Решение о предоставлении государственного жилищного сертификата



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дальнереченск 19 ноября 2010 г.

Дальнереченский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Хлебникова Ю.Г., при секретаре Гайчук В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитюк <данные изъяты> к Министерству Обороны Российской Федерации, ФБУ Управление Дальневосточного военного округа, объединенному военному комиссариату г. Дальнереченска о предоставлении государственного жилищного сертификата.

У С Т А Н О В И Л:

Никитюк С.В. обратился в Дальнереченский городской суд с указанным иском. В судебном заседании на исковых требованиях настаивает, суду пояснил следующее. В 2000 г. он был уволен с военной службы с должности командира танка в звании старшего прапорщика. Выслуга лет военной службы составила 24 года 5 месяцев, в льготном исчислении 33 года. На момент увольнения проживал в служебном жилом помещении в закрытом военном городке <адрес>. По увольнении со службы намеревался переехать на постоянное место жительство в <адрес>. Он приехал в <адрес> и зашел в администрацию поселка, где ему разъяснили, что необходимые документы для предоставления жилья он должен подать в военкомат по месту жительства (в г. Дальнереченске). Что он и сделал: написал заявление в военкомат г. Дальнереченска о предоставлении ему жилищного сертификата по избранному месту жительства в <адрес>. Документы у него приняли и сказали ждать результата. Примерно через 6 месяцев его вызвали в военкомат и сообщили, что военный комиссар <адрес> отказал в предоставлении жилищного сертификата. Юрист военкомата посоветовал обратиться в Лазовскую КЭЧ (по месту жительства) с данным вопросом. Собрав необходимые документы, написав заявление командиру части о предоставлении жилищного сертификата по избранному месту жительства, он стал ждать выдачи жилищного сертификата. До настоящего времени жилищный сертификат ему не выдали. Оказалось, что по неизвестной ему причине, его из категории военнослужащих, избравших другое место жительства, перевели в категорию граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков. Как он узнал впоследствии, выдача указанной категория жилищных сертификатов (граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков) подлежит финансированию в последнюю очередь. На протяжении нескольких лет он стоит в этой очереди первым, но жилищного сертификата до настоящего времени не получил. В то время как уже все его знакомые военнослужащие, избравшие другое место жительства, получили указанные сертификаты и уехали. Он думал, что его вопрос решается и потому не обращался в суд. Узнал о нарушении своего права в 2010 г. Просит удовлетворить его исковое заявление.

Представитель истца Еременко в.П. поддержал требования своего доверителя.

Представитель Министерства Обороны Российской Федерации в суд не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о переносе дела не заявлял, возражение на иск не представил.

Участники процесса не возражают о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства Обороны РФ.

Представитель ФБУ Управление Дальневосточного военного округа Попкова Е.В. с иском Никитюка С.В., суду пояснила следующее. Списки военнослужащих, которым необходимо предоставление жилищного сертификата, формируют командиры воинских частей. Далее указанные списки поступают в Лазовскую КЭЧ, откуда направляются в Управление Дальневосточного военного округа. В соответствии с поступившими списками, Никитюк С.В. стоял в очереди на получение жилищного сертификата как гражданин, подлежащий отселению из закрытого военного городка. Лазовская КЭЧ проверила документы, сформировало дело и отправила документы в Управление Дальневосточного военного округа. В связи с тем, что финансирование программы по жилищным сертификатам для граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков, производится по остаточному принципу, до настоящего времени сертификат Никитюку не выдан. Он стоит в очереди первым. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель отдела военного комиссариата по г. Дальнереченску т Дальнереченскому району Сивуха Д.С. с иском не согласен, суду пояснил следующее. В 2003 г. работниками Дальнереченского горвоенкомата Никитюку был вручен отказ в постановке на учет для получения жилищного сертификата, разъяснен порядок обжалования. Однако до 2010 г. Никитюк в суд не обратился. В связи с этим считает, что сроки исковой давности были пропущены, в связи с этим просит в иске отказать.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО5 дала пояснения, аналогичные пояснениям Попковой Е.В.

