Решение о признании незаконным перерасчета платы за коммунальные услуги



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Дальнереченск 26 февраля 2010 года

Дальнереченский городской суд Приморского края в составе судьи Тур И. А., при секретаре Воронцовой Н. А., с участием истца Маровой Л. В., представителя ответчика Литвинюк Е. О., действующего на основании доверенности от Дата обезличена Номер обезличен рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Маровой ... к КГУП «Примтеплоэнерго» филиал «Лесозаводский» Дальнереченский тепловой район о признании незаконным перерасчета платы за коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

ФИО0 обратилась в суд с иском к ответчику, требуя признать незаконным перерасчет платы за тепловую энергию. В обоснование указала, что в Дата обезличена получила счет-квитанцию об оплате за тепловую энергию за Дата обезличена с перерасчетом. С перерасчетом не согласна, так как за весь период оплачивала тепловую энергию по показаниям прибора учета. Просила компенсировать моральный вред в размере 10000 рублей. Впоследствии требования увеличила, желая взыскать с ответчика 20000 рублей материального ущерба связанного с потерей субсидии.

В судебном заседании истица от компенсации морального вреда и взыскании материального ущерба отказалась, в остальном на требованиях настаивали, пояснила, что в Дата обезличена с КГУП «Примтеплоэнерго» заключила договор на оказание услуг отопления и горячего водоснабжения. Плату за услуги отопления вносила по показаниям счетчика. В нарушение действующего законодательства Дальнереченский тепловой район филиала «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго», предварительно не уведомив ее, выставил счет-квитанцию на оплату за Дата обезличена, изменив размер платы за коммунальные услуги. В настоящее время, выставляя платежные документы, продолжает указывать задолженность за Дата обезличена, начисляя пеню за просрочку оплаты.

В письменных возражениях ответчик с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, указав, что в соответствии с п. 9.13 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 года № Вк-4936 (далее ПУТЭТ), представителями КГУП «Примтеплоэнерго» в присутствии представителя собственника дома по ул. ... Дата обезличена года было произведено контрольное внеплановое снятие архивных данных показаний прибора учета, в ходе которого было выявлено нарушение условий ПУТЭТ. Установлено, что тепловой счетчик с Дата обезличена года по Дата обезличена года работал не 24 часа в сутки, периодически отключался. ПУТЭТ не регламентирует периодичность проверки приборов учета тепловой энергии. В соответствии с разделом 2 Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, учреждениях, организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 11 ноября 1999 года № 73 (далее Рекомендации) и п. 9.2 ПУТЭТ - ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета тепловой энергии несут лица, в чьем ведении находится данный узел учета, то есть собственники жилого дома, где находится тот или иной узел учета тепловой энергии. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, и в соответствии со ст. 211 ГК РФ собственник имущества несет риск случайной гибели либо повреждения имущества. Если собственники жилого дома в соответствии с п. 9.7 ПУТЭТ не уведомили ресурсоснабжающую организацию о неисправности прибора учета, то это не вина ресурсоснабжающей организации. Согласно разъяснению Министерства регионального развития по запросу филиала «Лесозаводский», -КГУП «Примтеплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами. При этом Рекомендации и ПУТЭТ регламентируют порядок учета тепловой энергии и теплоносителя, где оговариваются все действия по учету тепловой энергии. В данном


2

случае изменялся не размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а порядок ее начисления. При проверке узла учета тепловой энергии было установлено несанкционированное вмешательство в работу узла учета, либо неисправность элементов узла учета, прибор учета отключался от сети и не учитывал в полном объеме потребленную тепловую энергию. При этом представитель собственника, осуществляющего эксплуатацию узла учета, зная данный факт, не предоставил в адрес ресурсоснабжающей организации необходимую информацию в соответствии с п. 9.7 ПУТЭТ и п. 39 Рекомендаций. В соответствии с п. 9.9, п. 9.10 ПУТЭТ, п. 38 Рекомендаций - при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергеснабжающей организации. В этом случае количество потребленной тепловой энергии определяется как для абонентов, у которых отсутствует приборный учет, то есть по нормативам, утвержденным органами местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Кроме того, п. 2.2.3 договоров между КГУП «Примтеплоэнерго» и Маровой Л. В. (если таковой имеется) предусмотрено право предприятия произвести перерасчет расчетным путем, согласно утвержденным нормативам в случае неисправности прибора учета.

В судебном заседании представитель ответчика доводы возражений поддержал, просил в иске отказать.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд находить требования истца подлежащими полному удовлетворению.

В соответствии со ст. 469 ГК РФ, ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закона № 2300-1) исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору.

