Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Дальнереченск 27 октября 2010 г. Дальнереченский городской суд Приморского края РФ в составе председательствующего судьи Ксеник Т.П., при секретаре Федореевой Т.В., с участием представителя истца Никитиной О.А., представителя третьего лица на стороне истца Хижняк В.В., представителя ответчика Хлебниковой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского городского округа о признании бездействия администрации ДГО, заключающегося в не проведении ремонта низковольтной линии электропередач, незаконным, понуждении администрации ДГО к проведению ремонта ЛЭП, У С Т А Н О В И Л : Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского городского округа о признания бездействия администрации ДГО, заключающегося в не проведении ремонта низковольтной линии электропередач на улицах Б. Хмельницкого, Кедровая, Железнодорожная в г. Дальнереченске Приморского края незаконным, и понуждении ответчика к проведению указанных работ. Требования иска Дальнереченский межрайонный прокурор обосновал тем, что прокуратурой проведена проверка по жалобе исполнительного директора ОАО «Электросервис», по результатам которой установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.07.2009 г. 25-АБ № 184118 сооружение - низковольтная линия электропередач 0,4 кВ, протяженностью 6,433 км, инвентарный номер 05:207:002:000062640, по адресу: г. Дальнереченск Приморского края вдоль улиц Железнодорожная, Б. Хмельницкого, Кедровая, ул. Майская, Малиновская, ул. Уссурийская (далее - ЛЭП), - принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Дальнереченский городской округ. Из акта осмотра электроустановок от 06.09.2010 г. № 06п/18-32.10, составленному главным государственным инспектором Северного отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью по Приморскому краю Коврижиным О.В. в присутствии главного инженера ОАО «Электросервис-сети» Хиневич В.А., представителя собственника ЛЭП - начальника отдела ЖКХ администрации ДГО Кулакова В.В., усматривается, что техническое состояние ЛЭП на улицах Б. Хмельницкого, Кедровая, Железнодорожная является неудовлетворительным: опоры, вводы в жилые дома не соответствуют требованиям «Правил устройства электроустановок», утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 г. № 187. Эксплуатация ЛЭП небезопасна, необходимо выполнить капитальный ремонт ЛЭП на указанных улицах с заменой загнивших деревянных элементов опор, разрушившихся железобетонных приставок; выполнить чистку просек ЛЭП по всей длине, выправить опоры, имеющие наклон, заменить вводы в жилые дома. Обеспечение приведения ЛЭП в надлежащее техническое состояние законом, ст. 210 ГК РФ, возложено на собственника имущества - администрацию ДГО. Эксплуатация ЛЭП, находящейся в аварийном состоянии, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих по указанным улицам, влечет возникновение аварий и прекращения подачи электроэнергии значительному числу проживающих в данном микрорайоне лиц. Это подтверждается имеющимися жалобами в администрацию ДГО на перебои в электроснабжении по ул. Железнодорожной в г. Дальнереченске. Кроме того, аварийное состояние ЛЭП влечет потери электроэнергии, которые вынуждено нести ОАО «Электросервис», осуществляющее передачу электроэнергии населению. За 9 месяцев 2010 г. такие потери составили 182 075 кВтч, т.е. 42 %. В суде представитель заявителя на требованиях заявления настаивает. Представитель дополнил, что акт проверки состояния ЛЭП от 06.09.2010 г. содержит значительный перечень дефектов ЛЭП, которые могут привести к аварии, прекращению подачи электроэнергии населению, проживающему в микрорайоне. Пунктом 1.7.25 «Правил» не допускается использование неисправного электрооборудования. Однако ЛЭП по указанным в заявлении улицам г. Дальнереченска используется, приостановить деятельность ЛЭП невозможно, т.к. это единственный источник электроэнергии для населения данных улиц. Требуется капитальный ремонт линии. В акте отражено, что просеки ЛЭП не очищены от деревьев и кустарников, требуется подсыпка грунта вокруг опор, отмечены недопустимые наклоны опор, в результате чего имеется значительное провисание электропроводов до деревьев и непосредственного над жилыми домами. Отмечено отсутствие предупреждающих знаков, нумерации и обязательных надписей на опорах; загнивание деревянных частей опор выше обычного, разрушение до арматуры бетонных частей (пасынков); вводы в дом требуют замены в связи с несоответствием допустимому сечению проводов. Просит признать бездействие администрации ДГО по непроведению капитального ремонта ЛЭП, который в соответствии с Правилами проводится 1 раз в 5 лет, незаконным, обязать провести капитальный ремонт в срок до 20.01.2011 г.. Более долгий срок, по мнению представителя, приведет к нарушению прав жителей этих улиц и других лиц, пользующихся электроэнергией данной ЛЭП. Остальные