Суд, выслушав мнение сторон, представителей сторон, свидетелей, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

Истец, старший прапорщик Никитюк <данные изъяты>, был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ приказом командующего 5 армией по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой лет в календарном исчислении 24 года 5 месяцев, с выдачей льготного удостоверения. Никитюк С.В. исключен из списков личного состава части приказом командира войсковой части ДД.ММ.ГГГГ Из указанных приказов усматривается, что Никитюк С.В. имел намерение избрать постоянное место жительства. На момент увольнения с военной службы Никитюк С.В. проживал в служебном жилом помещении в закрытом военном городке Кольцевое и в соответствии с п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 являлся нуждающимся в получении жилой площади по двум основаниям: как проживающий в закрытом военном городке и как избравший постоянное место жительства после увольнения с военной службы.

В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Одной из основных социальных гарантий государства гражданам, уволенным с военной службы, является предоставление жилых помещений.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент увольнения истца с военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений.

Никитюк С.В. после увольнения с военной службы не имел жилого помещения для постоянного проживания, имел право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства и в связи с этим обратился в военный комиссариат <адрес> для реализации своего права. Военным комиссаром <адрес> были направлены документы для постановки Никитюка С.В. в очередь на получение жилого помещения по избранному месту жительства военному комиссару <адрес>. Военным комиссаром <адрес> в нарушение действующего в тот период законодательства документы Никитюка были возвращены, в органы местного самоуправления для постановки истца на очередь нуждающихся в получении жилья не направлены.

В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054: «Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

15. В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, по форме согласно приложению N 4.

16. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок».

Военный комиссар <адрес> не обладал правом принятия решений о постановке на очередь нуждающихся в получении жилья, не имел права возвращать документы без решения жилищной комиссии при органах местного самоуправления.

Военным комиссаром г.Дальнереченска не представлено доказательств извещения Никитюка С.В. о нарушении его права на получение жилья, в связи с чем последний не имел возможности обжаловать незаконные действия военного комиссара <адрес>. Военный комиссар г.Дальнереченска мер к защите нарушенного права истца не принял. В связи с этим суд полагает, что Никитюк С.В. не пропустил срок исковой давности.

Из протокола заседания жилищной комиссии в/ч 86749 от июля 2003 г. усматривается, что заявление Никитюка С.В. о включении его в число участников президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» подано именно в связи с избранием им постоянного места жительства в <адрес>.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты», утв. Постановлением Правительства РФ № 71 от 20 января 1998 г. в редакции, действующей в 2002-2003 г.г., право на получение безвозмездных субсидий имели граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Имея право на участие в программе по двум основаниям, Никитюк С.В. выбрал право, предоставляемое гражданам, уволенным с военной службы и избравшим постоянное место жительства. Специальный статус военнослужащих и лиц, пользующихся социальными гарантиями военнослужащих, предполагает больше гарантий в реализации права на жилище.

Из представленных Списков кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по войсковой части 86749 за 2003 год, 2004 год усматривается, что Никитюк С.В. поставлен на очередь на получение жилищных сертификатов по разделу 3 списка как гражданин, проживающий в закрытом военном городке без учета его особого статуса, вопреки поданному истцом заявлению и решению жилищной комиссии. Право истца на получение ГЖС как гражданина, уволенного с военного службы по достижении предельного возраста нахождения на военной службе и имеющего необходимый стаж военной службы, было нарушено командованием войсковой части.

В соответствии с разделом 4 Федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты» в редакции, действующей в период 2002-2003 г.г., формирование очереди и выдача государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, уволенных с военной службы, не состоящих на учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, являлась обязанностью командиров (начальников). Право на получение жилья не было реализовано уволенным с военной службы старшим прапорщиком Никитюком С.В. по вине командира воинской части, а также военных комиссаров, не выполнивших обязанности, предусмотренные законом.

Именно Министерство обороны Российской Федерации как орган, ответственный за формирование очереди и выдачу государственных жилищных сертификатов, несет ответственность за нарушение права на получение государственного жилищного сертификата уволенного с военной службы в 2000 году гражданина Никитюка С.В., до настоящего времени не обеспеченного жилой площадью по избранному месту жительства.

В связи с изложенным, суд полагает исковые требования Никитюк С.В. удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никитюк <данные изъяты> к Министерству Обороны Российской Федерации, ФБУ Управление Дальневосточного военного округа о предоставлении государственного жилищного сертификата удовлетворить полностью.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФБУ Управление Дальневосточного военного округа в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Никитюк <данные изъяты> государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней после вынесения.

Судья Ю.Г.Хлебников