Решение о постановке в очередь на получение государственного жилищного сертификата



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дальнереченск 02 ноября 2010 г.

Дальнереченский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Хлебникова Ю.Г., при секретаре Гайчук В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой <данные изъяты> к ГУ «Краснознаменное Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю», Службе в г. Дальнереченске Краснознаменного Пограничного управления по Приморскому краю, администрации Дальнереченского городского округа, о постановке в очередь на получение государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Романова О.М. обратилась в суд с указанным заявлением. В судебном заседании на исковых требованиях настаивает, суду пояснила следующее. Она прослужила на военной службе в течение 16 лет, сейчас находится на пенсии. В октябре 2009 г. она обратилась к службе в г. Дальнереченске Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю с заявлением о включении ее в список очередников для получения жилищного сертификата. С аналогичным заявлением она обратилась и в администрацию Дальнереченского городского округа. В удовлетворении указанных заявлений ей было отказано. Она считает указанные ответы незаконными по следующим обстоятельствам. В настоящее время она проживает вместе с сыном в трехкомнатной квартире общей площадью 58,8 м2. Указанная квартира была выдана военнослужащему ФИО1 - ее бывшему мужу, в ноябре 1991 г. на состав семьи из четырех человек: Романову О.М. - жену, дочь ФИО5 и сына ФИО2. Совместная жизнь с ФИО1 у нее не сложилась и брак между ними был расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором на передачу квартиры в собственность граждан, указанная квартира была приватизирована на ее сына ФИО2, остальные члены семьи от участия в приватизации отказались. В настоящее время сын собирается жениться, у нее не сложились отношения с будущей женой сына и она не сможет проживать вместе с ним. Собственного жилья она не имеет. После службы она хотела бы переехать на постоянное место жительство в <адрес>, в котором также никакого жилого помещения не имеет. В связи с этим просит удовлетворить ее исковые требования, обязать ответчиков поставить ее в очередь на получение государственного жилищного сертификата.

Представитель истца Еременко В.П. поддержал требования своего доверителя.

Представитель ответчика ГУ «Краснознаменное Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» по доверенности Миняйло К.О. с иском Романовой О.М. не согласен, суду пояснил следующее. На момент увольнения истец была обеспечена жилым помещением. С какими-либо заявлениями в адрес Пограничного управления Романова не обращалась. В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований Романовой О.М.

Представитель ответчика Службы в г. Дальнереченске Краснознаменного Пограничного управления по Приморскому краю по доверенности Молдованенко С.К. с иском Романовой О.М. не согласен, суду пояснил следующее. Романова О.М. зарегистрирована по адресу <адрес>, общая площадь квартиры составляет 58,8 кв. м. В соответствии с постановлением главы Дальнереченского городского округа, учетная норма установлена в размере 10 кв. м на одного человека. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, собственником <адрес> является ФИО2 - сын истицы. Дом по адресу <адрес>, находится на балансе ГУ «Краснознаменное Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю». Таким образом, Романова О.М., как член семьи собственника жилого помещения, является обеспеченной жилым помещением по установленным нормам. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В связи с этим считает, что приватизация квартиры на сына, а не на себя со стороны истицы, была сделана с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации Дальнереченского городского округа по доверенности Егорова Е.В. с иском не согласна, суду пояснила следующее. Романова О.М. не является нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст.51 ЖК РФ. Она член семьи собственника жилого помещения - своего сына, обеспечена жилой площадью более чем положено по нормам на одного человека. Каких-либо доказательств того, что она нуждается в жилом помещении, истец в суд не представила. В связи с этим просит суд отказать Романовой О.М. в удовлетворении исковых требований.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 суду пояснила, что знакома с семьей Романовых около 18 лет, дружат семьями. Семейная жизнь у Романовых не получилась и они развелись. В 2006 г. под давлением мужа, Романова отказалась от приватизации трехкомнатной квартиры в пользу сына. В настоящее время проживает то у сына, то у дочери.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 суду показал, что является сыном истицы. В настоящее время мать зарегистрирована у него в квартире, проживает то у него, то у сестры. В 2006 г., под давлением отца, указанная квартира была приватизирована на него. Остальные члены семьи отказались от участия в приватизации. Приватизацией занималась мать, так как ему было некогда - он сдавал госэкзамены в институте, кроме того подрабатывал ремонтом квартир. После увольнения со службы мать собиралась уехать на постоянное место жительства в <адрес>, потом изменила свое решение, решила переехать в <адрес>, но у нее ничего не получилось.

