Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Дальнереченского районного суда <адрес> Чупрова Е.О., при секретаре ФИО1 с участием старшего помощника Дальнереченского межрайонного прокурора ФИО2, представителя ответчика, представителя третьего лица, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, третьего лица на стороне истца - территориальной избирательной комиссии <адрес> к администрации Ракитненского сельского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации Ракитненского сельского поселения по неисполнению требований избирательного законодательства в части финансирования расходов Территориальной избирательной комиссии <адрес> на проведение муниципальных выборов, а также о возложении обязанности на ответчика осуществить финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутата муниципального комитета Ракитненского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 119056 рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет Территориальной избирательной комиссии Дальнереченского муниципального района в течение 5 дней с момента принятия судом решения. В обоснование иска указал, что муниципальным комитетом муниципального образования Ракитненское сельское поселение полномочия по подготовке и проведению указанных выборов переданы Территориальной избирательной комиссии Дальнереченского муниципального района. Согласно ч. 1 ст. 57 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее Закон), а также ст. 64 Избирательного кодекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучения организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета, финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Решением Думы Дальнереченского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении повторных выборов депутата муниципального образования Ракитненское сельское поселение» назначено проведение муниципальных выборов на ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение опубликовано в газете «Ударный фронт» от ДД.ММ.ГГГГ №, следовательно, денежные средства на подготовку и проведение выборов должны были быть перечислены не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако, в установленный десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов ответчик не исполнил обязанность по финансированию проведения выборов; до настоящего времени в бюджете Ракитненского сельского поселения на 2011 год денежные средства на проведение повторных выборов депутата муниципального комитета Ракитненского сельского поселения не предусмотрены, в связи с чем, финансирование расходов территориальной избирательной комиссии <адрес> на проведение муниципальных выборов не произведено. На основании решения Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № для проведения выборов депутата муниципального образования Ракитненского сельского поселение необходимо 119056 рублей. Неисполнение ответчиком, возложенных на него обязанностей является недопустимым, поскольку нарушает установленный федеральным законодательством порядок подготовки и проведения выборов, нарушает интересы муниципального образования на участие населения в осуществлении местного самоуправления, а также права и интересы неопределенного круга лиц – жителей Дальнереченского муниципального района, обладающих активным и пассивным избирательным правом, поскольку отсутствие финансирования может повлечь срыв проведения выборов.
В судебном заседании старший помощник Дальнереченского межрайонного прокурора ФИО2 на иске настаивает в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснила, что Администрация Ракитненского сельского поселения свою смету не разрабатывала, поэтому следует руководствоваться сметой предоставленной ТИК, просит обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку до выборов осталось мало времени, а денежные средства до настоящего времени не перечислены.
Представитель ответчика в лице главы поселения ФИО3 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что в бюджет Ракитненского сельского поселения, принятом ДД.ММ.ГГГГ на 2011 год, не заложены средства на выборы депутата, так как смета на выборы была предоставлена ТИК ДД.ММ.ГГГГ, т.е. прошло более месяца с момента утверждения бюджета. Затем в Законодательное собрание и <адрес> муниципальным комитетом было направлено письмо о целесообразности проведения выборов, так как 2/3 депутатов выбраны, ответ еще не поступил. Кроме того, у них возникли сомнения по смете. Расходы на оплату труда членов комиссии не являются обязательными. ДД.ММ.ГГГГ ТИК в обращении к прокурору указала, что изготовила календари и им вручены 100 календарей, а фактически ему вручили только 29 календарей. Изменениями внесенными в бюджет 2010г. на выборы 2011г. были заложены денежные средства в количестве 57 тыс. руб., которые до настоящего времени не перечислены, так как не получили ответ на свое обращение о целесообразности проведения выборов. Согласительные процедуры с ТИК по урегулированию расходов по смете не проводили, свою смету не разрабатывали, считает, что делать этого не должны, а только согласовывать.
