Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дальнереченск 23 августа 2010 г.
Дальнереченский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Хлебникова Ю.Г., при секретаре Гайчук В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизаревой ... к ОАО «Сбербанк России», дополнительному офису № 8635/0228 Приморского отделения ОАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Дальнереченский городской суд с указанным иском. В судебном заседании Сизарева И.Б. на своих требованиях настаивает, суду пояснила, что 13 августа 2009 года она обратилась в дополнительный офис № 8635/0228 с заявлением об оформлении ей банковской карты VISA Classic Аэрофлот. Работник банка заполнил бланк заявления, после чего она его проверила и подписала. Решение об изготовлении такой банковской карты было принято ею в связи с объявленной Сбербанком России и Аэрофлотом акцией, в соответствии с условиями которой при открытии банковских карт Аэрофлот в период с 1 июля по 31 августа 2009 г. участникам акции начисляются дополнительные мили. В дальнейшем начисление миль производится при оплате покупок с помощью указанных карт. Дополнительные мили имеют денежный эквивалент, однако использовать их можно только при приобретении авиабилетов, участникам акции предоставляются скидки пропорционально имеющимся милям. В срок до 31 августа 2009 г. банковская карта банком не была изготовлена, в связи с чем Сизарева не стала участником акции и не получила в качестве бонуса 3000 бесплатных миль, в денежном эквиваленте 90 000 рублей. Кроме того, не смогла оплатить картой товар и не получила мили на сумму 178 170 руб., считает эту сумму упущенной выгодой. Также просит взыскать стоимость изготовления банковской карты 750 рублей и 10 000 возмещение морального вреда. В судебном заседании изменила исковые требования, увеличив суму неполученной выгоды до 253140 руб. и сумму компенсации морального вреда до 50000 руб.
Представитель ОАО «Сбербанк России» Ганжа Е.Н. с иском Сизаревой И.Б. не согласна, суду пояснила, что в заявлении о выпуске банковской карты не указаны сроки, к которым данная карта должна быть изготовлена. Кроме того, в заявлении были неправильно указаны анкетные данные истца, которые она должна была проверить и исправить. Однако она этого не сделала, в результате чего центр по изготовлению банковских карт, который находится в г. Москва, затянул с изготовлением карты, делая уточняющие запросы. Поскольку центр по изготовлению банковских карт находится на значительном удалении от г. Дальнереченска, обычно указанные карты доставляются клиентам в течение двух месяцев со дня написания заявления. Истец сама написала заявление от 03.11.2009 г. об отказе в получении карты, в связи с чем карта была уничтожена по акту. Считает, что банком ничего не нарушено и потому просит в иске отказать.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, истец Сизарева И.Б. 13.08.2009 г. обратилась в дополнительный офис № 8635/0228 Приморского отделения ОАО «Сбербанка России» с заявлением об оформлении банковской карточки, уплатив при этом 750 руб. Указанная карточка была необходима ей для занятий сетевым бизнесом, поскольку она является индивидуальным предпринимателем. При наличии данной карты она могла оплатить товарооборот группы через терминал, что повлекло бы за собой зачислению на пластиковую карточку дополнительных миль по промо-акции, проводимой компанией «Аэрофлот» «3000 бесплатных миль». Считает упущенную выгоду исходя из товарооборота группы. В судебном заседании после заявления ответчика о том, что закон «О защите прав потребителя» не применяется к отношениям между организациями и индивидуальными предпринимателями, также пояснила, что приобретает товар не только для группы, но и в личных целях. Однако в суд каких-либо доказательств в обоснование данного довода, не представила. В соответствии с заявлением Сизаревой И.Б. от 03.11.2009 г. банковская карта была уничтожена. Каких-либо договоров между банком и Сизаревой И.Б. о выдаче банковской карты, не заключалось.
Банковская карта является персонифицированным платежным инструментом, предоставляющим возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получение наличных средств в банках и банкоматах. В соответствии с пунктом 2.5 Положения о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием (утв. ЦБ РФ 09.04.1998 № 23-П) выдача банковских карт клиенту осуществляется на основании заключенного с ним договора. При подаче Сизаревой И.Б. заявления о выдаче банковской карты, договор с ней не заключался, сроки изготовления и выдачи банковской карты не устанавливались. Сроки изготовления и выдачи банковских карт кредитными учреждениями законом не установлены и должны определяться сторонами по соглашению между ними. Согласно пояснениям ответчика, карты изготавливаются в Москве и их изготовление и доставка требуют определенного времени. В информации о проведении акции сроки изготовления и выдачи банковских карт не устанавливаются, в ней лишь говорится о том, что при условии открытия карт Аэрофлот в период проведения акции с 01.07.2009 г. по 31.08.2009 г. участникам акции будет производиться начисление дополнительных миль. Договор о выдаче банковской карты является смешанным договором с включением в него элементов договора банковского счета, который в соответствии со статьей 846 Гражданского кодекса РФ заключается на условиях, согласованных сторонами. Представитель ответчика пояснил, что при обращении граждан открывается счет, по изготовлении карты присваивается номер карты.
Обязанность ответчика изготовить истцу банковскую карту VISA Classic Аэрофлот в срок до 31 августа 2009 года не была предусмотрена договором. Сроки принятия решений об изготовлении банковских карт и сроки изготовления банковских карт Сбербанком России как условия публичного договора не установлены в документах, предназначенных для информирования граждан об условиях выдачи банковских карт. В связи с отсутствием установленных либо согласованных сроков ответчик не может нести ответственность за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг) в соответствии со статьей 28 Закона «О защите прав потребителей». В требованиях о взыскании убытков в сумме 343890 руб. и морального вреда в сумме 50000 руб.должно быть отказано.
Банковская карта VISA Classic Аэрофлот Номер обезличен на имя Сизаревой ... была изготовлена 6 октября 2009 г., однако, в связи с тем, что срок акции уже прошел, истица написала заявление о закрытии карты. Согласно акту от 30 ноября 2009 г., данная банковская карта была уничтожена. Никаких препятствий к использованию карты по ее назначению как средства платежа и получения наличных денег не имелось. Закрытие карты зависело только от волеизъявления истицы, в связи с чем взыскание с ответчика средств, затраченных на изготовление карты, необоснованно. Суд считает, что банк в разумный срок изготовил банковскую карту, затратив на это 2 месяца (с августа по октябрь).
В судебное заседание истцом в обоснование своих доводов были представлены в качестве доказательства распечатанные листы с сайта Сбербанка «ОнЛ@йн», однако суд не может их принять в качестве доказательств, поскольку достоверность указанных сведений ничем не подтверждена, суд не может считать указанные распечатки допустимым доказательством.
На основании вышеизложенного, суд полагает отказать Сизаревой И.Б. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сизаревой ... к ОАО «Сбербанк России», дополнительному офису № 8635/0228 Приморского отделения ОАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней после вынесения.
Судья Ю.Г.Хлебников