Суд, выслушав мнение сторон, представителей сторон, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии со справкой, выданной начальником отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес>, Романова О.М. проходила действительную военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ бывшему мужу истицы, ФИО1, военнослужащему в/ч 2488, решением горисполкома №, была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу <адрес>, жилой площадью 36,4 кв.м., на состав семьи: жена -ФИО3, дочь -ФИО5, сын- ФИО2

ДД.ММ.ГГГГуказанная квартира по соглашению между всеми лицами, имеющими право на приватизацию, была приватизирована ФИО2. Истица от участия в приватизации квартиры отказалась.

ДД.ММ.ГГГГ Романова О.М. обратилась с заявлением на имя начальника Службы в городе Дальнереченске Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю о включении в список очередников для получения жилищного сертификата. В заявлении Романова О.М. указала, что проживает в квартире сына, собственного жилья не имеет, стаж военной службы составляет 16 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Романовой был дан ответ на заявление, которым ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях с указанием причины: намеренное ухудшение жилищных условий в течение предшествующих пяти лет (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

ДД.ММ.ГГГГ Романова О.М. обратилась к главе Дальнереченского городского округа с заявлением о постановке ее на очередь для получения жилищного сертификата, указала, что своего жилья не имеет, проживает в квартире сына.

В ответе главы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ Так как Романова О.М. в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит, оснований для включения ее в список военнослужащих, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, не имеется.

Суд полагает отказать в удовлетворении исковых требований Романовой О.М. по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, в последний год военной службы Министерством обороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего выдается ГЖС для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 14.11.2007 N 778, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09) (далее - Постановление № 1054) основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

П. 10 Постановления № 1054 установлено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после ДД.ММ.ГГГГ (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до ДД.ММ.ГГГГ);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 г. N 80 (с изменениями от 20 августа 2008 г.), которая устанавливает особенности учета военнослужащих.

Для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации подают рапорт в жилищную комиссию воинской части (подразделения). К рапорту прилагается справка о сдаче жилого помещения по прежнему месту службы или жительства в квартирно-эксплуатационные органы (КЭЧ, ОМИС и др.). Военнослужащие, не сдавшие жилые помещения по прежнему месту жительства, кроме того, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки).

Кроме того, при необходимости прилагаются:

- документы, подтверждающие право пользования льготами при постановке на учет и предоставлении жилой площади;

- справка БТИ (представляют сотрудники, проживающие в жилом доме или квартире, принадлежащих им на праве собственности);

- иные документы, относящиеся к решению жилищного вопроса.

Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Жилищные комиссии создаются в целях правильного и экономного распределения жилой площади. В Вооруженных Силах Российской Федерации они действуют на основании Примерного положения о жилищных комиссиях (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80).

Поскольку Романова О.М. является членом семьи собственника жилого помещения -<адрес>, в <адрес>, общей площадью 58 кв.м. на состав семьи 2 человека, обеспечена жилой площадью не ниже установленной нормы, она не является нуждающейся в получении жилой площади в соответствии с действующим законодательством.

С 1991 года Романова О.М. проживает в указанной квартире, ее жилищные условия вследствие приватизации квартиры сыном, ФИО2, не ухудшились.

В заявлениях о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Романова О.М. не указывала такое основание признания гражданина, уволенного с военной службы, нуждающимся в получении жилого помещения, как избрание постоянного места жительства, в связи с чем у ответчиков отсутствовали основания для принятия соответствующего решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В иске Романовой <данные изъяты> к ГУ «Краснознаменное Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю, Службе в г. Дальнереченске Краснознаменного Пограничного управления по Приморскому краю, администрации Дальнереченского городского округа о постановке в очередь на получение государственного жилищного сертификата, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней после вынесения.

Судья Ю.Г.Хлебников