Решение по иску о признании права на жосрочную трудовую пенсию за выслугу лет



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 г. г. Дальнереченск

Дальнереченский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Бондарь Н.В. при секретаре Арзамасовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сердюк С.И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району о признании права на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

истец Сердюк С.И. обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним право на досрочную пенсию за выслугу лет; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району назначить досрочную пенсию за выслугу лет со дня подачи заявления; засчитать в стаж работы по специальности периоды работы с 01.03.2001 г. по 31.05.2006 г. в должности инженера отдела технического контроля в МУ «Дальнереченск Авиа», с 01.05.2006 г. по 15.10.2009 г. в должности инженера отдела технического контроля в ООО «Аэропорт Дальнереченск».

В обоснование иска указано, что решением от 26.03.2010 г. ответчик ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району необоснованно отказал истцу Сердюк С.И. в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет. В решении ответчика указано, что на момент обращения за трудовой пенсией истцом не выработано требуемое количество льготного стажа 20 лет, имеется 18 лет 7 месяцев 20 дней при страховом стаже 34 года 10 месяцев 8 дней. Из льготного стажа исключены периоды работы с 01.03.2001 г. по 31.05.2006 г. в должности инженера отдела технического контроля в МУАП «Дальнереченск Авиа» и с 01.06.2006 г. по 15.10.2009 г. в должности инженера отдела технического контроля в ООО «Аэропорт Дальнереченск» ввиду отсутствия документов, подтверждающих льготный стаж работы. С данным решением истец Сердюк С.И. не согласен. Документы, подтверждающие льготный стаж работы, имеются, но ответчик считает их недостаточными. В спорные периоды истец Сердюк С.И. работал инженером отдела технического контроля. Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 459, работа в данной должности дает право на пенсию за выслугу лет. В данной должности истец Сердюк С.И. работал полный рабочий день, его работа состояла в техническом обслуживании авиационной техники и контроле за работой авиационных техников. Следовательно, на дату обращения к ответчику у истца имелось 27 лет льготного стажа и 35 лет общего стажа, необходимых для назначения трудовой пенсии за выслугу лет согласно пункту 15 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.

В судебном заседании истец Сердюк С.И. на исковых требованиях настаивает, ссылаясь на изложенное в исковом заявлении. В дополнение суду пояснил, что с 01.03.2001 г. по настоящее время он фактически работает в должности инженера отдела технического контроля на одном и том же предприятии гражданской авиации, которое периодически меняло свое название. Его должностные обязанности в этот период не изменялись, в них входит обеспечение контроля за качеством технического обслуживания и текущего ремонта авиационной техники, а также организация работы по предупреждению недостатков технического обслуживания; осуществление надзора за тем, чтобы работы на авиационной технике производились в строгом соответствии с действующими нормами, правилами и документацией. Он принимает участие в подготовке самолетов к полету, а также в послеполетном обслуживании самолетов. Перечень работ, произведенных в ходе подготовки самолета к полету и в ходе послеполетного обслуживания, указывается в картах-нарядах на оперативное техническое обслуживание. Также он производит периодическое техническое обслуживание самолета и его двигателей через каждые 100 часов полета. Произведенные при этом работы перечислены в картах-нарядах на периодический вид технического обслуживания. Данные карты заполняются авиатехниками по инженерному оборудованию и двигателям. Инженер отдела технического контроля работает вместе с авиатехниками как инженер и как авиатехник в случае необходимости. Когда авиатехники уходили в отпуск, он выполнял их работу. Ранее на предприятии было два инженера отдела технического контроля и больше авиатехников. В настоящее время осталась одна единица инженера отдела технического контроля, стало меньше авиатехников. Также на предприятии не стало группы подготовки производства, которая должна заниматься подготовкой инструментов, агрегатов, консервацией и расконсервацией авиатехники. Данную работу выполняют оставшиеся работники предприятия, в том числе и он /истец/. Кроме этого, у него много работы с документами: регламенты, периодические проверки по формулярам - налет, виды химических работ, установка и снятие аппаратуры, разовые работы; один раз в квартал необходимо составлять карты учета неисправностей, которые направляются в государственный центр безопасности полетов. Работая в должности инженера отдела технического контроля, он знал, что техники и инженеры любой специальности - это льготные должности, и что он уйдет на пенсию раньше.

