О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Дальнереченск 18 августа 2010 г.
Дальнереченский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Хлебникова Ю.Г., прокурора Дальнереченской межрайонной прокуратуры Медведевой Е.В., при секретаре Гайчук В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дальнереченского межрайонного прокурора о признании пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 2, абзацев 1, 3, 5, 6 ст. 4, ст. 6, ст. 9, абзаца 5 ст. 10, абзацев 1, 2 п. 1 и пунктов 2, 2.1 ст. 11, абзаца 1 ст. 14, абзаца 3 ст. 17, абзаца 1 ст. 18 Положения «О контрольно-счетной палате Думы Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 28.04.2006 № 54, противоречащими закону,
У С Т А Н О В И Л:
В Дальнереченский городской суд поступило исковое заявление Дальнереченского межрайонного прокурора о признании пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 2, абзацев 1, 3, 5, 6 ст. 4, ст. 6, ст. 9, абзаца 5 ст. 10, абзацев 1, 2 п. 1 и пунктов 2, 2.1 ст. 11, абзаца 1 ст. 14, абзаца 3 ст. 17, абзаца 1 ст. 18 Положения «О контрольно-счетной палате Думы Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 28.04.2006 № 54, противоречащими закону.
В судебном заседании прокурор Медведева Е.В. суду пояснила, что 28.04.2006 г. решением Думы Дальнереченского городского округа № 54 утверждено Положение «О контрольно-счетной палате Думы Дальнереченского городского округа» (далее - Положение). Данное решение опубликовано в газете «Дальнеречье» от 18.05.2006 г. № 39 и от 20.05.2006 г. № 40.
Однако Положение в части противоречит требованиям действующего бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Положения контрольно-счетная палата Думы Дальнереченского городского округа (далее - контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом финансового контроля, образованным Думой города.
На основании статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определена структура бюджетной системы Российской Федерации, которую составляют: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
При этом из содержания ст. 10 БК РФ следует, что создание внебюджетных фондов возможно только на уровне Российской Федерации и ее субъектов и, в свою очередь, не предусмотрено на уровне муниципальных образований. В связи с чем, требованиями бюджетного законодательства не установлена возможность образования муниципальных внебюджетных фондов.
Более того, согласно ст. 15 БК РФ использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Вместе с тем, в процессе реализации задач финансового контроля на контрольно-счетную палату возложены полномочия по организации и осуществлению контроля за рациональностью и эффективностью использования средств бюджетных и муниципальных внебюджетных фондов. В частности, статьей 6 Положения предусмотрено, что контрольно-счетная палата контролирует формирование и эффективное использование средств муниципальных внебюджетных фондов.
В связи с чем, п.п. 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 2, абз. 1, 3, 5, 6 ст. 4, ст. 6, ст. 9, абз. 5 ст. 10, абз. 1, 2 п. 1, п.п. 2, 2.1 ст. 11, абз. 1 ст. 14, абз. 3 ст. 17, абз. 1 ст. 18 Положения в части наделения контрольно-счетной палаты полномочиями по организации и осуществлению контроля за рациональностью и эффективностью использования средств бюджетных и муниципальных внебюджетных фондов противоречат требованиям действующего бюджетного законодательства Российской Федерации.
Более того, в силу статьи 157 БК РФ органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующего бюджета и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующего бюджета, проводят экспертизы проектов указанного бюджета, долгосрочных целевых программ и правовых актов в бюджетной сфере.
В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, муниципальные предприятия и другие получатели средств местного бюджета, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами местного бюджета.
Между тем, согласно абз. 2 п. 1 ст. 11 Положения контрольно-счетная палата проводит проверки и обследования финансово-хозяйственной деятельности в организациях, их союзах, ассоциациях и иных объединениях, получающих средства из местного бюджета, от продажи и использования муниципальной собственности, из муниципальных внебюджетных фондов в любых формах в части использования этих средств, а также имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предоставленные решениями Думы города.
Пунктом 2.1 статьи 11 Положения также предусмотрено, что контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций, связанную с получением, перечислением и использованием ими средств местного бюджета и муниципальных внебюджетных фондов, использованием муниципальной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных решениями Думы города налоговых и иных льгот.