Представитель третьего лица на стороне истца – территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО4 суду пояснила, что ФИО3 сразу после выборов в октябре 2010г. знал о том, что будут повторные выборы, поскольку не снял свою кандидатуру, об этом он неоднократно уведомлялся ТИК в решениях о результатах голосования, в направляемых ему для ознакомления решениях ТИК от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ему направили уведомление с напоминанием о назначении повторных выборов на ДД.ММ.ГГГГ Ответы из <адрес> и из избирательной комиссии <адрес> ФИО3 получил, копии этих ответов также были направлены в ТИК <адрес>. Расходы на проведение выборов в <адрес> самые маленькие по краю об этом указано и в письме избирательной комиссии <адрес>. Для проведения выборов ДД.ММ.ГГГГ ТИК сделана заявка в типографию на изготовление календарей, заявлений для голосования вне помещения, изготовили приглашения, заказали листовки по кандидатурам, подана заявка на изготовление бюллетеней на 1080 шт., которые должны быть изготовлены до ДД.ММ.ГГГГ, необходимо подготовить пакет документов на семинар, в смету не заложены выплаты ни на компенсацию, ни на вознаграждение. Смета составляется по предыдущим выборам, при этом руководствуются инструкцией. Все перечисленное уже заказано, но платить не чем. 100 календарей делили на 3 семинара, при этом 1 часть по 10 шт. выдается на каждый избирательный участок. Глава поселения по поводу согласования расходов на подготовку и проведение выборов к ней не обращался.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что работает начальником управления финансов администрации Дальнереченского муниципального района. В 2010г. на основании решения муниципального комитета Ракитненского сельского поселения и решения Думы Дальнереченского муниципального района было заключено соглашение о передаче полномочий по формированию, исполнению бюджета поселения и контроля за исполнением бюджета поселения, на настоящее время на 2011 год такое соглашение не разработано и не подписано. В конце декабря 2010г. у Ракитненского сельского поселения появились дополнительные доходы и управление финансов предложило администрации Ракитненского сельского поселения внести свои предложения по вопросу распределения средств, так по разделу выборы было добавлено 57 тыс. руб., в связи с чем, в бюджетную роспись были внесены изменения, а в кассовый план изменения не внесены, так как у администрации Ракитненского сельского поселения были сомнения по проведению выборов. На ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени на остатке поселения остались деньги в количестве 76 тыс. руб., хотя в конце декабря работники Управления финансов администрации Дальнереченского муниципального района несколько раз спрашивали главу администрации Ракитненского сельского поселения и главного бухгалтера о том, что делать с этими средствами, но был дан ответ оставить их на остатке. При формировании бюджета главный распорядитель, которым является администрация поселения, вносит предложения, представляет смету, куда и сколько направить средств. Сумма расходов на подготовку и проведение выборов с представителем ТИК не согласовывалась, глава поселения сказал, что 57 тыс. руб. на выборы будет достаточно.
Заслушав стороны, допросив свидетеля, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 57 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее Закон), а также ст. 64 Избирательного кодекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучения организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета), финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Избирательного кодекса <адрес> за счет средств бюджетов муниципальных образований финансируются следующие расходы избирательных комиссий: на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях, а также на оплату питания в день голосования членов избирательных комиссий с правом решающего голоса; на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности; на информирование избирателей, в том числе на изготовление и размещение информационных материалов; на приобретение, изготовление, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов и обеспечения деятельности избирательных комиссий; на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных и отдаленных местностях; на доставку и хранение избирательных документов, подготовку их к передаче в архив или на уничтожение; на оплату услуг связи; на приобретение сувениров впервые голосующим избирателям; на командировки и другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов, а также с обеспечением деятельности избирательных комиссий; на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов.
В судебном заседании установлено и следует из исследованных материалов дела, что решением муниципального комитета Ракитненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении повторных выборов депутата муниципального комитета муниципального образования Ракитненское сельское поселение» назначено проведение муниципальных выборов на ДД.ММ.ГГГГ Данное решение опубликовано в газете «Ударный фронт» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Организацией, подготовкой и проведением выборов занимается муниципальная избирательная комиссия <адрес>. Согласно решению ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № и смете расходов для проведения выборов депутата муниципального комитета Ракитненского сельского поселения необходимо 119056 рублей. Также установлено, что ответчик в течение 10 дней с момента опубликования решения о назначении выборов и до настоящего времени финансирование расходов на подготовку и проведение выборов депутата муниципального комитета муниципального образования Ракитненское сельское поселение не произвел.
Таким образом, ответчик нарушил установленный действующим законодательством срок финансирования выборов, до настоящего времени не перечислил для проведения выборов депутата муниципального образования Ракитненского сельского поселение 119056 рублей.
Доводы представителя ответчика о его несогласии с предоставленной ТИК <адрес> сметой, суд находит несостоятельными, поскольку в обоснование своих доводов суду не представлены соответствующие доказательства, не представлена своя смета расходов, обосновывающая сумму расходов по подготовке и проведению выборов, между тем, как ТИК <адрес>, представлена смета расходов, в подтверждение доводов о проведенной работе по подготовке к проведению выборов представлены заявки на изготовление печатной продукции, счет на оплату бюллетеней, не предусмотренных ч. 2 ст. 65 Избирательного кодекса <адрес> расходов смета не содержит.
Доводы ответчика о том, что запланировано на выборы только 57 тыс. руб. суд находит неубедительными, поскольку как было установлено в судебном заседании, данную сумму глава поселения определил самостоятельно, при внесении изменений в бюджет, без учета заявки избирательной комиссии и без предварительного согласования с ТИК <адрес>.
Таким образом, поскольку доказательств перечисления денежных средств на финансирование выборов суду не представлено, в связи с чем, суд считает обязать устранить допущенные нарушения закона посредством перечисления денежных средств на расчетный счет Территориальной избирательной комиссии Дальнереченского муниципального района в сумме 119056 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, с учетом ограниченного времени до начала проведения выборов, суд считает необходимым удовлетворить просьбу прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 212, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Ракитненского сельского поселения по неисполнению требований избирательного законодательства в части финансирования расходов территориальной избирательной комиссии Дальнереченского муниципального района на проведение муниципальных выборов.
Обязать администрацию Ракитненского сельского поселения в пятидневный срок с момента принятия решения осуществить финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутата муниципального комитета Ракитненского сельского поселения, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 119056 (сто девятнадцать тысяч пятьдесят шесть) рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет Территориальной избирательной комиссии Дальнереченского муниципального района.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья подпись Е.О. Чупрова
Копия верна:
Судья Е.О. Чупрова
Секретарь суда ФИО6
Подлинный экземпляр находится в Дальнереченском районном суде в деле №