Представители ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Малишевская С.А. и Семенова Т.Ю., действующие на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласны, суду пояснили следующее. С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истец Сердюк С.И. обратился 16.03.2010 г., при этом возраста 55 лет истец достиг 17.03.2010 г. На основании подпункта 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Перечень должностей работников авиации, которым устанавливается право на досрочную трудовую пенсию по старости, содержится в Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 459. Данный Список применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 537. В указанный Список включены инженеры всех наименований, специалисты /авиационные техники, механики, мотористы/ всех наименований. Одним из условий досрочного назначения трудовой пенсии работникам инженерно-технического состава авиации является непосредственная занятость полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому /гарантийному/ аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродромов /кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях/ на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных подразделениях, структурных подразделениях воинских частей Министерства Обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР /вольнонаемный состав/, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Тот факт, что работы по оперативному и периодическому техническому обслуживанию воздушных судов в аэропорту г. Дальнереченска осуществлялся и осуществляется на открытых площадках, установлен и не оспаривается. В ходе рассмотрения заявления истца Сердюк С.И. было установлено наличие специального трудового стажа продолжительностью 18 лет 7 месяцев 20 дней, наличие страхового стажа продолжительностью 34 года 10 месяцев 8 дней. При этом в специальный стаж не включены следующие оспариваемые периоды работы:

- с 01.03.2001 г. по 31.05.2006 г. /5 лет 3 месяца 1 день/ в должности инженера отдела технического контроля в МУАП «Дальнереченск Авиа»;

- с 01.06.2006 г. по 15.10.2009 г. /3 года 4 месяца 15 дней/ в должности инженера отдела технического контроля в ООО «Аэропорт Дальнереченск».

Указанные периоды не включены в специальный трудовой стаж истца в связи с отсутствием документов, подтверждающих льготный характер работы и постоянную занятость истца. В выписке из индивидуального лицевого счета истца указанные периоды отражены общим стажем. Документы по МУАП «Дальнереченск Авиа» и ООО «Аэропорт Дальнереченск» в архивный отдел администрации Дальнереченского городского округа не сдавались, следовательно, проверить их не представилось возможным.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 пояснил, что истца Сердюк С.И. знает, «всю жизнь» вместе работают в аэропорту г. Дальнереченска. В настоящее время он /свидетель/ работает авиатехником в ИП Титов, Сердюк С.И. - инженером отдела технического контроля, ранее вместе работали в ООО «Аэропорт Дальнереченск» и в МУАП «Дальнереченск Авиа». Авиатехник производит работы по оперативному и техническому обслуживанию воздушных судов и по их ремонту, а инженер отдела технического контроля проверяет работу и расписывается за это. При этом все время работы инженер отдела технического контроля находится радом с авиатехником - зимой на холоде, а летом на жаре, и проверяет каждый этап работы. В связи с тем, что на предприятии работает мало людей, Сердюк С.И. периодически сам осуществляет данные виды работ, как авиатехник. Авиатехники работают по два дня через два дня, инженер отдела технического контроля работает ежедневно. На предприятии два авиатехника и один инженер отдела технического контроля. Когда кто-то из авиатехников уходит в отпуск, Сердюк С.И. его подменяет.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» …» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 459.

Данным Списком предусмотрена должность «инженеры всех наименований». При этом указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому /гарантийному/ аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов /кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях/ на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных /контрольно - испытательных/ подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР /вольнонаемный состав, научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации.

Согласно записям трудовой книжки истец Сердюк С.И. 01.03.2001 г. был принят инженером отдела технического контроля в Муниципальное унитарное авиапредприятие «Дальнереченск Авиа», 31.05.2006 г. был уволен по соглашению сторон /пункт 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ/; 01.06.2006 г. истец Сердюк С.И. был принят на должность инженера отдела технического контроля в Общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Дальнереченск», 15.10.2009 г. уволен в порядке перевода по просьбе работника к индивидуальному предпринимателю Титову Н.А. /пункт 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ/; 16.10.2009 г. истец Сердюк С.И. принят на должность инженера отдела технического контроля к индивидуальному предпринимателю Титову Н.А. в порядке перевода из общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Дальнереченск», где работает до настоящего времени. /л.д. .../.

Из пояснений истца Сердюк С.И. и свидетеля ФИО1 следует, что фактически МУАП «Дальнереченск Авиа», ООО «Аэропорт Дальнереченск» и ИП Титов Н.А. являются одним и тем же предприятием гражданской авиации, у которого изменялась форма собственности.

Из содержания информационного письма архивного отдела администрации Дальнереченского городского округа от 26.11.2010 г. № 12/1118 следует, что документы МУАП «Дальнереченск Авиа» и ООО «Аэропорт Дальнереченск» на хранение в архив не поступали.