Однако распространение контрольных полномочий контрольно-счетной палаты на субъектов, имеющих налоговые и иные льготы, независимо от наличия факта получения бюджетных средств и иного их участия в бюджетном процессе, не соответствует предусмотренным ст. 157 БК РФ полномочиям органов муниципального финансового контроля.
Кроме того, наделение органа муниципального финансового контроля полномочиями проведения проверок названных субъектов противоречит положениям статей 30, 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам являются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу пункта 1 статьи 30, подпункта 2 пункта 1 статьи 31 и подпункта 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ полномочиями контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а также иных обязательных платежей наделены органы Федеральной налоговой службы.
Соответственно, контрольно-счетная палата как орган, созданный в целях осуществления муниципального финансового контроля, не может быть наделена правом проверок обоснованности получения налоговых льгот по платежам в местный бюджет и контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
13.05.2010 Дальнереченской межрайонной прокуратурой на Положение принесен протест.
25.05.2010 Думой Дальнереченского городского округа протест рассмотрен и удовлетворен.
Вместе с тем до настоящего времени Думой Дальнереченского городского округа соответствующее решение, приводящее Положение «О контрольно-счетной палате Думы Дальнереченского городского округа», утвержденное решением Думы Дальнереченского городского округа от 28.04.2006 № 54, в соответствие с требованиями закона, не принято.
В связи с бездействием органов местного самоуправления Дальнереченского городского округа по приведению вышеназванного муниципального нормативного правового акта в соответствие с требованиями закона нормы пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 2, абзацев 1, 3, 5, 6 ст. 4, ст. 6, ст. 9, абзаца 5 ст. 10, абзацев 1, 2 п. 1 и пунктов 2, 2.1 ст. 11, абзаца 1 ст. 14, абзаца 3 ст. 17, абзаца 1 ст. 18 Положения «О контрольно-счетной палате Думы Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 28.04.2006 № 54, подлежат признанию противоречащими вышеназванным требованиям бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в судебном порядке.
Представитель Думы Дальнереченского городского округа Соц С.Б. с иском согласен, суду пояснил, что решением Думы Дальнереченского городского округа от 30.07.2010 г. № 94 были внесены изменения в решение Думы от 28.04.2006 г. № 54, которым полностью удовлетворены требования прокурора. Указанное решение было опубликовано в газете «Дальнеречье» № 31 от 05.08.2010 г.
Прокурор Дальнереченской межрайонной прокуратуры Медведева Е.В. после пояснения представителя Думы Дальнереченского городского округа отказалась от заявленных требований, просит прекратить производство по делу..
Суд, выслушав стороны, представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Дальнереченский межрайонный прокурор в исковом заявлении просит признать о признании пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 2, абзацев 1, 3, 5, 6 ст. 4, ст. 6, ст. 9, абзаца 5 ст. 10, абзацев 1, 2 п. 1 и пунктов 2, 2.1 ст. 11, абзаца 1 ст. 14, абзаца 3 ст. 17, абзаца 1 ст. 18 Положения «О контрольно-счетной палате Думы Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 28.04.2006 № 54, противоречащими закону.
В судебном заседании прокурор отказался от своего заявления в связи с тем, что решением Думы Дальнереченского городского округа № 94 от 30.07.2010 г. указанные в заявлении нарушения действующего законодательства устранены.
В соответствии с ч.3 ст.252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.
Вместе с тем, указанные в заявлении прокурора нарушения действующего законодательства на момент рассмотрения дела в суде устранены. В связи с этим оспариваемый правовой акт в настоящее время не влечет за собой нарушение прав и законных интересов каких-либо лиц.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь пп.1 п.1 ст.134, ч.1 ст.220, ст.253 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу по заявлению Дальнереченского межрайонного прокурора о признании пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 2, абзацев 1, 3, 5, 6 ст. 4, ст. 6, ст. 9, абзаца 5 ст. 10, абзацев 1, 2 п. 1 и пунктов 2, 2.1 ст. 11, абзаца 1 ст. 14, абзаца 3 ст. 17, абзаца 1 ст. 18 Положения «О контрольно-счетной палате Думы Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 28.04.2006 № 54, противоречащими закону, прекратить.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней после вынесения.
Судья Ю.Г.Хлебников