительства.
Подтверждением данной позиции служит определение Конституционного суда РФ от 09.04.2002г. № 123-0. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан. В силу этого введение такого условия не может рассматриваться как не согласующееся с положением ст. 17,19,27. 40 Конституции РФ.
Доводы представителя истца о том, что отказ Елисеевой М.С. в постановке на учет не основан на законе, так как рекомендации о проведении обследования и представление правоустанавливающих документов не предусмотрены ст. 7 Закона, суд оставляет без внимания, поскольку ЕлисеевойМ.С. были представлены документы, предусмотренные ч.1 ст. 7 Закона ВО без учета требований ч.2 ст. 7 данного Закона; Администрацией Сергиевского сельского поселения не выносилось постановление об отказе в принятии на учет нуждающейся в улучшение жилищных условий.
По вышеуказанным обстоятельствам, суд оставляет без внимания довод представителя истца в части бездействия Администрации Сергиевского сельского поселения в принятии решения по заявлению Елисеевой М.С.
С учетом изложенного суд считает иск прокурора Даниловского района в Волгоградской области в интересах Елисеевой ФИО19 к Администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия ( бездействия) администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, возложении обязанности в течение 30 дней с момента вынесения решения суда поставить Елисееву ФИО20 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не подлежит удовлетворению.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске прокурора Даниловского района Волгоградской области в интересах Елисеевой ФИО21 к Администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действия ( бездействия) администрации Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в отказе Елисеевой ФИО22 в принятии решения, предусмотренного ч.5 ст. 6 Закона Волгоградской области от 01.12.2005г. « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области», возложении обязанности на администрацию Сергиевского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области в течение 30 дней с момента вынесения решения суда поставить Елисееву ФИО23 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.1ч.1ст. 51 ЖК РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись
Копия верна: Судья Даниловского районного суда
<адрес> Т.К. Фоменко