В ходе рассмотрения дела суду были представлены документы, касающиеся работы истца Сердюк С.И. в МУАП «Дальнереченск Авиа» и ООО «Аэропорт Дальнереченск», а именно: карты-наряды на периодическое техническое обслуживание самолетов; наряды на дефектацию самолетов; пооперационные ведомости технического обслуживания планера и систем самолета, двигателей самолетов, авиационного и радиоэлектронного оборудования самолетов; пооперационные ведомости на подготовку самолетов к сезонной эксплуатации; карты-наряды на оперативное техническое обслуживание самолетов; приказы о допуске инженерно-технического состава к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды; расчетные ведомости по выдаче заработной платы; штатное расписание ООО «Аэропорт Дальнереченск;. должностная инструкция инженера отдела технического контроля. Подлинники указанных документов были изучены в судебном заседании, их копии приобщены к материалам дела.

Согласно штатному расписанию ООО «Аэропорт Дальнереченск», утвержденному 01.06.2006 г., в подразделении «Инженерно-авиационная служба» имелась одна единица инженера отдела технического контроля.

В соответствии с должностной инструкцией инженера отдела технического контроля ООО «Аэропорт Дальнереченск», утвержденной 01.06.2006 г., основными обязанностями инженера отдела технического контроля являлось обеспечение контроля за качеством технического обслуживания и текущего ремонта авиационной техники, а также организация работы по предупреждению недостатков технического обслуживания. При этом инженер отдела технического контроля обязан осуществлять обязательный контроль наиболее ответственных регламентных работ в соответствии с картами-нарядами и операционными ведомостями; работ по замене агрегатов и изделии, демонтажно-монтажных и регулировочных работ; работ по устранению неисправностей, угрожающих безопасности полетов либо выявленных впервые, повторных неисправностей; работ по промывке, очистке, ремонту фильтров систем воздушного судна, колес, воздушных агрегатов, по предварительному монтажу авиадвигателей и пр.; выборочный контроль качества выполнения работ по оперативному техническому обслуживанию воздушного судна, а также работ на различных производственных участках, где не предусмотрены специалисты отдела технического контроля и т.д. При этом должностной инструкцией предусмотрено, что инженер отдела технического контроля обязан уметь лично выполнять работы по техническому обслуживанию, заменам агрегатов и регулировкам авиационной техники в соответствии с эксплуатационной документацией.

Суду представлены карты-наряды на оперативное и периодическое техническое обслуживание самолетов за период с июня 2006 г. по октябрь 2009 г., а также наряды на дефектацию самолетов за этот же период. Из содержания указанных документов следует, что истец Сердюк С.И. постоянно осуществлял контроль технического обслуживания самолетов на всех этапах работ, и периодически, несколько раз в месяц непосредственно осуществлял все виды работ по техническому обслуживанию самолетов /т.е. фактически выполнял работу авиатехника/.

Из пояснений свидетеля ФИО1 следует, что, выполняя обязанности инженера отдела технического контроля, истец Сердюк С.И. постоянно находился на месте выполнения работ по техническому обслуживанию самолетов и контролировал каждый этап выполнения работ.

В судебном заседании установлено, и представителями ответчика не оспаривается, что указанные работы производились на открытых площадках аэродрома г. Дальнереченска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что периоды работы истца Сердюк С.И. в должности инженера отдела технического контроля в МУАП «Дальнереченск Авиа» с 01.03.2001 г. по 31.05.2006 г. продолжительностью 5 лет 3 месяца 1 день и в ООО «Аэропорт Дальнереченск» с 01.06.2006 г. по 15.10.2009 г. продолжительностью 3 года 4 месяца 15 дней подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, общая продолжительность специального трудового стажа истца Сердюк С.И. на момент обращения к ответчику /т.е. на 16.03.2010 г./ составила 27 лет 3 месяца 6 дней /18 лет 7 месяцев 20 дней неоспариваемых ответчиком + 5 лет 3 месяца 1 день работы в МУАП «Дальнереченск Авиа» + 3 года 4 месяца 15 дней работы в ООО «Аэропорт Дальнереченск»/. Указанная продолжительность специального трудового стажа дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

В соответствии с разъяснениями Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

В судебном заседании установлено, что истец Сердюк С.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении указанной пенсии 16.03.2010 г. Возраста 55 лет истец достиг 17.03.2010 г., следовательно, с этого дня у него возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

С учетом изложенного суд считает возложить на ответчика обязанность назначить истцу Сердюк С.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 17.03.2010 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Сердюк С.И. удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району включить в специальный трудовой стаж Сердюк С.И. период работы в должности инженера отдела технического контроля Муниципального унитарного авиапредприятия «Дальнереченск Авиа» с 01.03.2001 г. по 31.05.2006 г., период работы в должности инженера отдела технического контроля в ООО «Аэропорт Дальнереченск» с 01.06.2006 г. по 15.10.2009 г.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району назначить Сердюк С.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 17 марта 2010 г.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения судом в окончательной форме.

Судья подпись Бондарь Н.В.