улицы находятся в нормальном состоянии, однако ЛЭП единая, в случае аварии вред будет причинен всем улицам микрорайона. Ответчик в лице своего представителя требования заявления признал частично, указав, что администрация признает необходимость проведения капитального ремонта ЛЭП, однако администрация не согласна с тем, что бездействует в решении данного вопроса, и со сроками проведения капитального ремонта. В собственности администрации данные электросети находятся непродолжительное время: право собственности установлено, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, 15.07.2009 г.. До этого ЛЭП принадлежала ОАО «Российские железные дороги», переданы администрации в аварийном состоянии. Администрация не имела законных оснований не принимать в таком состоянии линию ЭП. В связи с этим считает доводы представителя прокурора о нарушении администрацией ДГО сроков проведения капитального ремонта (1 раз в 5 лет) необоснованными. 01 октября 2010 г. утверждена муниципальная целевая программа «Капитальный ремонт наружного освещения территории Дальнереченского городского округа на 2011-2013 г.г.». Этой программой ремонт расписан по годам и по объектам. Прогнозируемые расходы на проведение капитального ремонта составляют 20 875,3 тыс. рублей. В бюджет 2011 г. будут включены расходы по проведению капитального ремонта ЛЭП на указанных в заявлении улицах. Без включения расходов в бюджет деньги на ремонт не могут быть выделены. Бюджет муниципального округа является дотационным, собственные доходы составляют 53 %, остальные поступления - дотации. В связи с этим считает требования прокурора о проведении капитального ремонта до 20.01.2011 г. невыполнимыми. Кроме указанных обстоятельств заявитель не принимает во внимание то, что в соответствии с Федеральным законом № 94 «О размещении заказов» разместить заказ администрация может только после включения данных расходов в бюджет. В бюджет расходы могут быть внесены только на 2011 г.. Не принимается во внимание заявителем то, что требуется время для объявления конкурса, время для исполнения капитального ремонта. Заявляя требование о проведении капитального ремонта ЛЭП в столь короткие сроки, прокурор обязывает администрацию идти на нарушение законодательства, а именно ФЗ № 94. В связи с этим считает сроки проведения ремонта ЛЭП незаконными и необоснованными. Администрация ДГО изначально не возражала, что требуется капитальный ремонт ЛЭП. Для этого необходимо составление проектно-сметной документации, составление только сметы в данном случае недостаточно, т.к. ЛЭП относится к опасным объектам. Допрошенный в судебном заседании представитель третьего лица на стороне истца - представитель ОАО «Электросервис» Хижняк В.В. суду показал, что ОАО «Электросервис» несет значительные потери электроэнергии в связи с неисправностью электролинии. Считает, бездействие администрации заключается в том, что, приняв в 2009 г. от ОАО «РЖД» неисправную ЛЭП, администрация ДГО не включила в бюджет 2010 г. расходы на проведение капитального ремонта. ОАО «Электросервис» заключало с ответчиком договор обслуживания этой линии, однако в связи с неоплатой произведенных работ договор расторгнут, в настоящее время линия не обслуживается. Специалист ОАО «Электросервис» Хиневич В.А. суду показала, что эксплуатировать в настоящее время ЛЭП очень опасно: из-за технического состояния в любое время могут завалиться опоры. В таком состоянии ЛЭП находилась и тогда, когда была в ведении ОАО «РЖД». Линию пытались передать на баланс ОАО «Электросервис», однако они отказались от этой линии именного из-за её технического состояния, после этого линия была передана администрации ДГО. Считает, что если привлечь к проведению капитального ремонта такую специализированную организацию, как ДМК-92, то ремонтные работы можно провести за 1,5 месяца. Однако это только работа, без оформления необходимой документации. Вместе с тем, документация также необходима, т.к. проведение таких работ требует согласования с другими организациями. При выполнении работ по замене частей электролинии таким же материалом, не требуется составление проекта, достаточно одной сметы. Однако для проведения реконструкции ЛЭП ( вынос опор ЛЭП с территории придомовых участков) необходима проектно-сметная документация. В настоящее время ЛЭП на данных улицах никем не обслуживается, кто проводит там ремонты неизвестно, что является дополнительной угрозой для населения. Допрошенный в судебном заседании главный государственный инспектор Северного отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью по Приморскому краю Коврижин О.