Ст. 153 ЖК РФ установлено, что собственники жилого помещения, наниматели жилого помещения и другие предусмотренные законодательством лица обязаны вносить плату за жилое помещения и коммунальные услуги.

Согласно требованиям ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

При этом в соответствии с ч. 2 ч. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

По смыслу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Согласно ст. 37 Закона № 2300-1 потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

Часть 13 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 307 «О порядке


предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307).

В силу п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 49 Правил № 307 исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня. следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал. Пункт 3 Правил определяет, что Исполнителем, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений, является организация, производящая коммунальные ресурсы: в данном случае Дальнереченский тепловой район филиала «Лесозаводский» КГУП « Примтеплоэнерго ».

В пунктах 22, 23 Правил № 307 установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к Правилам № 307.

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 к Правилам № 307.

В соответствии со ст. 42 Правил № 307 информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам.

Положениями п/п «г» п. 51 Правил № 307 предусмотрено право потребителя получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.

В соответствии с п. п. 13, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).


4

В п. 9.13 ПУТЭТ указано, что периодическую проверку узла учета осуществляют представители энергоснабжающей организации и госэнергонадзора в присутствии представителя потребителя.

Как установлено в судебном заседании между Маровой Л. В., проживающей в квартире Номер обезличен по ... в гор. ... ... и КГУП «Примтеплоэнерго» заключен договор на оказание услуг отопления и горячего водоснабжения. Согласно договору филиал «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» принял на себя обязательство по обеспечению тепловой энергии на отопление в необходимом количестве и соответствующего качества согласно температурному графику, а также тепловой энергии на горячее водоснабжение, в соответствии с температурным графиком. Плата за услуги отопления должна вносится Потребителем по показаниям счетчика. Дата обезличена года с участием представителя ответчика - инженера ФИО6, был допущен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии потребителя - жилого дома по ул. ... гор. ... В результате проверки, проведенной КГУП «Примтеплоэнерго», узла учета тепловой энергии, был составлено акт без номера, утвержденный начальником теплового района Дата обезличена Дата обезличена, в соответствии с которым Дата обезличена года произведена техническая диагностика работы приборов тепловой энергии потребителя жилой ... по ... гор. ..., и установлено, что прибор периодически отключался с Дата обезличена по Дата обезличена. Проверка проводилась без представителя потребителя (владельца прибора), в связи с чем, акт не может быть принят судом в качестве документа, подтверждающего отключение узла учета тепловой энергии. В нарушение действующего законодательства Дальнереченский тепловой район филиала «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго», предварительно не уведомляя истцов, выставил платежные документы - счета-квитанции на оплату за Дата обезличена, изменив размер платы за коммунальные услуги. В настоящее время, выставляя платежные документы, продолжает указывать задолженность за Дата обезличена, начисляя пеню за просрочку оплаты. Согласно приказу филиала «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» от 25 февраля 2009 года № 121 перерасчет произведен за период с Дата обезличена по Дата обезличена.

При таких обстоятельствах действия Дальнереченского теплового района филиала "Лесозаводский" - КГУП Примтеплоэнерго» по перерасчету Маровой Л. В. платы за тепловую энергию в Дата обезличена с последующим начислением пени являются незаконными. Обстоятельств несанкционированного вмешательства собственников в работу прибора не установлено. Акт проверки узла учета тепловой энергии был составлен с нарушением действующего законодательства, в отсутствие представителя потребителя. Об изменении размера платы за потребленное тепло Марова Л. В. предварительно не уведомлялась.

Обязанность по производству перерасчета должна быть возложена на КГУП Примтеплоэнерго», которое является юридическим лицом и стороной договора на оказание услуг отопления и горячего водоснабжения, независимо от того, что счет-квитанция выставлена Дальнереченским тепловым районом.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины по основаниям п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ.

Исходя из требований 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскивается с ответчика.

На момент обращения в суд размер государственной пошлины составлял 2000 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ) и подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить полностью требования Маровой ....

Признать незаконным перерасчет платы за тепловую энергию, произведенный Дальнереченским тепловым районом филиала «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» Дата обезличена Маровой ..., проживающей по ул. ..., ... гор. ...

Обязать КГУП «Примтеплоэнерго» произвести перерасчет оплаты тепловой энергии с учетом показаний прибора учета за период с Дата обезличена по Дата обезличена Маровой ..., проживающей по ул. ..., ... гор. ...

Взыскать с КГУП «Примтеплоэнерго» в доход государства государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения через Дальнереченский городской суд.

...

Судья подпись И. А. Тур