Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Дальнереченск Дата обезличена года
Дальнереченский городской суд Приморского края в составе судьи Тур И. А., при секретаре Воронцовой Н. А., с участием истца Рзянкиной Е. А., представителя истца адвоката Бородина М. П., представителя ответчика главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) Семёновой Т. Ю., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рзянкиной ... к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Приморского края о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал,
У С Т А Н О В И Л:
Рзянкина Е. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Приморского края о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал (далее Сертификат). В обоснование указала, что Дата обезличена года родила дочь Рзянкину ... которая умерла на первой неделе жизни Дата обезличена года. Дата обезличена года родила второго ребенка - сына Рзянкина ... в связи с чем в Дата обезличена года истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче Сертификата. Дата обезличена года в выдаче Сертификата было отказано по тем основаниям, что справка о рождении формы № 26 на первого ребенка не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка, при установлении права на материнский капитал. С отказом не согласна, считает, что круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, определен в ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон № 256-ФЗ). Такое право возникает, в частности, у женщин, родивших или усыновивших второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. В соответствии со ст. 5 Закона № 256-ФЗ лица, имеющие право на материнский капитал, вправе обратиться за получением Сертификата путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Одновременно с заявлением установленной формы подаются документы, подтверждающие рождение или усыновление детей. Действующим законодательством не устанавливается зависимость возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки от факта нахождения ребенка в живых. По ее мнению у ответчика не имеется правовых оснований для отказа в выдаче Сертификата. Просит признать за ней право на получение Сертификата, и обязать ответчика выдать Сертификат.
В судебном заседании истец, представитель истца на иске настаивали, просили требования удовлетворить. Пояснили, что основанием для отказа в выдаче Сертификата послужило отсутствие свидетельства о рождении на первого ребенка, умершего на первой неделе жизни. Отказ нельзя признать законным. Статьей 3 Закона № 256-ФЗ установлено право женщины на получение Сертификата при рождении второго ребенка. Не вина истца в том, что рожденный ею ребенок умер. В ч. 2 ст. 3 Закона № 256-ФЗ указан исчерпывающий перечень детей, которые не могут быть учтены при решении вопроса о выдаче Сертификата. Умерших детей в нем нет. Смерть ребенка не является препятствием к выдаче Сертификата. Статьей 4 Закона № 256-ФЗ предусмотрено ведение регистра, п. 8 которой предусматривает предоставление сведений о детях. Предоставленная истицей справка является документом, содержащим сведения о рожденном ребенке. В перечисленных в п. 6 ст. 5 Закона № 256-ФЗ основаниях отсутствует основание для отказа в выдаче Сертификата, связанное со смертью ребенка. Перечень данных оснований исчерпывающий. Разрешаемый спор носит более нравственный, чем правовой характер. Государство взяло на себя обязательства стимулирования рождения детей. Чтобы родить ребенка, нужно его выносить, не всегда роды успешны. Сам факт беременности говорит о желании женщины родить, деньги, выделяемые государством, направлены на стимулирование рождения как можно большего числа детей. Исходя из этого, истец имеет право на материнский капитал.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Указала, что Дата обезличена года истец обратилась в отделение Пенсионного фонда за получением Сертификата. Решением от Дата обезличена года в выдаче Сертификата было отказано, так как не было предоставлено свидетельство о рождении первого ребенка, умершего на первой неделе жизни. В соответствии с п. п. 8 п. 2 ст. 4 Закона № 256-ФЗ и Приложением к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным постановлением правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 (далее Правила), необходимо предоставление свидетельства о рождении. Перечень документов исчерпывающий и понимается формально, иной трактовки быть не может. Регистр сведений о выдачи Сертификатов имеет компьютерную программу и другие сведения, кроме свидетельства о рождении, программой не принимаются, возникают технические сложности. Статьей 47 ГК РФ установлено, что документ, подтверждающий факт рождения, является свидетельство о рождении, поэтому справка формы № 26 не может быть принята как документ, подтверждающий рождение ребенка. Исходя из требований Федерального закона Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» факт гражданства устанавливается моментом выдачи свидетельства о рождении (далее Закон № 143-ФЗ). Кроме того, с формальной точки зрения, закон устанавливает дополнительные меры для поддержки семей, имеющий двух и более детей.
Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими полному удовлетворению.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита государством материнства и детства, семьи (ст. 38).
Законом № 256-ФЗ установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Государственная политика в данном вопросе направлена на стимулирование рождения детей в семьях.
Установлено, что Рзянкина Е. А. Дата обезличена года родила дочь Рзянкину ..., которая умерла Дата обезличена года. Факт рождения ребенка подтвержден справкой о рождении Номер обезличен, факт смерти ребенка подтвержден свидетельством о смерти Номер обезличен, выданными Дата обезличена года отделом ЗАГС администрации Дальнереченского городского округа Приморского края. Дата обезличена года ФИО6 родила сына Рзянкина ... (свидетельство о рождении Номер обезличен, выдано Дата обезличена года отделом ЗАГС администрации Дальнереченского городского округа Приморского края). Дата обезличена года Рзянкина Е. А. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче Сертификата, предоставив копию справки о рождении дочери, копию свидетельства о ее смерти, копию свидетельства о рождении сына. Решением от Дата обезличена года Номер обезличен в выдаче Сертификата отказано в связи с тем, что в соответствии с требованиями Закона № 256-ФЗ, Правил справка о рождении формы № 26 не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка, при установлении права на материнский (семейный) капитал. Данный отказ оспаривается истцом.
В соответствии с требованиями ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
По ч. 2 указанной статьи при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Дети истца к данным категориям не относятся.
Исходя из требований ч. 1 ст. 5 Закона № 256-ФЗ женщины, родившие второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением Сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В соответствии с п. 5 Правил заявление подается с предъявлением ряда документов, в том числе - подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Документы, подтверждающие рождение гражданина, выдаются органами записи актов гражданского состояния (ст. 47 ГК РФ).
В случае если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни (Закона № 143-ФЗ).
После 1 января 2007 года истец родила двоих детей - дочь ФИО8 и сына ФИО9. Факт рождения истцом двоих детей установлен и подтвержден в судебном заседании и не оспаривается. Оба ребенка по праву рождения являются гражданами Российской Федерации.
Имеющееся в Законе № 256-ФЗ противоречие - он устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, и в то же время право на дополнительные меры государственной поддержки возникают при рождении женщиной второго ребенка, - не может ущемлять права женщины, родившей двоих детей на получение Сертификата, и должно трактоваться в ее пользу.
Возникновения права на Сертификат не может быть поставлено в зависимость от отсутствия свидетельства о рождении у родившегося ребенка, так как само рождение, что требует закон, произошло. Тем более не могут ущемлять право истца на получение Сертификата обстоятельства невозможности внести сведения о ребенке по справке о рождении в Федеральный регистр, что само по себе абсурдно.
По мнению суда, истец имеет право на установленные государством дополнительные меры в виде права на получение Сертификата. Тем более что истец находится в молодом, детородном возрасте и выдача ей Сертификата явится дополнительным стимулом поддержки государства в его демографической политике направленной на стимулирование рождаемости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью исковые требования Рзянкиной ....
Признать за Рзянкиной ... право на получение государственного сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Приморского края выдать Рзянкиной ... государственный сертификат на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка Рзянкина ..., родившегося Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский городской суд.
...
Судья И. А. Тур