В. суду показал, что в 2008 году была проведена совместная с ОАО «Электросервис» и ОАО «РЖД» проверка, по результатам которой в администрацию ДГО направлено письмо о техническом состоянии ЛЭП. В период с 3 по 6 сентября 2010 г. вновь проведена проверка, в процессе которой установлены дефекты ЛЭП, направлено ответчику предписание об устранении дефектов, в том числе о заключении договора на обслуживание линии. До настоящего времени предписание не выполнено. Считает, что не все улицы требуют немедленного ремонта: ул. Б. Хмельницкого, где отсутствуют номера на опорах, может быть отремонтирована позже. Проведение ремонтных работ ЛЭП на ул. Железнодорожной должно быть безотлагательным. Считает, что администрация ДГО по вопросу финансирования ремонта ЛЭП бездействовала. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В судебном заседании установлено, подтверждается пояснениями представителя ответчика, что сооружение - низковольтная линия электропередач 0,4 кВ, протяженностью 6,433 км., инвентарный номер 05:207:002:000062640, по адресу: г. Дальнереченск Приморского края, вдоль улиц Железнодорожная, Б. Хмельницкого, Кедровая, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Дальнереченский городской округ (свидетельство о государственной регистрации права от 15.07.2009 г. 25-АБ № 184118 - л.д. 7). Не отрицается ответчиком и то, что указанная ЛЭП находится в аварийном состоянии, требуется проведение капитального ремонта этой линии, что подтверждается актом осмотра электроустановок № 06п/18-32.10 от 06.09.2010 г. (л.д.28-36). Однако при этом ответчик полагает заявленные прокурором требования о признании бездействия по непроведению ремонта незаконным - необоснованными, т.к. администрацией ДГО утверждена муниципальная целевая программа по проведению капитального ремонта наружного освещения территории ДГО, заключался договор на обслуживание спорной ЛЭП с ОАО «Электросервис». Данные доводы представителя ответчика не соответствуют исследованным в суде доказательствам, а именно, как пояснил специалист - главный государственный инспектор Северного отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью по Приморскому краю Коврижин О.В. обследование данной линии ЭП проводилось в 2008 г., после чего в администрацию ДГО было направлено письмо о техническом состоянии ЛЭП. Принимая 15.07.2009 г. в собственность имущество - сооружение - низковольтную линию, ответчику было достоверно известно аварийное состояние ЛЭП. Однако до сентября 2010 г. ответчик не принял какие-либо меры по проведению ремонта линии. Ссылка представителя ответчика об отсутствии финансовых средств для проведения капитального ремонта принадлежащего ответчику имущества не может являться основанием к освобождению собственника от содержания этого имущества в пригодном для эксплуатации состоянии. По результатам проверки 06.09.2010 г. главным государственным инспектором ответчику направлено предписание об устранении установленных нарушений, отраженных в акте, в том числе и о заключении договора обслуживания опасного объекта. До настоящего времени по такой договор ответчиком не заключен, что создает дополнительную угрозу жизни и здоровью населения, проживающего в районе действия ЛЭП. Таким образом, в суде нашли полное подтверждение доводы заявления Дальнереченского межрайонного прокурора, суд считает требования в части признания бездействия ответчика, выразившееся в не проведении ремонта ЛЭП, незаконными и понуждении ответчика к проведению капитального ремонта указанной линии - подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает требование прокурора об установлении срока проведения капитальных работ до 20.01.2011 г. необоснованными, заявленными без учета объема предполагаемых работ, необходимости проведения подготовительных работ, а именно: составление проектно-сметной документации, согласование работ с другими организациями. О проведении таких подготовительных работ в суде показал специалист Хиневич В.А., пояснивший, что для реконструкции опор (переноса с придомовых участков), как отражено в акте обследования и приложенной к акту фототаблицы (л.д. 34), необходимо составление проекта. В связи с этим суд считает срок выполнения капитального ремонта ЛЭП определить до 31 марта 2011 года. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать бездействие администрации Дальнереченского городского округа, заключающееся в не проведении ремонта низковольтной линии электропередач, незаконным. Обязать администрацию Дальнереченского городского округа провести ремонт низковольтной линии электропередач 0,4 кВ, протяженностью 6,433 км, инвентарный номер 05:207:002:000062640, на участке улиц Б. Хмельницкого, Кедровая, Железнодорожная в г. Дальнереченске Приморского края, в соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок», утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 г. № 187, в срок до 31 марта 2011 года. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский городской суд в кассационном порядке в течение 10 дней после вынесения в окончательной форме. Вынесение решения в окончательной форме назначается на 2 ноября 2010 г.. Председательствующий судья Т.П. Ксеник